6.3. Ценности и нормы культуры
Ценности — это культурные достижения и природные явления, имеющие значение для жизнедеятельности человека.
Сами по себе, безотносительно к людям, феномены культуры и природы ценностями не являются. Таковыми их делает отношение к ним человека. Интерес и значение для человека явления приобретают в том случае, если служат удовлетворению его потребностей. Если же явление представляется человеку не удовлетворяющим никаких потребностей или мешающим их удовлетворять, оно не является ценностью либо становится антиценностью. Понятие «ценность» в культурологии не тождественно экономическому понятию «стоимость». Стоимость является лишь денежным выражением ценности, однако значение ценностей определяется не только в деньгах. Существует масса ценностей, которые нельзя ни продать, ни купить ни за какие деньги (воспоминания, дружба, любовь, радость творчества и т.п.). Многие вещи, обладая грошовой стоимостью, являются большими ценностями для своих владельцев (памятные сувениры, семейные реликвии, поделки и др.).
В самом общем плане ценности разделяются на материальные блага (жилище, одежда, продукты питания и т. п.), и духовные блага, например, добро, истина, красота, вера, надежда, любовь. Вопрос о соотношении этих видов ценностей, приоритете какого-либо вида относится к числу вечных, открытых вопросов человеческого рода. Этот вопрос вынужден решать для себя каждый человек, каждая историческая эпоха.
Более подробно ценности классифицируются в соответствии со структурой социального пространства, определяемой многообразными формами деятельности человека. Соответственно выделению экономической, политической, правовой, эстетической и прочих сфер общественной жизни ценности подразделяются на следующие виды: экономические, политические, правовые, философские, религиозные, эстетические, нравственные, экологические и другие. Поскольку все сферы общественной жизни переплетены и влияют друг на друга, можно говорить и о такой же тесной взаимосвязи и взаимовлиянии выделенных видов ценностей. Изменение одних видов ценностей неизбежно вызывает трансформацию других. Каждое общество, социальная группа и личность обладают специфическим набором и иерархией (соотношением по степени значимости) ценностей. Определенным образом иерархированная система ценностей является фундаментом и стержнем всякой культуры. Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества.
С понятием «ценность» тесно связано понятие «идеал». Идеал — это совершенный, эталонный образец ценности, представление о том, какими должны быть объекты, чтобы удовлетворять человеческие потребности. Идеал существует лишь в воображении человека, это прообраз действительности, реализация которого в полном объеме невозможна в принципе. Существующие в действительности объекты никогда не совпадают с идеалами. Идеалы служат критерием ценности реальных материальных и духовных благ. Она тем выше, чем больше приближается к идеалу.
Каждая личность уникальна и неповторима, у каждой возникает свой, уникальный и неповторимый, комплекс ценностей и идеалов. То, что для одного представляет ценность, может не иметь никакой ценности для другого. Однако было бы неверно думать, что всякий индивид абсолютно свободен в построении этого комплекса и совершенно произвольно решает, на какие идеалы и ценности ему ориентироваться. В реальности он заимствует их из поля выбора, предоставляемого ему культурой. В этом поле он находит ценности и идеалы разных социальных групп, из которых каждая личность отбирает те, что соответствуют ее склонностям, личному жизненному опыту. В большинстве случаев люди не проявляют особого критицизма в отношении иерархии ценностей, принятой в тех социальных группах, к которым они принадлежат. И, таким образом, практически поле выбора оказывается значительно уже своей теоретической модели.
Кажущееся потенциальное многообразие систем ценностей на самом деле можно свести к весьма ограниченному числу. Социолог и культуролог Питирим Сорокин (1899—1968) предложил оригинальную концепцию развития культуры. В основу периодизации истории культуры им положено последовательное чередование трех типов ценностных систем, которые играют роль фундамента, организующего принципа определенных культурных эпох. В зависимости от соотношения материальных и духовных ценностей Сорокин выделяет три типа культуры: идеациональный, идеалистический, чувственный.
Идеациональный тип культуры базируется на признании в качестве высшей ценности Бога и сверхчувственного, сверхъестественного мира. Типичный пример — культура Запада средних веков (IV—XIII в.). В это время высшие религиозные ценности определяющим образом воздействовали на остальные виды ценностей. Литература, музыка, живопись, скульптура и архитектура были насквозь пронизаны религией и христианской верой. Наука и философия были ориентированы на познание Бога и его проявлений в реальном мире. Этика и право базировались на библейских заповедях. Политическая организация была преимущественно теократической. Даже экономика контролировалась религией: налагались запреты на некоторые формы экономических отношений, которые могли бы быть прибыльными (например, ростовщичество), в то же время поощрялись другие формы экономической деятельности, нецелесообразные с чисто утилитарной точки зрения (поддержка ремесленных цехов в тот период, когда их существование стало препятствовать росту производительности труда, и др.). Реальный мир рассматривался лишь как временное «прибежище» человека, символическая дорога в потустороннее «Царство Божие», по которой нужно пройти достойно, чтобы достичь желанной цели. Поэтому к чувственному, реальному миру, его радостям и удовольствиям, материальным благам формировалось отрицательное или безразличное отношение. К идеациональному типу, по мнению Сорокина, следует отнести культуру брахманской Индии, буддийскую и лаоистскую культуры, греческую культуру с VIII по конец VI в. до н. э.
Идеалистический тип культуры является промежуточным между идеациональным и чувственным. Бог как высшая ценность сохраняется и в этом типе культуры, но и земной, чувственный мир со своими атрибутами также получает высокую оценку. К данному типу культуры принадлежат западноевропейская культура XIII—XIV в., а также древнегреческая культура V—IV в. до н. э.
Современный тип культуры Сорокин называет чувственной культурой. Высшей ценностью в ней является реальный мир, повседневная жизнь, ее радости и удовольствия. Преувеличенное значение придается материальным благам. Становление этого типа культуры начинается с XVI в. Стиль искусства становится светским и натуралистическим в противоположность символизму идеационального типа культуры. Это искусство ради искусства, лишенное всяких религиозных, моральных или гражданских ценностей, стремящееся обеспечить лишь развлечения. Этическим идеалом становится личное счастье, понимаемое как полнота земного бытия, совокупность чувственных удовольствий. Быстро развивается техническое и естественнонаучное знание, от которого ожидают практической отдачи, повышения комфортности и благосостояния жизни. Безразличие науки к религиозным и этическим идеалам сделало ее аморальной, готовой служить любой цели — как созиданию, так и разрушению. Право обслуживает интересы правящих кругов. Изменение их интересов и ситуации в обществе влечет за собой постоянное изменение и законов. В такой системе права не заложено ничего вечного и святого. Правительство не теократическое, а светское. Подобный период переживало античное общество с III в. до н. э. по IV в. Нынешняя чувственная культура, считал Сорокин, обречена на закат. На смену ей придет новая великая идеациональная культура, базирующаяся на ценностях альтруистической любви и этики солидарности.
Ценности и идеалы являются духовными социокультурными регулятивами высшего порядка, то есть организующей и направляющей деятельность людей силой. Доминирующие ценности и идеалы определяют, во-первых, конкретные цели и задачи, которые ставят перед собой люди, а, во-вторых, пути и средства достижения этих целей, правила действия. Общепризнанное правило или образец поведения, действия называется нормой.
Нормы играют важную роль в обществе, указывают, какие способы действий допустимы, «нормальны», а какие — нет. Жизнь человека в обществе, коллективе или социальной группе требует согласования действий и упорядоченных отношений. Нормы культуры как общепризнанные правила или образцы поведения обеспечивают предсказуемость поступков и, следовательно, взаимопонимание, сотрудничество людей, устойчивость отношений, порядок и стабильность в обществе. Поэтому в любом обществе на соблюдение культурных норм ориентирован огромный механизм социального контроля. Принуждение к должному поведению наблюдается уже у животных, особенно живущих в стаях. В человеческом обществе механизм социального контроля постоянно развивается и совершенствуется. Возникли социальные институты, специально призванные осуществлять социальный контроль, — судебные и иные карательные органы. Вместе с тем в той или иной мере функции социального контроля осуществляют любые социальные институты или группы — семья, школа, трудовой коллектив, пресса, телевидение и др.
