4.1. Культурологическая мысль славянофилов и западников
Славянофильством называется направление русской идеалистической философии середины XIX в. Для него было присуще стремление обосновать и сформировать в русском обществе целостное представление о самобытном историческом пути России и праве русской культуры занять достойное место в культурном наследии всего человечества. Славянофильство было представлено такими именами, как А.С.Хомяков (1804-1860), К.С.Аксаков (1817-1860), И. С. Аксаков (1823-1886), И. В. Киреевский (1806-1856), Ю. В. Самарин (1819—1876) и др. Различают также «неославянофильство», или позднее славянофильство конца 60—80-х гг. XIX в., видными деятелями которого были Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, Н. Н. Страхов.
В России первой половины Х1Х в. параллельно друг другу оформлялось национальное самосознание и становление философского сознания в форме философии истории, хотя «центральная тема размышлений: путь России» была предопределена еще реформами Петра I16. Внедрение «в российскую жизнь европейских социальных форм без учета социокультурного контекста заложило противоречия как всего последующего развития России, так и российских социально-философских поисков, которые велись в пространстве между альтернативами: за или против петровских реформ, самобытность или общечеловечность»17. Сторонники развития светской культуры, петровских реформ и идей о насильственном (только при необходимости и только для прогрессивного социального развития) изменении социальной структуры и форм общества стали называться западниками. К ним относили Н. В. Станкевича (1813—1840), В. Г. Белинского (1811-1848), А. И. Герцена (1812-1870), П. А. Анненкова (1812-1887) и Н. Г. Чернышевского (1828-1889).
Несмотря на противоположность взглядов, обе стороны признавали положительное влияние опыта западной культуры на историческое развитие России, например европейского Просвещения, резко повысившего уровень образованности общества. Обе стороны критиковали бездумное подражание западу (от его государственно-политических институтов, морали и нравов до образцов массовой «фабричной» культуры и моды на вещи), а также их объединяло уважение и любовь к богатейшей русской культуре.
Национальное своеобразие российского общества славянофилы видели в общинном укладе крестьянской жизни, православии и самодержавной монархии с просвещенным царем, уважающим народную культуру. Проблема: «Каким путем идти России в своем социально-экономическом развитии?» решалась на основе признания естественной эволюции отечественной культуры.
С точки зрения славянофилов, буржуазно-капиталистическая цивилизация Западной Европы и Северной Америки пришла к упадку и загниванию. Ее культура, покоящаяся на католической и протестантской доктринах, гибнет под ударами ею же воспитанного, эгоистично-прагматичного индивидуалиста с холодным рассудком, разобщенного с коллективом, утратившим свой духовно-нравственный стержень в погоне за материальными благами. Спасение мировой цивилизации осуществит русский народ, лучшие качества которого сформированы православием. Православие предопределило такую специфическую черту русского народа, как соборность. Соборность — это объединение людей в их христианской любви друг к другу во имя коллективного спасения всего своего народа, его культурных традиций и поиска пути к общему благу для себя и потомков через нравственность и духовность. Главный теоретик соборности А. Хомяков определил ее как единство во множественности, способность участвовать в общих делах, внося собственный вклад и приобретая силу от вкладов других. Только через такой принцип личность может развивать себя «не в бессилии духовного одиночества, но в могуществе искреннего духовного союза с братьями своими со Спасителем». Без соборности человек обречен на духовную нищету, проявляющуюся в эгоизме, корыстности, рационализме, т. е. в том, что характерно для Запада. Врожденная соборность лучше всего демонстрируется крестьянской общиной, которая, по К. Аксакову, подобна хору. Как в хоре каждый голос слышен в гармонии всех голосов, так и в общине личность, отказываясь от своего эгоизма ради общего согласия, не теряется. Славянофилы верили, что «дух соборности» будет все более укрепляться в российском обществе. Ведущим принципом социальных отношений станет «самоотречение каждого в пользу всех». История продемонстрировала утопичность социального идеала славянофилов.
