История иудеев до разделения царств
Аюди Авраама были выходцами из области Паддан-Арам (в переводе — «поле арамеев») в Северной Месопотамии. Но покинув ее, они утратили и свою первоначальную племенную принадлежность. Это случилось, по меркам Древнего Востока, сравнительно поздно — около 1800 г. до н.э. Поскольку они вели полукочевой образ жизни, то вошли в категорию семей, называвшихся аперу, или хабири.
278
Возможно, отсюда происходит и название ибри, ибо в одном тексте применительно к Аврааму мы встречаем модифицированное из «хабири» определение «ха-ибри». По мере возрастания численности эти древнейшие евреи разделились на ряд народностей. Среди них заслуживают особого упоминания те, что известны нам из Библии, а именно, моавитяне, амонитяне, изма-ильтяне, идумеи.
Народом же Завета стала группа колен, объединенная в XVIII в. до н.э. этнонимом «израильтяне». Ему было суждено пережить все великие империи и большинство наций, которые были свидетелями его рождения, и сохранить себя и свои творческие силы. Вся его история связана с постоянными миграциями: лишь около трети ее хронологии и только одна часть этого народа относительно стабильно обитала в Палестине.
Сами Патриархи были типичными полуномадами Востока (не окончательно осевшими на землю кочевниками). Мы видим их живыми, реальными людьми: робкими, осторожными и безрассудно храбрыми; лукавыми, искренними и правдивыми. До овладения Землей Обетованной (примерно в 1200 г. до н.э.) евреи живут в Двуречье, Египте и Сирии. Еще в VIII в. до н.э. начинается череда их изгнаний и пленений в Ассирии, Вавилонии, Персии, а затем рассеяния по эллинистическим монархиям. А к разрушению Второго Храма римлянами в 70 г. н.э. уже две трети иудеев живут за пределами Святой Земли.
Вскоре после прихода туда семейства стали интенсивно оседать на земле, особенно северяне, которые быстро слились с ха-нанеями в единый народ. Естественно, что они при этом подверглись большему влиянию своих новых соседей, чем южане. Ведь и в момент исторического Исхода из Дома рабства беженцы представляли собой достаточно пеструю в этническом отношении картину. Там к евреям примкнули разнородные племена и кланы, лишь впоследствии соединенные единой религией. Многим из них и спустя столетия было свойственно известное двоеверие. Здесь коренятся истоки заметного антагонизма между Севером и Югом, который известен нам по позднейшим фактам.
279
Со времен Давида у иудеев появляются первые хронографы, фиксирующие в летописях последовательность прошлых и текущих событий, а при его сыне Соломоне — историки. Параллельно возникает и изначальная редакция Священного Писания. Ее неизвестного автора принято называть Ягвистом. В дальнейшем она будет углубляться и одухотворятся великими библейскими проповедниками. Ее же появление указывает на существование в раннем Израиле спиритуальной элиты, бывшей совестью и разумом народа.
На вторую половину соломонова правления падает череда бедствий, неудач и восстаний, которые были восприняты в Иерусалиме как кара за грехи его и его отца. Одновременно, ослабление царской власти обеспечило возможность проповеди независимых взглядов и открытой религиозной оппозиции власть имущим.
Тенденция отступничества продолжилась после разделения единого государства на северный Израиль и южную Иудею. Царь Иеровоам сооружает языческие алтари и возносит на них жертвы. В итоге Пророк Ахия налагает на него проклятье.
Ахав же делает и того хуже. Он низводит Ягве до положения простого национального божества и почитает наряду с ним иных богов. При нем распространяются невозможные ранее скупка и перепродажа земли и расширяется практика долгового рабства. В таких условиях в Самарии реанимируются общины Сынов пророческих. Из их среды выдвигается лидер, провозвестник Правды Божией.
Произвол монарха, по-настоящему не внявшего бесстрашно обличавшему его во имя высоких этических требований религии пророку, само имя которого — Илия — означает «мой Б-г — Ягве», тоже влечет за собой смертный приговор его династии. Но главное для него — забота о народе. Он возвращает ему истинное учение. Он один страстно и бескомпромиссно выступает в защиту справедливости и угнетенных против царственной четы (Ахава и Иезавели), языческих культов и соблазненных соплеменников, наказанных за духовный разврат страшным голодом.
280
Традиция сохранила нам Илию как заступника гонимых перед сильными мира сего, как прозревающего правду униженных и оскорбленных. Глашатай справедливости, истинный служитель Бога, не боящийся притязаний самодержавной власти, Илия выступил вторым Моисеем, расчистив путь позднейшим светочам этического монотеизма.
- Введение в культурную антропологию
- Оглавление
- Глава 1. Понятие и определение культуры...............................................45
- Глава 2. Основные школы и концепции изучения культуры...................................97
- Глава 3. Возникновение культуры и религии................137
- Глава 4. Религия, культура и мораль .......................172
- Глава 5. Типология культуры .............................189
- Глава 6. Древневосточный тип культуры ...................206
- Глава 7. Античный тип культуры ..........................219
- Глава 8. Конфуцианско-даосистский тип культуры..........243
- Глава 10. Культуры авраамического круга. Ветхий Завет.....271
- Глава 11. Культура ислама................................296
- Глава 12. Христианский тип культуры........................311
- Глава 13. Русская культура...............................329
- Глава 14. Важнейшие политические доктрины...............................352
- Предисловие автора
- Введение
- Краткий обзор книги
- Почему не культурология?
- Против вульгарных интерпретаций
- О России со здоровой любовью
- Не надо создавать и тиражировать мифы
- Объект культуры
- Термин «культура»
- Изучение культуры как спектр профессий
- Типичные ошибки
- Кому и зачем нужно знание культуры и ее закономерностей
- Связь культурных традиций и стереотипов с процессами в современном обществе
- Актуальность толерантности и диалога
- Глава 1 Понятие и определение культуры
- Сущность культуры
- Содержание культуры
- Традиция
- Массовость культуры
- Общечеловеческие основы
- Способ реализации созидательных способностей человека
- Явления культуры; культурные объекты
- Фундаментализм в культуре
- Существование и действительность культуры
- Понятие символа; символ в культуре
- Системность культуры; система понятий (модель) культуры
- Общество, культура, человек
- Этнос, язык, культура
- Глава 2 Основные школы и концепции изучения культуры
- Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Суждения древних и христианских мыслителей Античность
- Христианство
- Взгляды эпох Возрождения и Просвещения Возрождение
- Просвещение
- Позиции философов Нового времени
- Теория «локальных цивилизаций» и их столкновения: от н. Данилевского до а. Тойнби и э. Хантингтона
- Культура и бессознательное: 3. Фрейд и к.Г. Юнг
- Структурализм
- Антропологическое направление
- Концепция игровой культуры
- Теоретики элитной культуры
- Глава з Возникновение культуры и религии
- Основные периоды и тенденции в эволюции культуры
- Культура первобытности
- Культура и миф Что такое миф?
- Мифология
- Миф и психология
- Функции мифа в обществе
- Миф в Новое и новейшее время
- Миф в первобытной культуре
- Тотемизм и магизм
- Анимизм
- