logo
Культорология

14.1. Общая характеристика новой европейской культуры XVII в.

Для Западной Европы XVII век — это время становления капитализма, предпосылкой чему были великие географические открытия XV — XVI вв., освоение европейской метрополией практически всех частей света, планеты в целом. Это крайне сложная и противоречивая эпоха в жизни европейских государств: время ранних буржуазных революций (Нидерланды 1566—1609, Англия 1640—1688) и расцвета абсолютистских монархий (Франция — «век Людовика XIV»); время бурного научного прогресса и завершающей стадии Контрреформации, усиления позиций церкви; время грандиозного экспрессивного барокко и сухого рассудочного классицизма... Своеобразный символ этой эпохи — отважный путешественник, серьезный ученый и пышный парик, короткий неудобный камзол в кружевах.

В промышленном отношении Европа XVII в.— это Европа мануфактуры и водяного колеса — двигателя мануфактурного производства. Мануфактура стала таким же фактом европейской жизни, как фондовые и товарные биржи, банки, ярмарки и рынки. Растет торговый капитал, эксплуатируются богатства колониальных стран, в рыночные отношения втягивается деревня. Мануфактура доказывает свою рациональность огромным ростом производительности труда, обусловленным кооперацией и специализацией работников. Возросла роль механизмов, главным из которых все еще оставался часовой.

Развитие рационального буржуазного способа производства породило острую необходимость в прикладных науках. Ведущее место заняла механика, которая, опираясь на математические разработки, добилась крупнейших успехов. Особенностью новой эпохи было то, что наука перестала быть кабинетным занятием ученого-одиночки. Возникли новые формы организации исследовательской работы — научное общество, Академия наук. Благодаря новым теориям и методам в XVII в. было сделано гигантское число открытий и изобретений: созданы алгебра и аналитическая геометрия, открыты дифференциальное уравнение и интегральное исчисление в математике (Г. В. Лейбниц), сформулирован ряд важнейших законов в физике (И. Ньютон), химии (Р. Бойль), астрономии (Г. Галилей и И. Кеплер). В трудах Б. Паскаля, П. Ферма и X. Гюйгенса получает разработку теория вероятностей, изобретаются микроскоп (А. Левенгук) и телескоп (Г. Галилей) и т. д. Все это позволяет говорить о широкомасштабной научной революции «века гениев», как иногда называют XVII век.

Однако XVII в. отмечен прогрессом не только естественнонаучной мысли. Это период разработки нового буржуазного мировоззрения, создания целостных картин мироздания. Философ и математик Г. В. Лейбниц (1646—1716) понимал Вселенную как единый и целостный организм, как гармонию, полную и глубочайшую соразмерность всех ее уровней и атрибутов. В философии Лейбница идея «предустановленной гармонии» занимает ведущее место и наполнена не только абстрактно-теоретическим, но и религиозно-теологическим, гуманистическим и эстетическим содержанием. Предустановленная гармония — это не умозрительный постулат крупного философа, а общекультурная парадигма эпохи, которую Лейбниц открыл в общественном сознании своего времени. Если в массовом понимании и общественном чувстве это была вера в бесконечную мудрость божественного промысла, то в высших проявлениях духа (в музыке И. С. Баха и искусстве классицизма вообще) рационалистическая идея гармонии переживалась и осуществлялась как регулятивный принцип творчества: и как главный побуждающий стимул, и как канон композиции.

Не менее важной чертой рационалистического умонастроения эпохи молодого капитализма был преимущественно прагматический характер самой рациональности. На этом материале знаменитыми мыслителями и учеными Т. Гоббсом и Дж. Локком, Б. Спинозой и Г. Гроцием было создано од но из выдающихся построений общественной мысли — теория естественного права и общественного договора. Т. Гоббс (1588—1679) исходит из того, что природа человека зла и эгоистична, что его «естественное состояние» — это «война против всех», в которой он руководствуется естественным правом, правом силы. Инстинкт самосохранения толкает людей к заключению общественного договора и созданию государства, которое является важнейшим продуктом человеческого творчества и необходимым условием культуры.

Дж. Локк (1632—1704), в отличие от Т. Гоббса, более всего интересовался, каким образом государство может обеспечить неотъемлемые права личности. Главными естественными правами он считает не право силы, а право на собственность и право на труд, которые дают людям свободу, равенство и независимость. Неотъемлемые права личности лучше всего могут быть обеспечены принципом разделения властей. В истории политической мысли эта идея Дж. Локка впервые фиксирует начало развития буржуазного либерализма. В интерпретации мыслителя она предполагала закрепление законодательной власти за парламентом, федеративной — за королем и министрами, а исполнительной — за судом и армией.

В европейской культуре XVII в. начинает формироваться классическая буржуазная мораль, принципы которой существенно отличались от дворянско-аристократической этики и от официальной церковной морали. Новое буржуазное евангелие труда и накопительства, тесно связанное с протестантской этикой, как показал М. Вебер, значительно способствовало прогрессу капитализма, прежде всего в протестантских странах. Кальвинистский тезис о богоизбранности, проявлением которого служит успех в мирских делах, о необходимости споспешествовать славе божьей неустанным трудом в земной жизни, ориентация на бережливость, переходящую в аскетизм, осуждение праздности стимулировали активность буржуазных предпринимателей, рассматривавших свои успехи на профессиональном поприще как прямое расположение к ним божественной благодати.