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- Глава 11. Античность как тип культуры (3. А. Неверова)
- Глава 12. Культура Византии и западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура Ренессанса (3. А. Неверова)
- Глава 14. Европейская культура эпохи Нового времени (3. А. Неверова)
- Глава 15. Культура XX века (3. А. Неверова)
- Глава 16. Культура России
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- Введение глава 1. Понятие культуры
- Культура: слово, понятие, проблема
- 1.2. Культурология и ее место в системе гуманитарных знаний
- Раздел I становление и развитие культурологического знания
- Глава 2. Понятие культуры в классической европейской философии
- 2.1. Представления о культуре в эпоху античности и средневековья
- 2.2. Культурологическая мысль Нового времени
- Глава 3. Понимание культуры в постклассической западной философии
- 3.1. Культурологические взгляды Фридриха Ницше
- 3.2. Психоаналитические концепции культуры
- 3.3. Марксистское понимание культуры
- 3.4. Европоцентризм и культурологическая концепция Освальда Шпенглера
- Глава 4. Русская культурологическая мысль
- 4.1. Культурологическая мысль славянофилов и западников
- 4.2. Проблемы культуры в трудах ф. М. Достоевского, в. С. Соловьева и н. А. Бердяева
- 4.3. Советская культурологическая мысль
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- 5.1. Культурологические проблемы в современной антропологии
- 5.2. Герменевтика
- 5.3. Структурный анализ и деконструкция культуры
- 5.4. Постмодернизм
- Раздел II морфология культуры
- Глава 6. Структура культуры
- 6.1. Артефакт культуры
- 6.2. Семантика культуры
- 6.3. Ценности и нормы культуры
- 6.4. Основные функции культуры
- Глава 7. Источники и механизмы культурной динамики
- Раздели III типология и историческая динамика культуры
- Глава 8. Теоретические модели типологии культуры
- 8.1. Критерии типологизации культуры
- 8.2.Основные типы культуры
- Глава 9. Культура первобытного общества
- 9.1. Основные этапы становления первобытной культуры*
- 9.2. Миф и его роль в культуре
- 9.3. Древние верования и культы
- Глава 10. Культура древних цивилизаций востока
- 10.1. Типологическая характеристика культуры древних цивилизаций
- 10.2. Культура Древнего Египта
- 10.3. Культура Древней Месопотамии
- 10.4. Культура Индии
- 10.5. Культура Китая
- Глава 11. Античность как тип культуры
- 11.1. Культура Древней Греции
- 11.2. Культура Древнего Рима
- Глава 12. Культура византии и западноевропейского средневековья
- 12.1. Культура Византии
- 12.2. Культура западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура ренессанса
- 13.1. Истоки Ренессанса
- 13.2. Ренессанс и античность
- 13.3. Гуманизм и личность
- 13.4. Ренессансная модель мира
- 13.5. Ренессанс и Реформация
- 13.6. Художественная культура Ренессанса
- Глава 14. Европейская культура эпохи нового времени
- 14.1. Общая характеристика новой европейской культуры XVII в.
- 14.2. Культура XVIII в. Просвещение
- 14.3. Индустриализация. Становление техногенного характера европейской цивилизации. Культурная дифференциация Европы
- Глава 15. Культура XX века
- 15.1. Основные тенденции развития культуры XX века
- 15.2. Модернизм и авангард как культурная стратегия
- 15.3. Феномен массовой культуры
- Глава 16. Культура россии
- 16.1. Эволюция древнерусской культуры
- 16.2. Культура России XVIII века
- 16.3. Культура России XIX века
- 16.4. Начало XX века: расцвет русской культуры
- 16.5. Социалистическая революция и феномен советской культуры
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- 17.1. Особенности формирования общенациональной культуры Беларуси
- 17.2. Белорусская культура эпохи средневековья. Ренессанс и гуманизм на белорусских землях
- 17.3. Белорусский ренессанс и христианский гуманизм
- 17.4. Беларусь в контексте евразийского культурного пространства в XVII - XVIII веках
- 17.5. Белорусская культура XIX - начала XX века
- 17.6. Белорусская советская культура: основные черты и тенденции
- 17.7. Беларусь в постсоветском культурном пространстве
- Культурология