logo
Культорология

11.1. Культура Древней Греции

Загадка «греческого чуда*. Культура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н. э. и до середины II в. до н. э. Ее также называют «античной» — чтобы отличить от других древних культур, а саму Древнюю Грецию — Элладой, поскольку так называли свою страну сами греки. Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в V — IV вв. до н. э., став исключительным и во многом не превзойденным феноменом в истории мировой культуры. Расцвет культуры Древней Эллады оказался столь удивительным, что до сих пор вызывает глубокое восхищение и дает основание говорить о настоящей загадке «греческого чуда». Суть этого чуда состоит, прежде всего, в том, что только греческому народу почти одновременно и практически во всех областях культуры удалось достичь невиданных высот.

В Греции впервые отчетливо выделились два вида труда — физический и умственный, первый из которых считался недостойным человека и был уделом подневольного раба, тогда как второй являлся единственно достойным свободного человека. Эллада стала родиной всех современных форм государства и управления, и, прежде всего, республики и демократии. Хотя города-государства существовали и в других древних цивилизациях, именно у греков такой тип организации общества, принявший форму полиса, с наибольшей силой проявил все свои преимущества. Греки удачно соединили государственную и частную форму собственности, коллективный и индивидуальный интерес. Точно так же они соединили аристократию с республикой, распространив ценности аристократической этики — принцип состязательности, стремление быть первым и лучшим, добиваясь этого в открытой и честной борьбе — на всех граждан полиса.

Греческий агон (борьба, состязание) олицетворял характерную черту свободного грека: он мог проявить себя, прежде всего, как гражданин полиса, его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда выражали цели и ценности полиса. Наиболее ярким выражением античного агона стали Олимпийские игры. В этих играх самое характерное — их направленность на выявление победителя, того, чья колесница обойдет все другие, чье копье полетит дальше всех и так далее. Рекорды как таковые ни участников, ни зрителей совершенно не интересовали, о них не сохранилось никаких сведений. Что же восхищало греков в победителе? Не столько сила, ловкость, мужество сами по себе, сколько то, что победитель был избранником богов, на него падал отсвет их божественности, он признавался божественным человеком. Его божественность, и это существенно, достигалась не в ритуальном очищении, не в жертвоприношении, а в том, что человек, находясь среди людей, через соревнования выявлял и прославлял свою божественность.

Состязательность составляла основу всего уклада жизни эллинов, она пронизывала все ее сферы, будь то Олимпийские игры, диспут, поле боя или театральная сцена. Состязательность проявлялась и в том, что Древняя Греция никогда не образовывала единого государства. Мысль о единстве и объединении была грекам столь же нетерпима, как и мысль о порабощении их внешним врагом. В единой стране они боялись потерять свободу. Полисная жизнь, независимость родного полиса была для греков непременным условием их собственной свободы.

Греки понимали свободу как самодостаточность. Свобода предполагала, прежде всего, независимость от чего-либо внешнего (отсюда и существование мелких городов-государств). Внешнее неконтролируемо и таит угрозу рабства. Но человек и внутренне может стать рабом, рабом своих страстей. Чтобы быть свободным, необходимо достичь внутренней гармонии, стать независимым, на этот раз от самого себя, отделить разумное начало от чувственного. Полис, общение в полисе, ценности полиса давали человеку такую свободу.

В полисной жизни было несколько наиболее значимых проявлений. Среди них — управление своим государством, выполнение воинского долга, досуг, участие в культовых действиях. Сельскохозяйственные работы, ремесленное производство, торговля хотя и составляли материальную основу существования полиса, собственно в полисную жизнь не входили. Это были занятия, достойные рабов или свободных людей низшего достоинства. Образ жизни эллинов определялся также такими ценностями, как истина, красота и добро, которые находились в тесном единстве. У греков существовало особое понятие «калокагатия», что означало «прекрасное-доброе». «Истина» в их понимании приближалась к тому, что означает русское слово «правда-справедливость», то есть она выходила за границы «правды-истины», верного знания, и приобретала нравственное ценностное измерение.

Не менее важное значение имела для греков мера, которая неразрывно связывалась с соразмерностью, умеренностью, гармонией и порядком. От Гераклита дошла до нас известная максима: «Прекрасна надлежащая мера во всем». Надпись над входом в храм Аполлона в Дельфах призывала: «Ничего слишком». Поэтому греки, с одной стороны, считали собственность неотъемлемым атрибутом человека: вместе с утратой собственности эллин терял все гражданские и политические права, переставая быть свободным человеком. В то же время стремление к богатству осуждалось. Отмеченная особенность проявлялась и в архитектуре: греки не создавали, подобно египтянам, гигантские сооружения, их постройки были соразмерны возможностям человеческого восприятия, они не подавляли человека.

Идеалом греков был гармонически развитый, свободный человек, прекрасный душой и телом. Формирование такого человека обеспечивала продуманная система образования и воспитания, включавшая в себя два направления — «гимнастическое» и «мусическое». Целью первого было физическое совершенство. Его вершиной становилось участие в Олимпийских играх, победители которых окружались славой и почетом. На время проведения Олимпийских игр все войны прекращались. Мусическое, или гуманитарное, направление предполагало обучение всем видам искусств, освоение научных дисциплин и философии, включая риторику, то есть умение красиво говорить, вести диалог и спор. Все виды воспитания покоились на принципе состязания.

Все это сделало греческий полис уникальным явлением в истории человечества. Эллины воспринимали полис как высшее благо, не представляя свою жизнь вне его рамок, являлись истинными его патриотами. Правда, гордость за свой полис и патриотизм способствовали формированию греческого культурного этноцентризма, в силу которого эллины называли соседние с ними народы «варварами», смотрели на них свысока. Тем не менее, именно такой полис дал грекам все необходимое, чтобы проявить невиданную оригинальность во всех областях культуры, создать все то, что составляет «греческое чудо».

Практически во всех областях духовной культуры греки выдвинули «отцов-основателей», положивших начало их современным формам. Прежде всего, это касается философии. Греки первыми создали современную форму философии, отделив ее от религии и мифологии. Переход от религиозно-мифологического взгляда на мир к философскому его пониманию означал фундаментальное изменение в развитии человеческого разума. Философия при этом становилась современной как по методу — научному и рациональному, так и по способу мышления, опиравшемуся на логику и доказательство. Греческое слово «философия» вошло почти во все языки. То же самое можно сказать и о других науках и в первую очередь о математике. Пифагор, Евклид и Архимед являются основателями как самой математики, так и основных математических дисциплин — геометрии, механики, оптики, гидростатики. В астрономии Аристарх Самосский первым высказал идею гелиоцентризма, согласно которой Земля движется вокруг неподвижного Солнца. Гиппократ стал основателем современной клинической медицины, Геродот по праву считается отцом истории как науки. «Поэтика» Аристотеля является первым фундаментальным трудом, который не может обойти ни один современный теоретик искусства.

Примерно такая же ситуация наблюдается в области искусства. Практически все виды и жанры современного искусства родились в Древней Элладе, а многие из них достигли классических форм и высочайшего уровня. Последнее, в первую очередь, относится к скульптуре, где грекам справедливо отдается пальма первенства. Ее представляет целая плеяда великих мастеров во главе с Фидием. В равной мере это относится к литературе и ее жанрам — эпосу, поэзии. Особого выделения заслуживает греческая трагедия, достигшая высочайшего уровня. Многие греческие трагедии и сегодня идут на сцене. В Греции родилась ордерная архитектура, которая также достигла высокого уровня развития. Следует подчеркнуть, что искусство имело в жизни греков огромное значение. Они хотели не только творить, но и жить по законам красоты.

Исключительное своеобразие древние греки проявили в религии. Первоначально растущее множество греческих богов было достаточно хаотичным и конфликтным. Затем после длительной борьбы утверждаются олимпийские боги третьего поколения, между которыми устанавливается относительно устойчивая иерархия. В основе религиозных представлений греков не было идеи о всемогуществе богов. Они считали, что миром правит не столько божественная воля, сколько естественные законы. В то же время над всем миром, всеми богами и людьми парит неодолимый Рок, предрешения которого не в силах изменить даже боги. Роковая судьба неподвластна никому, поэтому греческие боги скорее ближе к людям, чем к сверхъестественным силам.

Особенна и греческая мифология, где все происходящее является таким же человеческим, как и сами боги, о которых рассказывается в греческих мифах. Наряду с богами значительное место в мифах занимают деяния и подвиги «богоравных героев», которые часто являются главными действующими лицами в повествуемых событиях. В греческой мифологии практически отсутствует мистика, не слишком большое значение имеют таинственные, сверхъестественные силы. Приоритетным в ней выступает художественная образность и поэтичность, игровое начало. Греческая мифология гораздо ближе к искусству, чем к религии. Именно поэтому она составила фундамент великого греческого искусства.

Греческая мифология, как и вся греческая культура, способствовала прославлению и возвеличиванию не столько богов, сколько человека. Именно в лице эллинов человек впервые начинает сознавать свои безграничные силы и возможности. Софокл по этому поводу замечает: «В мире много сил великих. Но сильнее человека нет в природе ничего». Во всем этом уже вполне просматривается будущий европеец, преобразователь и покоритель природы.

Эволюция древнегреческой культуры. В эволюции культуры Древней Греции обычно выделяют пять периодов: эгейская культура (2800—1100 гг. до н.э.); гомеровский период (XI—IX вв. до н.э.); период архаичной культуры (VIIIVI вв. до н.э.); классический период (V—IV вв. до н.э.); эпоха эллинизма (323—146 гг. до н.э.).

