6.1. Артефакт культуры
Культура — это процесс и результат человеческой деятельности. Деятельность человека принципиально отличается от деятельности животных. Поведение животных основано на инстинктах — врожденных, генетически запрограммированных реакциях организма на внутренние и внешние раздражения, заставляющих представителей одного биологического вида вести себя шаблонным и стереотипным образом. Это относится, в том числе, и к таким видам природного мира, деятельность которых внешне напоминает культурную: бобры строят плотины, термиты — целые «поселки» и т. д. Однако все это запрограммировано их биологией.
Деятельность человека выходит далеко за границы его биологического вида, существует в бесконечно многообразных формах, поскольку основана на идеальном мысленном творческом целеполагании. В отличие от животных, для человека характерно свободное целеполагание. Он может ставить себе цели, не обусловленные существующей в данный момент обстановкой, и предпринимать усилия, чтобы достичь их в отдаленном будущем. Человек постоянно создает для себя все новые и новые цели деятельности, выходя при этом далеко за рамки своих биологических потребностей. Непрерывное формирование новых целей деятельности и средств их достижения ведет к тому, что люди постепенно все больше погружаются в искусственно создаваемый ими мир, состоящий из результатов и продуктов их деятельности.
Человек обладает двойственной психобиологической природой. Как материально-духовное существо он имеет и двойственные — материальные и духовные — потребности, для удовлетворения которых создаются соответствующие виды культурных ценностей. Это различие в природе культурных достижений зафиксировано понятиями материальной и духовной культуры.
Материальная культура существует в следующих формах: материальные объекты (предметы, вещи, сооружения,
одомашненные животные, окультуренные растения и т. п.); технологии изготовления и оперирования материальными объектами (способы обработки металла, технология изготовления одежды, культура земледелия, садово-парковая культура и т. п.); устойчивые связи между людьми и способы их регулирования (государство, трудовой коллектив, семья и т. п.).
Духовная культура существует в форме идей, образов, норм, идеалов, оценочных критериев; процессов духовного производства (формы и методы образования, научного познания и т. п.); отношений людей между собой, к самим себе и к природе (эмоционально-психологических, нравственных, эстетических и др.). Человек для удовлетворения своих потребностей, сохранения и передачи культурных достижений стремится облечь их в материальную оболочку — изготовить вещи, изобразить образы, письменно зафиксировать идеи, нормы, процессы материального и духовного производства, выразить в литературной и эстетической форме переживания.
Материально оформленные, овеществленные продукты и результаты человеческой деятельности называются артефактами (от лат. arte — искусственный и factus — сделанный). Артефакт как биологически ненаследуемый, искусственный, созданный людьми объект является элементарной структурной единицей культуры. Любой артефакт может быть охарактеризован с точки зрения материальной формы (материал, конструктивные особенности) и духовного содержания (значение, смысл). Материальная форма определяется утилитарными (практически полезными) соображениями, возможностями человека и общества (наличием определенных видов строительных материалов, поделочных камней, драгоценных металлов и т.п.). Духовное содержание обусловливается потребностями выражения различных идей, эстетических вкусов, обозначения социального статуса и прочим.
В культуре содержание артефактов, то есть передаваемая информация, важнее их материальной формы. Например, материал, из которого изготовлена книга, вторичен по отношению к идеям, в ней содержащимся. Их можно передать и другими способами, помимо книги, например, воспользовавшись радио или интернетом. О приоритете содержания над формой свидетельствует и следующий пример. Многие артефакты являются вещами, имеющими свою стоимость, цену. Однако их духовное содержание — идейное, нравственное и эстетическое — в особых случаях может сделать их бесценными в высоком смысле этого слова. Такой цены не имеют, например, многие известные иконы Божьей Матери — Казанская, Смоленская, Владимирская, Жировицкая.
Артефакты в культурологии принято считать культурными достижениями. В разговорном языке под достижениями понимаются такие результаты деятельности, которые приносят пользу человеку и обществу. В науке понятие -«культурное достижение» лишено оценочного смысла, так как многие артефакты культуры обладают свойством амбивалентности: они вызывают у человека одновременно два противоположных чувства, например, симпатию и антипатию, удовольствие и неудовольствие. Такое противоречивое отношение к артефактам возникает вследствие неоднозначной оценки их с точки зрения содействия прогрессу человеческого общества, культурному совершенствованию человека, его творческой самореализации. В качестве примера можно указать на производственную и военную технику, лекарственные препараты и наркотики, средства массовой информации и связи и т. п. До сих пор не окончен спор, чего от них больше — пользы или вреда для человека и среды его обитания.
Элементы культуры, в том числе и артефакты, образуют определенную целостность, систему, в которой они соотносятся иерархическим образом соответственно своей значимости: одни из них занимают центральное и фундаментальное место, другие — второстепенное и производное, какие-то из них имеют общее и тотальное значение, а какие-то локальное и конкретное. Значимость артефактов — величина не постоянная, основания оценки могут со временем меняться, ведь культура — живой процесс жизнедеятельности человека, в ней постоянно идут процессы отмирания одних и появления других элементов. Какие-то культурные достижения теряют свое значение, сокращается их употребление, интерес к другим, напротив, повышается. Появление, например, швейной машины и шариковой ручки сделало редкостью такие артефакты, как наперсток и чернильница. В то же время в условиях современной цивилизации постоянно растет количество лиц, пользующихся такими артефактами, как очки и линзы для глаз. Прототип паровой турбины был создан еще в I в. древнегреческим ученым Героном Александрийским, однако в то время к этому техническому устройству отнеслись всего лишь как к интересной игрушке. Его промышленное использование началось только в конце XVIII в.
