13.1. Истоки Ренессанса
Итальянский феномен возникновения новой культуры обусловливался историческими особенностями страны. Главной базой складывания ренессансной культуры стали независимые, богатые и процветающие города-государства Северной и Центральной Италии, которые в условиях партикуляризма (политической разобщенности, раздробленности) обрели экономическую мощь, опираясь на передовые формы торгово-промышленного и финансового предпринимательства, монопольные позиции на внешних рынках и широкое кредитование европейских правителей и знати. Отсутствие четких границ между социальными сословиями, вовлечение их в бурную городскую жизнь способствовало созданию в городах-государствах особого климата: здесь ценились свобода полноправных граждан, их равенство перед законом, доблесть и предприимчивость, открывавшие путь к социальному и экономическому преуспеванию.
Одной из важнейших предпосылок зарождения ренессансной культуры в Италии была широкая система образования — от начальных и средних школ до многочисленных университетов. Немаловажную роль сыграла в Италии и тесная историческая связь ее культуры с
* Проторенессанс — период истории итальянского искусства (XIII — нач. XIV вв.), ознаменовавшийся ростом светских реалистических тенденций, обращением к античной традиции.
римской античностью, о которой напоминали многочисленные памятники древности: латынь,
города, деньги. Идейные истоки Ренессанса обнаруживаются в поэзии «сладостного стиля», искусстве Проторенессанса, творчестве Данте Алигьери.
Формирование новой культуры, светской по своей общей направленности, стало делом людей умственного труда — гуманистической интеллигенции, весьма пестрой и разнородной по своему происхождению и социальному положению. В состав новой интеллигенции вошли представители попо-ланства (торгово-ремесленных слоев), с которыми были связаны традиционные интеллектуальные профессии (теологи, юристы, медики, а также художники и скульпторы), верхушка нобилитета (слой знатных людей) и феодального дворянства. Социальный статус деятелей новой культуры также был разнообразен: учителя и университетские профессора, ученые секретари при дворах правителей, политические деятели, библиотекари и переписчики книг, живописцы, скульпторы и архитекторы. Объединяла их гуманистическая образованность, глубокий интерес к гуманитарным знаниям, стремление к самостоятельным поискам нетрадиционных путей в науке, литературе и художественном творчестве. Новой формой самоорганизации лиц творческого труда стали гуманистические кружки и сообщества, литературные, художественные, музыкальные академии, внецеховые мастерские художников, скульпторов, архитекторов. Новые содружества людей творческих профессий отличались открытостью, атмосферой свободных дискуссий, чуждых средневековому догматизму, разнообразием позиций и мнений. Это имело большое значение для развития культуры и науки: самокритика способствовала их продвижению вперед, уберегала от опасных тупиков застоя, жесткой канонизации.
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- Глава 11. Античность как тип культуры (3. А. Неверова)
- Глава 12. Культура Византии и западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура Ренессанса (3. А. Неверова)
- Глава 14. Европейская культура эпохи Нового времени (3. А. Неверова)
- Глава 15. Культура XX века (3. А. Неверова)
- Глава 16. Культура России
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- Введение глава 1. Понятие культуры
- Культура: слово, понятие, проблема
- 1.2. Культурология и ее место в системе гуманитарных знаний
- Раздел I становление и развитие культурологического знания
- Глава 2. Понятие культуры в классической европейской философии
- 2.1. Представления о культуре в эпоху античности и средневековья
- 2.2. Культурологическая мысль Нового времени
- Глава 3. Понимание культуры в постклассической западной философии
- 3.1. Культурологические взгляды Фридриха Ницше
- 3.2. Психоаналитические концепции культуры
- 3.3. Марксистское понимание культуры
- 3.4. Европоцентризм и культурологическая концепция Освальда Шпенглера
- Глава 4. Русская культурологическая мысль
- 4.1. Культурологическая мысль славянофилов и западников
- 4.2. Проблемы культуры в трудах ф. М. Достоевского, в. С. Соловьева и н. А. Бердяева
- 4.3. Советская культурологическая мысль
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- 5.1. Культурологические проблемы в современной антропологии
- 5.2. Герменевтика
- 5.3. Структурный анализ и деконструкция культуры
- 5.4. Постмодернизм
- Раздел II морфология культуры
- Глава 6. Структура культуры
- 6.1. Артефакт культуры
- 6.2. Семантика культуры
- 6.3. Ценности и нормы культуры
- 6.4. Основные функции культуры
- Глава 7. Источники и механизмы культурной динамики
- Раздели III типология и историческая динамика культуры
- Глава 8. Теоретические модели типологии культуры
- 8.1. Критерии типологизации культуры
- 8.2.Основные типы культуры
- Глава 9. Культура первобытного общества
- 9.1. Основные этапы становления первобытной культуры*
- 9.2. Миф и его роль в культуре
- 9.3. Древние верования и культы
- Глава 10. Культура древних цивилизаций востока
- 10.1. Типологическая характеристика культуры древних цивилизаций
- 10.2. Культура Древнего Египта
- 10.3. Культура Древней Месопотамии
- 10.4. Культура Индии
- 10.5. Культура Китая
- Глава 11. Античность как тип культуры
- 11.1. Культура Древней Греции
- 11.2. Культура Древнего Рима
- Глава 12. Культура византии и западноевропейского средневековья
- 12.1. Культура Византии
- 12.2. Культура западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура ренессанса
- 13.1. Истоки Ренессанса
- 13.2. Ренессанс и античность
- 13.3. Гуманизм и личность
- 13.4. Ренессансная модель мира
- 13.5. Ренессанс и Реформация
- 13.6. Художественная культура Ренессанса
- Глава 14. Европейская культура эпохи нового времени
- 14.1. Общая характеристика новой европейской культуры XVII в.
- 14.2. Культура XVIII в. Просвещение
- 14.3. Индустриализация. Становление техногенного характера европейской цивилизации. Культурная дифференциация Европы
- Глава 15. Культура XX века
- 15.1. Основные тенденции развития культуры XX века
- 15.2. Модернизм и авангард как культурная стратегия
- 15.3. Феномен массовой культуры
- Глава 16. Культура россии
- 16.1. Эволюция древнерусской культуры
- 16.2. Культура России XVIII века
- 16.3. Культура России XIX века
- 16.4. Начало XX века: расцвет русской культуры
- 16.5. Социалистическая революция и феномен советской культуры
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- 17.1. Особенности формирования общенациональной культуры Беларуси
- 17.2. Белорусская культура эпохи средневековья. Ренессанс и гуманизм на белорусских землях
- 17.3. Белорусский ренессанс и христианский гуманизм
- 17.4. Беларусь в контексте евразийского культурного пространства в XVII - XVIII веках
- 17.5. Белорусская культура XIX - начала XX века
- 17.6. Белорусская советская культура: основные черты и тенденции
- 17.7. Беларусь в постсоветском культурном пространстве
- Культурология