Эгейскую культуру нередко называют крито-микен-ской, считая при этом остров Крит и Микены главными ее центрами. Ее также называют минойской культурой — по имени легендарного царя Миноса, при котором остров Крит, занимавший ведущие позиции в регионе, достиг своего наивысшего могущества. В конце III тыс. до н.э. на юге Балканского полуострова, Пелопоннесе и острове Крит складывались раннеклассовые общества и возникали первые очаги государственности. Несколько быстрее этот процесс шел на острове Крит, где к началу II тыс. до н.э. появились первые четыре государства с центрами-дворцами в Кноссе, Фесте, Маллии и Като-Закро. Учитывая особую роль дворцов, возникшую цивилизацию иногда называют «дворцовой».

Экономическую основу критской цивилизации составляло сельское хозяйство, в котором, прежде всего, выращивались хлеб, виноград и оливки. Важную роль играло также скотоводство. Высокого уровня достигли ремесла, в особенности выплавка бронзы. Успешно также развивалось керамическое производство. Центрами критской цивилизации были дворцы, которые напоминали хитроумно запутанные лабиринты. Наиболее известным памятником критской культуры стал Кносский дворец, вошедший в историю под именем «Лабиринт», от которого сохранился только первый этаж. Дворец представлял собой грандиозное многоэтажное сооружение, включавшее 300 помещений на общей платформе, занимавшей более 1 га. Он был снабжен превосходной системой водоснабжения и канализации, имел терракотовые ванны. Дворец одновременно был религиозным, административным и торговым центром, в нем находились ремесленные мастерские. С ним связан миф о Тезее и Минотавре.

Высокого уровня на Крите достигла скульптура малых форм. В тайнике Кносского дворца найдены статуэтки богинь со змеями в руках, которые полны грации, изящества и женственности. Лучшим достижением критского искусства является живопись, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты росписей Кносского и других дворцов.

Наивысший расцвет критской цивилизации и культуры приходится на XVI—XV вв. до н.э., особенно на время правления царя Миноса. Однако в конце XV в. до н.э. цветущая цивилизация и культура неожиданно погибают. Причиной катастрофы, скорее всего, стало извержение вулкана.

Возникшая на юге Балкан часть эгейской культуры и циг вилизации была близка к критской. Она также покоилась на центрах-дворцах, которые сложились в Микенах, Тиринфе, Афинах, Пилосе, Фивах. Однако эти дворцы заметно отличались от критских: они представляли собой мощные цитадели-крепости, обнесенные высокими (более 7 м) и толстыми (более 4,5 м) стенами. Вместе с тем эту часть эгейской культуры можно считать более греческой, поскольку именно сюда, на юг Балкан, в III тыс. до н. э. пришли собственно греческие племена — ахейцы и данайцы. Племена были индоевропейского происхождения. Именно ахейцы и данайцы явились прямыми предками будущих эллинов (греков). В силу особой роли ахейцев эту культуру и цивилизацию часто называют ахейской. Каждый центр-дворец являлся самостоятельным государством; между ними существовали самые разные отношения, включая противоречия и конфликты. Иногда они объединялись в союз — как это было сделано для похода на Трою. Гегемония среди них чаще принадлежала Микенам.

Как и на Крите, основу экономики ахейской цивилизации составляли земледелие и скотоводство. Владельцем земель выступал дворец, и все хозяйство имело дворцовый характер. Оно включало всевозможные мастерские, в которых перерабатывались сельскохозяйственные продукты, выплавлялись металлы, ткались ткани и шилась одежда, изготовлялись орудия труда и военное снаряжение.

Наиболее ранние памятники ахейской культуры носили культовый, заупокойный характер. К ним относятся, прежде всего, так называемые «шахтовые гробницы», выдолбленные в скалах, где сохранилось множество прекрасных изделий из золота, серебра, слоновой кости, а также огромное количество оружия. Позднее (XV—XIII вв. до н.э.) ахейцы строят более грандиозные заупокойные сооружения — «купольные гробницы», одна из которых («гробница Агамемнона») включала несколько помещений. Великолепным памятником светской архитектуры был Микенский дворец, украшенный колоннами и фресками, живописными сюжетами на бытовые и военные темы.

Апогей культуры ахейской Греции приходится на XV—XIII вв. до н. э., однако уже к концу XIII в. до н.э. она начинает приходить в упадок, а в течение XII в. до н.э. все дворцы оказываются разрушенными. Наиболее вероятной причиной гибели стало вторжение северных народов, среди которых были греки-дорийцы, но точные причины катастрофы не установлены.

Период XI—IX вв. до н.э. в истории Греции принято называть гомеровским, поскольку главными источниками сведений о нем служат знаменитые поэмы «Илиада» и «Одиссея». Его также называют «темным веком» из-за отсутствия точных сведений, а также из-за разрыва преемственности между эпохами и даже отката назад, поскольку некоторые элементы уже достигнутого уровня цивилизации были утрачены. В частности, была утрачена государственность, а также городской и дворцовый уклад жизни, письменность. Эти элементы греческой цивилизации фактически рождались заново. В то же время, возникшее и ставшее широким применение железа, способствовало ускоренному развитию цивилизованного начала. Основным занятием дорийцев по-прежнему было земледелие и скотоводство. Успешно развивались садоводство и виноделие, а оливы оставались ведущей культурой. Сохраняла свое место торговля, где в качестве «всеобщего эквивалента» выступал крупный рогатый скот. Хотя основной формой организации жизни была сельская патриархальная община, в ее недрах уже зарождался будущий городской полис.