При исследовании артефактов культуры выделяются генетический, исторический и структурно-функциональный подходы. Генетический подход имеет целью исследование вопросов происхождения культурных объектов, то есть проблем установления авторства, места и времени, специфики условий и обстоятельств создания артефактов. Так как одни и те же предметы у разных народов и в разные исторические эпохи получают разные значения и ценность, то и изучение исторической биографии артефактов также представляет интерес для культурологии. Структурно-функциональный подход основан на понимании артефакта как элемента целостной системы высшего уровня — своей культурной среды. Поэтому структурно-функциональный подход направлен на исследование связей артефакта с другими явлениями культуры, то есть выяснение его функций с точки зрения способности удовлетворять определенные потребности человека, установление места и роли артефакта в системе культурных ценностей. Все эти подходы теснейшим образом взаимосвязаны и дают целостную характеристику артефактов.
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- Глава 11. Античность как тип культуры (3. А. Неверова)
- Глава 12. Культура Византии и западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура Ренессанса (3. А. Неверова)
- Глава 14. Европейская культура эпохи Нового времени (3. А. Неверова)
- Глава 15. Культура XX века (3. А. Неверова)
- Глава 16. Культура России
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- Введение глава 1. Понятие культуры
- Культура: слово, понятие, проблема
- 1.2. Культурология и ее место в системе гуманитарных знаний
- Раздел I становление и развитие культурологического знания
- Глава 2. Понятие культуры в классической европейской философии
- 2.1. Представления о культуре в эпоху античности и средневековья
- 2.2. Культурологическая мысль Нового времени
- Глава 3. Понимание культуры в постклассической западной философии
- 3.1. Культурологические взгляды Фридриха Ницше
- 3.2. Психоаналитические концепции культуры
- 3.3. Марксистское понимание культуры
- 3.4. Европоцентризм и культурологическая концепция Освальда Шпенглера
- Глава 4. Русская культурологическая мысль
- 4.1. Культурологическая мысль славянофилов и западников
- 4.2. Проблемы культуры в трудах ф. М. Достоевского, в. С. Соловьева и н. А. Бердяева
- 4.3. Советская культурологическая мысль
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- 5.1. Культурологические проблемы в современной антропологии
- 5.2. Герменевтика
- 5.3. Структурный анализ и деконструкция культуры
- 5.4. Постмодернизм
- Раздел II морфология культуры
- Глава 6. Структура культуры
- 6.1. Артефакт культуры
- 6.2. Семантика культуры
- 6.3. Ценности и нормы культуры
- 6.4. Основные функции культуры
- Глава 7. Источники и механизмы культурной динамики
- Раздели III типология и историческая динамика культуры
- Глава 8. Теоретические модели типологии культуры
- 8.1. Критерии типологизации культуры
- 8.2.Основные типы культуры
- Глава 9. Культура первобытного общества
- 9.1. Основные этапы становления первобытной культуры*
- 9.2. Миф и его роль в культуре
- 9.3. Древние верования и культы
- Глава 10. Культура древних цивилизаций востока
- 10.1. Типологическая характеристика культуры древних цивилизаций
- 10.2. Культура Древнего Египта
- 10.3. Культура Древней Месопотамии
- 10.4. Культура Индии
- 10.5. Культура Китая
- Глава 11. Античность как тип культуры
- 11.1. Культура Древней Греции
- 11.2. Культура Древнего Рима
- Глава 12. Культура византии и западноевропейского средневековья
- 12.1. Культура Византии
- 12.2. Культура западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура ренессанса
- 13.1. Истоки Ренессанса
- 13.2. Ренессанс и античность
- 13.3. Гуманизм и личность
- 13.4. Ренессансная модель мира
- 13.5. Ренессанс и Реформация
- 13.6. Художественная культура Ренессанса
- Глава 14. Европейская культура эпохи нового времени
- 14.1. Общая характеристика новой европейской культуры XVII в.
- 14.2. Культура XVIII в. Просвещение
- 14.3. Индустриализация. Становление техногенного характера европейской цивилизации. Культурная дифференциация Европы
- Глава 15. Культура XX века
- 15.1. Основные тенденции развития культуры XX века
- 15.2. Модернизм и авангард как культурная стратегия
- 15.3. Феномен массовой культуры
- Глава 16. Культура россии
- 16.1. Эволюция древнерусской культуры
- 16.2. Культура России XVIII века
- 16.3. Культура России XIX века
- 16.4. Начало XX века: расцвет русской культуры
- 16.5. Социалистическая революция и феномен советской культуры
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- 17.1. Особенности формирования общенациональной культуры Беларуси
- 17.2. Белорусская культура эпохи средневековья. Ренессанс и гуманизм на белорусских землях
- 17.3. Белорусский ренессанс и христианский гуманизм
- 17.4. Беларусь в контексте евразийского культурного пространства в XVII - XVIII веках
- 17.5. Белорусская культура XIX - начала XX века
- 17.6. Белорусская советская культура: основные черты и тенденции
- 17.7. Беларусь в постсоветском культурном пространстве
- Культурология