logo
Культорология

13.1. Истоки Ренессанса

Итальянский феномен возникновения новой культуры обусловливался историческими особенностями страны. Главной базой складывания ренессансной культуры стали независимые, богатые и процветающие города-государства Северной и Центральной Италии, которые в условиях партикуляризма (политической разобщенности, раздробленности) обрели экономическую мощь, опираясь на передовые формы торгово-промышленного и финансового предпринимательства, монопольные позиции на внешних рынках и широкое кредитование европейских правителей и знати. Отсутствие четких границ между социальными сословиями, вовлечение их в бурную городскую жизнь способствовало созданию в городах-государствах особого климата: здесь ценились свобода полноправных граждан, их равенство перед законом, доблесть и предприимчивость, открывавшие путь к социальному и экономическому преуспеванию.

Одной из важнейших предпосылок зарождения ренессансной культуры в Италии была широкая система образования — от начальных и средних школ до многочисленных университетов. Немаловажную роль сыграла в Италии и тесная историческая связь ее культуры с

* Проторенессанс — период истории итальянского искусства (XIII — нач. XIV вв.), ознаменовавшийся ростом светских реалистических тенденций, обращением к античной традиции.

римской античностью, о которой напоминали многочисленные памятники древности: латынь,

города, деньги. Идейные истоки Ренессанса обнаруживаются в поэзии «сладостного стиля», искусстве Проторенессанса, творчестве Данте Алигьери.

Формирование новой культуры, светской по своей общей направленности, стало делом людей умственного труда — гуманистической интеллигенции, весьма пестрой и разнородной по своему происхождению и социальному положению. В состав новой интеллигенции вошли представители попо-ланства (торгово-ремесленных слоев), с которыми были связаны традиционные интеллектуальные профессии (теологи, юристы, медики, а также художники и скульпторы), верхушка нобилитета (слой знатных людей) и феодального дворянства. Социальный статус деятелей новой культуры также был разнообразен: учителя и университетские профессора, ученые секретари при дворах правителей, политические деятели, библиотекари и переписчики книг, живописцы, скульпторы и архитекторы. Объединяла их гуманистическая образованность, глубокий интерес к гуманитарным знаниям, стремление к самостоятельным поискам нетрадиционных путей в науке, литературе и художественном творчестве. Новой формой самоорганизации лиц творческого труда стали гуманистические кружки и сообщества, литературные, художественные, музыкальные академии, внецеховые мастерские художников, скульпторов, архитекторов. Новые содружества людей творческих профессий отличались открытостью, атмосферой свободных дискуссий, чуждых средневековому догматизму, разнообразием позиций и мнений. Это имело большое значение для развития культуры и науки: самокритика способствовала их продвижению вперед, уберегала от опасных тупиков застоя, жесткой канонизации.