Что касается духовной культуры, то здесь преемственность была сохранена. Об этом убедительно говорят гомеровские поэмы, из которых видно, что мифология ахейцев, составляющая основу духовной жизни, оставалась той же. Судя по поэмам, шло дальнейшее распространение мифа как особой формы сознания и восприятия окружающего мира. Происходило также упорядочивание греческой мифологии, которая приобретала все более законченные, совершенные формы.

Архаический период (VIII—VI вв. до н.э.) стал временем быстрого и интенсивного развития Древней Греции, в ходе которого были созданы все необходимые условия и предпосылки для последующего удивительного взлета и расцвета. Практически во всех областях жизни происходят глубокие изменения. За три века античное общество совершает переход от деревни к городу, от родовых и патриархальных отношений к отношениям классического рабства.

В этот период (VIII в.—480 г. до н.э.) проходила великая колонизация — освоение греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей. У греков появляется алфавитное письмо, зарождаются естественные науки, в частности астрономия и геометрия, появляются первые философские системы. Под влиянием восточной архитектуры и скульптуры формируется греческое искусство.

В период архаики происходит становление античного полиса (греч. polls, лат. civitas) — города-государства, специфического типа политического устройства, давшего жизнь всем последующим демократиям мира.

Древние греки создали принципиально новый тип цивилизации — рыночную экономику, основанную на честном, добросовестном труде, высокой культуре демократического руководства и свободном развитии личности. Ничего подобного до них в истории не было. Политически античная цивилизация начинается с полиса (города-государства), экономически — с агоры (рыночной площади), лимена (гавани с портом) и комы (деревни).

Афиняне строили свою цивилизацию, планомерно соединяя государственную и частную собственность. Опора частного сектора — малое семейное хозяйство, использующее личный труд селянина и его семьи (ойкос). Именно от греков пришло к нам понятие «экономика», означавшее у них заведование домашним хозяйством — «ойкономика».

Засушливый и некогда пустынный горный край, пришедший в эпоху варварства к пределу экологического истощения, талантливый народ за несколько веков превратил в цветущую землю с прекрасными городами, продуктивным земледелием и скотоводством. Доведенная почти до совершенства интенсивная система хозяйствования позволила грекам составить конкуренцию традиционным аграрным регионам — развитым центрам восточной цивилизации.

Любая отрасль производства в античной Греции: земледелие, торговля, строительство, ремесла — превращалась в область «прикладной математики». Греки рассчитывали каждую мелочь, в виноградарстве, например, какое удобрение необходимо внести для данного сорта в конкретной почве, чтобы не повредить аромату вина и добиться наивысшей эффективности; как наиболее рационально разместить на ограниченном участке максимальное число виноградных лоз; как прорыть траншеи нужной глубины, соединить их в оросительную систему, которая не разрушила бы горных склонов и структуры почвы. Грек — ремесленник, торговец, земледелец — внимателен к любому новшеству, способному хоть ненамного повысить производительность и качество продукции.

Выражаясь современным языком, греческая культура — цивилизация венчурных форм. В городском хозяйстве превалируют мелкие (мастер, несколько учеников, 5—30 рабов) ремесленные мастерские — эргастерии. Крупных мастерских (100—120 рабов) немного. В сельском хозяйстве господствуют мелкие семейные фермы. Население самих полисов колеблется от тысячи до нескольких десятков тысяч человек. Политически активная часть полиса, состоящая из свободных и полноправных граждан, достигших 30 лет, еще меньше. Все они разбиты на множество партий, родовых и культовых объединений, увеселительных клубов, деловых товариществ, неформальных обществ, профессиональных корпораций.

Цивилизацией венчурных форм античную Грецию можно назвать и за многое другое, например, за инициативность и риск, предприимчивость и новаторство, деловитость и рационализм, научно-практический, изобретательский подход к любой работе, наконец, за инновационный стиль управления, умение быстро перестраиваться и добиваться успеха на новом поприще. Греки удивительно практичны и, кажется, поголовно грамотны: в суде (а афинянам помногу раз в своей жизни приходилось бывать то судьями, то истцами, то ответчиками) от них требовалось кратко и четко формулировать свои мысли.

Культура архаичного периода продолжалась вплоть до V в. до н.э. — времени наивысшего расцвета античной культуры. В это время формируется единое сознание греков и появляется понятие «эллины», из разрозненных местных религий возникает целостная античная мифология.

Эллинские мифы вошли в культуру всех европейских народов. В отличие от Египта, в Греции религиозные обряды были крайне просты и могли выполняться любым человеком. Фактически они сводились к жертвоприношениям. Отсутствие жреческой касты привело к тому, что функции идеологов взяли на себя народные сказители. Они же сформировали и представление греков о богах. Греческие боги лишены таинственности. Они пируют, ссорятся, вступают в браки между собой и с людьми. Их жизнь напоминает жизнь в коммунальной квартире, но только в более приличествующей форме. Их нравы похожи на человеческие: здесь царят прелюбодеяние, борьба за власть, неприкрытое соперничество и полуприкрытое коварство. Так, женитьба Зевса на покровительнице брака Гере не помешала его связям с другими богинями и даже смертными женщинами. Леду он соблазнил, обратившись лебедем, Европу — быком, а Данаю — золотым дождем. Бог виноградарства Дионис не только путешествовал по свету, обучая людей виноделию, но устраивал веселые гульбища, называвшиеся оргиями (отсюда берет начало понятие оргиастического культа), которые греки относили к разряду религиозных мистерий. Боги греков, как и сами греки, были хитроваты, предприимчивы и практичны.

В Греции был широко распространен культ Афродиты, богини любви и красоты. Любовью были увлечены все — и люди, и боги. Причем любовью иногда неожиданной. Любовь между мужчинами, весьма распространенная в античной Греции, считалась нормальным проявлением чувств. Стрелы бога любви Эроса, по преданию, возбуждали любовь не только между мужчиной и женщиной, но и между мужчинами. Любовь между мужчинами воспевали даже философы.

Правда, любовь к юношам имела и воспитательный аспект, так как взрослый мужчина был наставником юноши в жизни. Мир мужской любви вырастал из особенностей военной организации полисов, где покровительство ветеранов вырастало в интимную близость с новобранцами. Брак греки воспринимали с точки зрения практической пользы. Муж видел в жене в первую очередь мать своих детей и хранительницу очага, поэтому любовь здесь не имела приоритетного значения.

Богом света и поэзии был Аполлон, которого обычно сопровождали девять муз-покровительниц искусств и наук: Евтерпа — лирической поэзии, Клио — истории, Талия — комедии, Мельпомена — трагедии, Терпсихора — танцев, Эрато — любовной поэзии, Полигимния — гимнов, Урания — астрономии, Каллиопа — эпической поэзии. Богиней красоты была Афродита, мудрости — Афина, богом огня и кузнечного мастерства — Гефест, войны — Арес. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покровителя: Деметра покровительствовала земледелию, Афина — ткачеству, Дионис — виноделию, Гермес — торговле и т. д.

Главное и наиболее существенное отличие богов от людей заключалось в том, что они были бессмертны. Второе отличие состояло в том, что они были еще и прекрасными, хотя и не все: Гефест, к примеру, был хромым. Греки не отождествляли, но и не проводили непреодолимую грань между людьми и богами. Посредниками между ними выступали герои, которые рождались от брака с земной женщиной и которые за свои подвиги могли быть приобщены к миру богов.

Близость между человеком и богом оказывала существенное влияние на религиозное сознание и практику эллинов. Они верили своим богам, поклонялись им, строили свои храмы и приносили жертвы. Но у них не было слепого поклонения, трепета и тем более фанатизма. Можно сказать, что задолго до христианства греки уже придерживались известной христианской заповеди: «Не сотвори себе кумира». Греки могли позволить себе критическое высказывание о богах. Более того, они нередко бросали им вызов. Ярким примером тому служит известный миф о Прометее, который бросил дерзкий вызов богам, похитив у них огонь и подарив его людям.

В период архаики зарождается культурный институт спортивных и музыкально-поэтических игр, которые греки посвящали своим богам. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры — спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 г. до н.э.; Пифийские игры — спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские — в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.

В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), где возникла первая философская система античности — натурфилософия. Ее еще называют ионийской. Для нее характерны материализм и поиск объективных закономерностей: Фалес (624—546 до н.э.) считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен (ок. 585—525 до н.э.) — воздух, Анаксимандр (ок. 611—546 до н.э.) — апейрон (беспредельное).

Пифагор (ок. 540—500 до н.э.) и его последователи, считая основой всего сущего числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит Эфесский (ок. 554—483 до н.э.), считавший первоосновой материи огонь. По его мнению, как в природе, так и в обществе происходят вечное движение и борьба. Большой вклад в развитие философии внесла элейская школа, наиболее ярким представителем которой был Парменид Элейский (ок. 540—480 до н.э.), сформулировавший принцип тождества мышления и бытия.

Почти все древнегреческие философы являлись математиками. Ими были Пифагор, Платон, Аристотель и те, кто развивал философию как учение о количественных характеристиках мира. Первый греческий философ Фалес написал серьезные астрономические труды, предсказывал солнечные затмения, был купцом, мореплавателем, строителем мостов, инженером, создавшим ирригационные приспособления, государственным деятелем. Оказалось, что Фалесу не чужд и предпринимательский подход. Согласно легенде, записанной Аристотелем, Фалес, вычислив по наблюдению звезд обильный урожай маслин на следующий год, скупил на свои небольшие сбережения все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Купил он их за бесценок, так как никто не верил в богатый урожай, а когда пришла пора, и спрос на них резко возрос, Фалес сдал их внаем втридорога, выручив огромную прибыль.