XVII ст. оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры и искусства. Главными стилями в искусстве XVII в. выступают барокко и классицизм. Барокко возникло в конце XVI в. в Италии. Исследователи отмечают, что само слово «барокко» возникло из симбиоза двух далеких по своим значениям слов: во-первых, барокко — это известная с XIII вГ фигура силлогизма, ведущая к ложным заключениям; во-вторых, барокко — это жемчужина неправильной формы (из португальского языка). Оба слова близки по своему смыслу в том, что подразумевают некую «странность», отклонение от принятой ранее нормы. Барокко действительно было неким отклонением от нормы Ренессанса. Культурные процессы XVII в. выступают как явное отрицание Возрождения и поэтому воспринимаются порой как некое «историческое бездорожье» — время параллельного, а не последовательного развития культурных (и, в частности, художественных) стилей. В этот период начинают сосуществовать несколько художественных моделей мира, разрушая однозначность культурной ориентации предшествующих эпох. Теперь для определения своей культурной принадлежности индивиду требуется сделать самостоятельный выбор, что знаменовало рост личностного самосознания и углубление индивидуального начала в культуре. Господствующее положение стиля барокко в истории искусства XVII в. несомненно. Оно с особой силой выразило крах устойчивой картины мира, развенчало иллюзорные по своей сути идеалы Возрождения и всеми своими выразительными средствами стремилось передать противоречивость и катастрофизм окружающей жизни. Ярким представителем итальянского барокко является римский архитектор, скульптор и живописец Лоренцо Бернини (1598—1680). Многие его произведения оказались сосредоточенными в католической столице — Риме, благодаря которым он обрел свой барочный вид. Самое величественное творение Бернини — грандиозная колоннада, состоящая из 284 колонн, поставленных в ряд и обрамляющих огромную площадь перед собором св. Петра. Наиболее значительными скульптурными работами Бернини считаются «Аполлон и Дафна» и «Экстаз св. Терезы». Самой знаменитой фигурой европейского барокко является фламандский художник Питер Пауэл Рубенс (1577—1640). Он стал великим поэтом жизни, наполненной счастьем, наслаждением и лиризмом. Он остается непревзойденным певцом человеческой плоти, чувственной красоты человеческого тела. Ему удалось показать, что плоть может быть прекрасной, не обладая идеальной формой. Одна из центральных тем его творчества — женщина, любовь и ребенок — отражена в картинах «Портрет Изабеллы Брандт», «Елена Фоурмен с детьми», «Вирсавия», «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», «Шубка».

Классицизм возник во Франции. Если барокко отдает предпочтение чувствам, то классицизм покоится на разуме. Он противостоит барокко как относительно законченная, стилевая система, провозглашающая принцип строгой нравственной и поэтической меры. Образ человека суров, строг, гармоничен. Классицизм создает ясную, взволнованную, полную достоинства речь. Величественная естественность классицизма противостоит барочной безмерности и стихийности. Изысканность стиля отличает классицизм от риторической избыточности барокко. Классицизм культивирует дисциплину и отбор, барокко — полноту и энциклопедич-ность. Классицизм стремится извлечь духовный смысл истории, барокко рассматривает быт как исходный материал аллегорически-эмблематической мысли.

Классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации, государства и своим предметом провозгласил только прекрасное и возвышенное, а этическим и эстетическим идеалом — античность. В 1635 г. в Париже организуется Академия литературы, и классицизм становится господствующим направлением, нашедшим свое воплощение, прежде всего, в живописи Никола Пуссена, Клода Ло-рена и в трагедиях Пьера Корнеля, Жана Расина.

Реалистическую тенденцию в искусстве XVII в. представляет голландский художник Харменс Ван Рейн Рембрандт (1606—1669). Благодаря ему в европейской живописи возникло новое направление — психологизм. Рембрандт первым всерьез откликнулся на известный призыв Сократа «познай самого себя». Он обратил свой взор внутрь себя, и ему открылся огромный и неизведанный внутренний мир, соизмеримый с бесконечной Вселенной. Предметом его искусства становится неисчерпаемое богатство духовной жизни человека. Рембрандт как бы всматривается и вслушивается в бесконечные переливы психологических состояний, неистощимые проявления индивидуального человеческого характера. В его произведениях портрет не только становится самостоятельным жанром, но и достигает невиданных высот. Такой поворот во многом объясняется тем, что Рембрандт был протестантом. До появления протестантизма человек не стремился сознательно отделить себя от других. Напротив, он не мыслил себя вне коллективной общности. Протестантизм нарушил данную традицию, возложив главную ответственность за судьбу человека на него самого. Теперь дело спасения становилось, прежде всего, личным делом каждого индивида. В сознании западного человека произошел глубокий сдвиг, и Рембрандт первым глубоко почувствовал происходящие изменения, выразив их в своем искусстве. Психологические переживания, размышления о смысле жизни и бытия наиболее ярко проявились в полотнах «Ночной дозор», «Портрет старика в красном», «Портрет старушки», в многочисленных автопортретах. В последний период творчества Рембрандт все больше погружается в глубины человеческого сознания. Он вторгается в совершенно новую для европейского искусства проблему — проблему одиночества человека («Возвращение блудного сына»).

В целом, XVII ст. стало действительно поворотным и судьбоносным. Оно явилось временем научной революции, временем выбора человечеством современного, научно-технического пути развития. Оно стало также эпохой невиданного подъема художественной культуры.