1.2. Культурология и ее место в системе гуманитарных знаний
Культурология — сравнительно молодая наука. Она выделилась в особую область знаний в XVIII в. и приобрела статус самостоятельной научной дисциплины лишь в XX в. Сам термин «культурология» (cultura — культура и logos — знание, теория, наука) был введен американским ученым Л. Уайтом в начале 1930-х гг. Буквальный перевод — наука о культуре.
Культура является сложным, многосторонним и внутренне противоречивым феноменом, востребовавшим различные специализированные знания. Поэтому не следует сводить культурологию к одной гуманитарной дисциплине, например к истории искусства, или же к эстетике, как это было в 1990-е гг., когда многие учебники, выпущенные под названием «Культурология», представляли собой на самом деле книги о мировой художественной культуре, излагавшие историю искусства с первобытных времен до Новейшего времени.
Различные аспекты развития культуры всегда изучали такие социальные и гуманитарные науки, как философия, история, психология, социология, эстетика, искусствоведение, этика, религиоведение, этнография, археология, лингвистика и многие другие. Культурология возникла на стыке этих областей научного знания и является комплексной социогу-манитарной наукой. Появление культурологии отражает общую тенденцию движения научного знания к междисциплинарному синтезу для получения целостных представлений о мире, социуме, человеке.
Культурология, выступая как методология наук о культуре, вычленяет основную проблематику, выявляет основные принципы анализа культурологического материала, его классификации, типологизации, формирует категориальный аппарат (систему понятий), необходимый для анализа означенной проблематики.
В самом общем плане в культурологии можно выделить такие разделы, как теория культуры и история культуры. Теория культуры, по сути, представляет собой философию культуры. На философский уровень культурологию поднимает выдвигаемая задача осмысления и объяснения культуры через ее наиболее общие и существенные черты. Философия культуры дает определение и понимание сущности культуры, ее структуры, функций, роли в жизни человека и общества. Она выявляет ведущие тенденции в эволюции культуры, раскрывает источники и механизмы ее динамики, решает проблемы типологизации культуры и т. д. История культуры также решает философско-теоретические вопросы. Однако главная ее задача — дать конкретное знание о той или иной культуре. Она не столько объясняет, сколько констатирует факты, описывает феномены культуры, выделяя в ней самые выдающиеся достижения и имена авторов и творцов.
Среди основных задач культурологического исследования можно выделить следующие:
анализ структуры культуры как системы культурных феноменов;
исследование проблем социокультурной динамики;
исследование типологии культур;
эмпирическое описание и анализ ментального (относящегося к мышлению) содержания культур; сравнительный анализ культур; изучение процессов межкультурной коммуникации.
Основные методы изучения культуры: исторический, морфологический, цивилизационно-типологический, структурно-семиотический, герменевтический.
Завершая рассмотрение этого вопроса, необходимо отметить, что широко распространенный подход к культурологии как необременительному и нередко даже развлекательному «приложению» к профессиональному образованию вряд ли соответствует смыслу и статусу культурологии. Последняя должна стать дисциплиной, позволяющей обобщить и соотнести между собой совокупность знаний, полученных при изучении смежных обществоведческих наук.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
/. Охарактеризуйте предмет культурологии. 2. В чем отличие культурологии от других наук, изучающих культуру? 3. Назовите задачи и методы изучения культуры. 4. В чем особенность обыденного и научного понимания культуры? 5. В чем причина многообразия подходов к определению культуры? 6. Выделите виды определения культуры. 7. Назовите известные вам теоретические направления в культурологии.