В литературе эпохи архаики ведущая роль принадлежала эпическим жанрам. Таковы гомеровские «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н.э. К этому же времени относится и творчество Гесиода, написавшего поэмы «Теогония» (т.е. родословная богов) и «Труды и дни». Постепенно лидерство переходит от эпоса к лирической поэзии. Внимание к человеку, его внутреннему миру, к событиям современной жизни характерно для творчества Архилоха (2-я пол. VII в. до н.э.), Сафо (Сапфо, ок. 610 — ок. 580 до н.э.), Алкея (рубеж VIIVI вв. до н.э.), Феогнида Мегарского (2-я пол. VI в. до н.э.), Анакреонта (1-я пол. VI в. до н.э.). В качестве особого жанра оформляется басня, которую традиционно связывают с именем полулегендарного Эзопа (VI в. до н.э.). Многие сюжеты его басен (например, «Волк и ягненок», «Лисица и виноград», «Ворона и лисица») получили развитие в последующие эпохи. В нашу речь вошло понятие «эзопов язык», которое означает завуалированное высказывание.

В искусстве появляются два основных типа одиночной скульптуры — обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Древнего Востока: некоторая условность изображения, статичность, торжественность.

К VI в. оформляется архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В ионическом, более пышном, стиле колонна наряду с чисто функциональной несет и декоративную нагрузку, для нее характерны капитель с завитками-волютами, более сложный цоколь. В период архаики утверждается синтез архитектуры и скульптуры — храмы снаружи украшаются рельефами, .внутри ставятся статуи богов.

Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Около 700 г. до н.э. гончары из Коринфа придумали черно-фигурную технику росписи сосудов, в которой неглазурован-ная красная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифологическими или батальными сценами. Около 530 г. до н.э. афинские гончары предложили прямо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой и разработкой деталей.

Классический период (V—IV вв. до н. э.) стал временем наивысшего подъема и расцвета древнегреческой цивилизации и культуры. Именно этот период породил все то, что потом будет названо «греческим чудом». В это время утверждается и полностью раскрывает все свои удивительные возможности античный полис. Наивысшего расцвета достигает также демократия, чем она обязана, прежде всего, Периклу — выдающемуся политическому деятелю древности.

В классический период Греция переживает бурное экономическое развитие. Основой экономики, по-прежнему, было сельское хозяйство. Наряду с ним интенсивно развиваются ремесла — в особенности выплавка металлов. Быстро растет товарное производство, в частности винограда и олив, и, как следствие, наблюдается стремительное расширение обмена и торговли. Афины становятся крупным торговым центром не только внутри Греции, но и на всем Средиземноморье. С Афинами оживленно торгуют Египет, Карфаген, Крит, Сирия, Финикия. В широких масштабах ведется строительство.

Именно в это время античная философия достигает наивысшего рассвета. Ее прославили три великих философа — Сократ, Платон и Аристотель. Сократ (ок. 470—399 гг. до н.э.) явился родоначальником диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Он первым сосредоточил внимание не на вопросах познания природы, но на проблемах человеческой жизни, проблемах добра, зла и справедливости, проблемах познания человеком самого себя. Знание, утверждал Сократ, должно не только приносить пользу, но и давать основания подлинной нравственности. Подобные основания могут состоять только в знании того, что есть добро. Разумеется, Сократ понимал, что можно располагать сведениями о добре и не быть добрым, делать добрые дела, не понимая сущности добра. Но он настаивал на том, что, если мы не стали добродетельными, зная о добре, то это были не настоящие знания. Настоящие знания не могут нас оставить в том же состоянии, в котором мы находились до познания истины. Если же мы делаем добро бессознательно, то это не подлинное добро, потому что оно не имеет нравственного смысла. Заповеди и законы в сфере морали так же, как и утверждения в сфере мышления, только тогда становятся полноправным фактом соответствующей сферы, когда они приобретают характер сознательного решения.

Отказываясь от космологических исследований, Сократ оставил для философствования сферу рассудка — в той мере, в какой тот способен усматривать общее. Рассудок становится не только целью, но и средством философии. С точки зрения Сократа, действительно, а не иллюзорно, в нашем сознании существует только то, в чем мы можем себе и другим дать рациональный отчет. Если у ионийских и италийских философов истина отождествлялась с первоначалом, то у Сократа истину фиксирует понятие, основанное на определении, дефиниции. В первом случае процесс доказательства не имеет решающего значения для мышления, во втором же — доказательство для себя и других является единственной формой уяснения истины. В духовной атмосфере сократовской эпохи происходит рождение того метода философствования, который станет доминирующим в европейской культуре. Главным инструментом мышления становится понятие как элемент индивидуального рассудка. Сократ открыл, что опорой в поисках истины является истинное бытие, причастность к которому возможна через добро.

Этот род бытия является предметом теоретической философии Платона (428—348 гг. до н.э.). Платон являлся учеником Сократа, а после, еиерти учителя основал в Афинах собственную школу — Академию. Платон учил, что идеи (высшая среди них — идея блага) — вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи — подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис — воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) — побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство — иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Сочинения Платона — высокохудожественные диалоги: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парме-нид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия) и др.

Ученика Платона — Аристотеля (384—322 гг. до н.э.) по праву называют энциклопедистом. В 335 г. до н.э. Аристотель основал Ликей — гимнасию. Аристотель считается основоположником формальной логики, создателем силлогистики. «Первая философия» (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении, форме и материи, действующей причине и цели. Источник движения и изменчивого бытия — вечный и недвижный «ум», нус (перводвигатель). Центральный принцип этики Аристотеля — разумное поведение, умеренность (метриопатия). Суть искусства — подражание (мимесис), цель трагедии — «очищение» духа (катарсис). Основные сочинения: логический свод «Органон», «Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика».

Наряду с философией также успешно развиваются другие науки — математика, медицина, история.

Невиданный расцвет в эпоху классики переживает художественная культура, и в первую очередь — архитектура и градостроительство. Значительный вклад в развитие градостроительства внес Гипподам (V в. до н.э.), архитектор из Милета, разработавший концепцию регулярной планировки города, согласно которой в нем выделялись функциональные части: общественный центр, жилая зона, а также торговая, производственная и портовая зоны. Основным типом монументальной постройки, по-прежнему, остается храм.

Афинский Акрополь стал подлинным триумфом древнегреческой архитектуры, одним из величайших шедевров мирового искусства. Этот ансамбль включал парадные ворота — Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), Эрех-тейон и главный храм Афин — Парфенон — храм Афины Парфенос (Афины Девы). Акрополь, построенный архитекторами Иктином и Каликратом, находился на высоком холме и как бы парил над городом, был далеко виден с моря. Особое восхищение вызывал Парфенон, который украшали 46 колонн и богатое скульптурное и рельефное убранство.

Среди знаменитых архитектурных памятников также находились два сооружения, отнесенных к семи чудесам света. Первым являлся храм Артемиды в Эфесе. Храм имел 127 колонн, внутри был украшен великолепными статуями работы Праксителя (2-я треть IV в. до н.э.) и Скопаса (IV в. до н.э.), а также прекрасными живописными картинками. Вторым памятником стала гробница Мавсола, правителя Карий, получившая позднее наименование «Мавзолей в Галикарна-се». Сооружение имело два этажа высотой по 20 м, первым из которых была сама гробница Мавсола и его жены Арте-мисии. Во втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения.

В эпоху классики наивысшего совершенства достигает греческая скульптура, которую представляет целая плеяда гениальных мастеров. Самым великим среди них является Фидий (нач. V в. до н.э.). Его статуя Зевса, имевшая высоту 14 м и украшавшая храм Зевса в Олимпии, также входит в число семи чудес света. Он создал и статую Афины Парфенос высотой 12 м, которая находилась в центре Афинского Акрополя. Еще одна его статуя — статуя Афины Прома-хос (Афины Воительницы) высотой 9м — изображала богиню в шлеме с копьем и воплощала военную мощь Афин. Помимо названных творений, Фидий также принимал участие в проектировании Афинского Акрополя и в создании его пластического убранства.

Среди других скульпторов наиболее известными являются Пифагор Регийский (1-я пол. V в. до н.э.), автор статуи «Мальчик, вынимающий занозу»; Мирон (сер. V в. до н.э.), изваявший скульптуры «Дискобол», «Афина и Марсий»; Поликлет (2-я пол. V в. до н.э.) — мастер бронзовой скульптуры, создавший «Дорифора» (Копьеносца) и «Раненую амазонку», а также написавший первый теоретический труд о пропорциях человеческого тела «Канон».

Позднюю классику представляют ваятели Пракситель (2-я пол. V в. до н.э.), Скопас (IV в. до н.э.), Лисипп (2-я пол. IV в. до н.э.). Первого из них прославила, прежде всего, статуя «Афродита Книдская», ставшая первой обнаженной женской фигурой в греческой скульптуре. Искусству Праксителя присуще богатство чувств, изысканная и тонкая красота, гедонизм. Эти качества проявились в таких его произведениях, как «Сатир, наливающий вино», «Эрот».

Скопас участвовал вместе с Праксителем в пластическом оформлении храма Артемиды в Эфесе и мавзолея в Галикар-насе. Его творчество отличают страстность и драматизм, изящество линий, выразительность поз и движений. Одним из известных его творений является статуя «Вакханки в танце». Лисипп создал бюст Александра Македонского, при дворе которого он состоял художником. Из других произведений можно указать на статуи «Отдыхающий Гермес», «Гермес, подвязывающий сандалию», «Эрот». В своем искусстве он выражал внутренний мир человека, его чувства и переживания.

В эпоху классики высшей своей точки достигает греческая литература. Поэзию представлял, прежде всего, Пиндар из Фив (ок. 518 — 442/438 до н.э.), не принявший афинскую демократию и выражавший в своем творчестве ностальгию по аристократии. Он также слагал культовые гимны, оды и песни в честь победителей Олимпийских и Дельфийских игр.