В результате действия механизма социального контроля происходит принятие человеком внешних требований общества и превращение соблюдения норм во внутреннюю потребность, привычку. В таком случае можно говорить об отношении гармонии между общественными нормами и личными. Зачастую соблюдение общественных норм не становится внутренней потребностью человека, но он все-таки придерживается общепринятых стандартов поведения, чтобы не осложнять себе жизнь. Возникает компромисс между общественными и личными нормами. Возможен и конфликт между ними, если нормы, которые установлены человеком для себя, не одобряются окружающими.
Нормативный конфликт возникает не только между личностью и обществом, но и между различными социальными группами (возрастными, профессиональными, этническими и др.). Поскольку эти группы ориентируются на различные системы норм и ценностей, постольку нормативный конфликт может возникнуть, например, между разными поколениями (конфликт отцов и детей), между законопослушными гражданами и преступниками, между не успевшим сойти с исторической сцены и активно выдвигающимся новым. Необходимым условием действенности социальных норм является их соответствие принятой в данном обществе системе ценностей и идеалов. Если соответствия нет, то общество начинают сотрясать конфликты, войны, революции. Так, например, если фундаментальными ценностями буржуазного общества были провозглашены свобода и равенство (возможностей), то возникновение феминистского движения — вполне закономерное явление. Феминизм, борющийся за уравнение женщин в правах с мужчинами, преследует цель приведения норм общественной жизни в соответствие с системой ценностей.
Культурные нормы чрезвычайно разнообразны. Они регламентируют практически все проявления человеческой жизни — еду, одежду, отношения между людьми, развлечения, труд, верования и многое другое. В список культурных норм входят традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, мода, увлечения, верования, знания и др. Нормы можно классифицировать по нескольким основаниям.
По способу фиксации различаются устные и письменные нормы, а также формальные (санкционированные, установленные социальными институтами — властью, различными организациями и т. д.) и неформальные (так называемое «живое творчество масс»).
В качестве примера устных неформальных норм можно указать на обычаи. Обычаи — это устойчивая система поведения человека в разных сферах жизни и в разных ситуациях, ставшая нормой и передающаяся из поколения в поколение. Обычаи очень устойчивы и консервативны, сопровождают народы в течение веков, несмотря ни на какие общественные потрясения. Даже большевики, при всей их послереволюционной радикальности и жесткости, провозглашении окончательного и бесповоротного разрыва со старым укладом жизни и построения принципиально нового общества, так и не смогли изжить в такой многонациональной стране как СССР массу древних обычаев (поминки, калым, кровная месть, многие религиозные праздники и т. п.). По сравнению с формальными нормами права обычаи изменить гораздо труднее, так как «простой» народ, несмотря ни на что, живет не так, как указывает ему тот или иной режим, а как завещано предками.
По сфере действия выделяют нормы универсальные, относящиеся в равной мере к каждому индивиду в данном обществе (политические, юридические нормы), и частные, касающиеся определенных социальных групп (профессиональные, возрастные и прочие). Нормы различаются по степени обобщенности: есть конкретные образцы определенного действия, требующие точного и стереотипного выполнения (обряды, ритуалы, правила этикета, дорожного движения, различных игр, нормы судопроизводства и многое другое), и есть общие принципы деятельности, реализация которых варьируется в зависимости от обстоятельств (например, моральные требования типа «не убей», «не укради», «не прелюбодействуй» и т. п.). Социальные нормы можно классифицировать в зависимости от строгости их соблюдения. За нарушение одних норм следует мягкое наказание — неодобрение, замечание, за нарушение других норм жесткие санкции — тюремное заключение, даже смертная казнь. В нормах могут выражаться как позитивные (предписания), так и негативные (запреты) характеристики действия.
Различные культуры обладают разной степенью нормативности. Степень зависит от возраста цивилизации и тем выше, чем древнее общество, чем многослойнее культурные пласты. В настоящее время нормативность русской, белорусской культур значительно слабее, чем английской, китайской и многих других. Следствиями «нормативной недостаточности» являются наблюдаемые воочию падение нравственности, рост преступности, дезорганизация общественных отношений. «Нормативная избыточность» хотя и способствует стабильности и порядку в обществе, в конечном счете, ограничивает свободу и творческую деятельность, что чревато застойными явлениями (такое имело место в китайском обществе после установления принципов конфуцианской этики). В результате, и «нормативная недостаточность», и «нормативная избыточность» становятся препятствием для социального прогресса. Таким образом, ценности и нормы, являясь социокультурными регулятивами деятельности людей, выступают важнейшими средствами формирования культурной среды.
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- Глава 11. Античность как тип культуры (3. А. Неверова)
- Глава 12. Культура Византии и западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура Ренессанса (3. А. Неверова)
- Глава 14. Европейская культура эпохи Нового времени (3. А. Неверова)
- Глава 15. Культура XX века (3. А. Неверова)
- Глава 16. Культура России
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- Введение глава 1. Понятие культуры
- Культура: слово, понятие, проблема
- 1.2. Культурология и ее место в системе гуманитарных знаний
- Раздел I становление и развитие культурологического знания
- Глава 2. Понятие культуры в классической европейской философии
- 2.1. Представления о культуре в эпоху античности и средневековья
- 2.2. Культурологическая мысль Нового времени
- Глава 3. Понимание культуры в постклассической западной философии
- 3.1. Культурологические взгляды Фридриха Ницше
- 3.2. Психоаналитические концепции культуры
- 3.3. Марксистское понимание культуры
- 3.4. Европоцентризм и культурологическая концепция Освальда Шпенглера
- Глава 4. Русская культурологическая мысль
- 4.1. Культурологическая мысль славянофилов и западников
- 4.2. Проблемы культуры в трудах ф. М. Достоевского, в. С. Соловьева и н. А. Бердяева
- 4.3. Советская культурологическая мысль
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- 5.1. Культурологические проблемы в современной антропологии
- 5.2. Герменевтика
- 5.3. Структурный анализ и деконструкция культуры
- 5.4. Постмодернизм
- Раздел II морфология культуры
- Глава 6. Структура культуры
- 6.1. Артефакт культуры
- 6.2. Семантика культуры
- 6.3. Ценности и нормы культуры
- 6.4. Основные функции культуры
- Глава 7. Источники и механизмы культурной динамики
- Раздели III типология и историческая динамика культуры
- Глава 8. Теоретические модели типологии культуры
- 8.1. Критерии типологизации культуры
- 8.2.Основные типы культуры
- Глава 9. Культура первобытного общества
- 9.1. Основные этапы становления первобытной культуры*
- 9.2. Миф и его роль в культуре
- 9.3. Древние верования и культы
- Глава 10. Культура древних цивилизаций востока
- 10.1. Типологическая характеристика культуры древних цивилизаций
- 10.2. Культура Древнего Египта
- 10.3. Культура Древней Месопотамии
- 10.4. Культура Индии
- 10.5. Культура Китая
- Глава 11. Античность как тип культуры
- 11.1. Культура Древней Греции
- 11.2. Культура Древнего Рима
- Глава 12. Культура византии и западноевропейского средневековья
- 12.1. Культура Византии
- 12.2. Культура западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура ренессанса
- 13.1. Истоки Ренессанса
- 13.2. Ренессанс и античность
- 13.3. Гуманизм и личность
- 13.4. Ренессансная модель мира
- 13.5. Ренессанс и Реформация
- 13.6. Художественная культура Ренессанса
- Глава 14. Европейская культура эпохи нового времени
- 14.1. Общая характеристика новой европейской культуры XVII в.
- 14.2. Культура XVIII в. Просвещение
- 14.3. Индустриализация. Становление техногенного характера европейской цивилизации. Культурная дифференциация Европы
- Глава 15. Культура XX века
- 15.1. Основные тенденции развития культуры XX века
- 15.2. Модернизм и авангард как культурная стратегия
- 15.3. Феномен массовой культуры
- Глава 16. Культура россии
- 16.1. Эволюция древнерусской культуры
- 16.2. Культура России XVIII века
- 16.3. Культура России XIX века
- 16.4. Начало XX века: расцвет русской культуры
- 16.5. Социалистическая революция и феномен советской культуры
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- 17.1. Особенности формирования общенациональной культуры Беларуси
- 17.2. Белорусская культура эпохи средневековья. Ренессанс и гуманизм на белорусских землях
- 17.3. Белорусский ренессанс и христианский гуманизм
- 17.4. Беларусь в контексте евразийского культурного пространства в XVII - XVIII веках
- 17.5. Белорусская культура XIX - начала XX века
- 17.6. Белорусская советская культура: основные черты и тенденции
- 17.7. Беларусь в постсоветском культурном пространстве
- Культурология