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- Глава 11. Античность как тип культуры (3. А. Неверова)
- Глава 12. Культура Византии и западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура Ренессанса (3. А. Неверова)
- Глава 14. Европейская культура эпохи Нового времени (3. А. Неверова)
- Глава 15. Культура XX века (3. А. Неверова)
- Глава 16. Культура России
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- Введение глава 1. Понятие культуры
- Культура: слово, понятие, проблема
- 1.2. Культурология и ее место в системе гуманитарных знаний
- Раздел I становление и развитие культурологического знания
- Глава 2. Понятие культуры в классической европейской философии
- 2.1. Представления о культуре в эпоху античности и средневековья
- 2.2. Культурологическая мысль Нового времени
- Глава 3. Понимание культуры в постклассической западной философии
- 3.1. Культурологические взгляды Фридриха Ницше
- 3.2. Психоаналитические концепции культуры
- 3.3. Марксистское понимание культуры
- 3.4. Европоцентризм и культурологическая концепция Освальда Шпенглера
- Глава 4. Русская культурологическая мысль
- 4.1. Культурологическая мысль славянофилов и западников
- 4.2. Проблемы культуры в трудах ф. М. Достоевского, в. С. Соловьева и н. А. Бердяева
- 4.3. Советская культурологическая мысль
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- 5.1. Культурологические проблемы в современной антропологии
- 5.2. Герменевтика
- 5.3. Структурный анализ и деконструкция культуры
- 5.4. Постмодернизм
- Раздел II морфология культуры
- Глава 6. Структура культуры
- 6.1. Артефакт культуры
- 6.2. Семантика культуры
- 6.3. Ценности и нормы культуры
- 6.4. Основные функции культуры
- Глава 7. Источники и механизмы культурной динамики
- Раздели III типология и историческая динамика культуры
- Глава 8. Теоретические модели типологии культуры
- 8.1. Критерии типологизации культуры
- 8.2.Основные типы культуры
- Глава 9. Культура первобытного общества
- 9.1. Основные этапы становления первобытной культуры*
- 9.2. Миф и его роль в культуре
- 9.3. Древние верования и культы
- Глава 10. Культура древних цивилизаций востока
- 10.1. Типологическая характеристика культуры древних цивилизаций
- 10.2. Культура Древнего Египта
- 10.3. Культура Древней Месопотамии
- 10.4. Культура Индии
- 10.5. Культура Китая
- Глава 11. Античность как тип культуры
- 11.1. Культура Древней Греции
- 11.2. Культура Древнего Рима
- Глава 12. Культура византии и западноевропейского средневековья
- 12.1. Культура Византии
- 12.2. Культура западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура ренессанса
- 13.1. Истоки Ренессанса
- 13.2. Ренессанс и античность
- 13.3. Гуманизм и личность
- 13.4. Ренессансная модель мира
- 13.5. Ренессанс и Реформация
- 13.6. Художественная культура Ренессанса
- Глава 14. Европейская культура эпохи нового времени
- 14.1. Общая характеристика новой европейской культуры XVII в.
- 14.2. Культура XVIII в. Просвещение
- 14.3. Индустриализация. Становление техногенного характера европейской цивилизации. Культурная дифференциация Европы
- Глава 15. Культура XX века
- 15.1. Основные тенденции развития культуры XX века
- 15.2. Модернизм и авангард как культурная стратегия
- 15.3. Феномен массовой культуры
- Глава 16. Культура россии
- 16.1. Эволюция древнерусской культуры
- 16.2. Культура России XVIII века
- 16.3. Культура России XIX века
- 16.4. Начало XX века: расцвет русской культуры
- 16.5. Социалистическая революция и феномен советской культуры
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- 17.1. Особенности формирования общенациональной культуры Беларуси
- 17.2. Белорусская культура эпохи средневековья. Ренессанс и гуманизм на белорусских землях
- 17.3. Белорусский ренессанс и христианский гуманизм
- 17.4. Беларусь в контексте евразийского культурного пространства в XVII - XVIII веках
- 17.5. Белорусская культура XIX - начала XX века
- 17.6. Белорусская советская культура: основные черты и тенденции
- 17.7. Беларусь в постсоветском культурном пространстве
- Культурология