Главным литературным событием становится рождение и расцвет греческой трагедии и театра. Основателем трагедии был Эсхил (525 — 456), который, как и Пиндар, отрицал демократию. Главным его произведением является «Прикованный Прометей», герой которого — Прометей — стал воплощением мужества и силы человека, его богоравности и готовности пожертвовать своей жизнью ради свободы и благополучия людей. В творчестве Софокла (ок. 496—406), прославлявшего демократию, греческая трагедия достигает классического уровня. Герои его произведений являются сложными натурами, они сочетают в себе приверженность идеалам свободы с богатством внутреннего мира, глубиной психологических и нравственных переживаний, духовной тонкостью. Самой знаменитой его трагедией стал «Эдип-царь». В искусстве Еврипида (485—406) — третьего великого трагика Эллады — люди показаны не «какими они должны быть», как это имело место, по его мнению, у Софокла, а «каковыми они были на самом деле». Наиболее известным его творением стала «Медея».

Наряду с трагедией успешно развивается комедия, «отцом» которой является Аристофан (ок. 445 — ок. 386). Его пьесы написаны живым, близким к разговорному языком. Их содержание составляли актуальные и злободневные темы, среди которых одной из центральных была тема мира. Комедии Аристофана были доступны простому люду и пользовались большой популярностью.

Эллинизм (323—146 гг. до н.э.) стал заключительным этапом древнегреческой культуры. В это время происходит экспансия эллинской культуры на территории множества восточных государств, возникших после распада империи Александра Македонского, где она соединяется с восточными культурами. Именно этот синтез греческой и восточной культур и образует то, что именуется культурой эллинизма.

Из областей духовной культуры наиболее успешно в эпоху эллинизма развиваются наука и искусство. В науке ведущие позиции по-прежнему занимает математика, где работают такие великие умы, как Евклид (III в. до н.э.) и Архимед (ок. 287 — 212 гг. до н.э.). Их усилиями математика не только прогрессирует в теоретическом плане, но и находит широкое прикладное и практическое применение в механике, оптике, статике, гидростатике, строительстве. Архимеду к тому же принадлежит авторство многих технических изобретений. Значительные успехи имеют также астрономия, медицина, география.

В искусстве наибольший успех сопутствует архитектуре и скульптуре. В архитектуре наряду с традиционными сакральными храмами широко строятся гражданские общественные здания: дворцы, театры, библиотеки, гимнасии и т. д. В частности, в Александрии Птолемей I (332 — 283 гг. до н.э.) создал научный центр — Мусейон — храм муз, дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины. При Мусейоне находилось собрание книг, знаменитая Александрийская библиотека, где хранилось около 799 тысяч свитков. Из других архитектурных сооружений заслуживает внимания Александрийский маяк высотой в 120 м, включенный в число семи чудес света.

Скульптура также продолжает классические традиции, хотя в ней появляются новые черты: усиливаются внутренняя напряженность, динамика, драматизм и трагизм. Монументальная скульптура иногда принимает грандиозные размеры. Таковой, в частности, была статуя бога солнца Гелиоса, созданная ваятелем Хересом и известная как Колосс Родосский. Статуя также входит в число семи чудес света. Она имела высоту 36 м, стояла на берегу гавани о. Родос, но разбилась при землетрясении. Отсюда пошло выражение «колосс на глиняных ногах». Знаменитыми шедеврами являются Афродита (Венера) Милосская и Ника Самофракийская.

Выдающимися философскими школами считаются эпикурейство, стоицизм и скептицизм. Эпикур (341—270 гг. до н.э.) утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство. Девиз Эпикура — живи уединенно. Цель жизни — отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия). Для ее достижения следует освободиться от трех видов страха: страха перед богами, страха перед необходимостью, страха перед смертью. Боги находятся в состоянии блаженного покоя, и поэтому им нет дела до людей, в космосе же царствует случайность, а не необходимость, смерти же не следует бояться, поскольку она вообще не является частью жизни. Другой эллинистический философ, Зенон из Китиона (ок. 335—ок. 262 гг. до н.э.) явился основателем школы стоицизма, считавшей идеалом добродетели независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения является апатия, бесстрастие. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя их презрительного отношения к культуре, мудрец должен следовать бесстрастию и любить свой рок. Все люди — граждане космоса как мирового государства; стоицизм уравнивал перед лицом мирового закона всех людей; свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в средние века и в эпоху Возрождения. Третье направление — скептицизм. Его основоположником был Пиррон из Элиды (ок 360 — ок. 270 гг. до н.э.). Скептики сомневались и в том, что в космосе царствует необходимость, и в том, что там правит случайность, т. е. они сомневались и в стоицизме, и в эпикурействе. Поэтому, считали скептики, воздержание от суждений и есть суть философии — афасия.

В 146 г. до н.э. Древняя Эллада перестала существовать, однако древнегреческая культура существует и поныне. Древняя Греция оказала огромное влияние на всю мировую культуру. Без нее не было бы современной Европы, равно как и восточный мир без эллинской культуры был бы совсем иным.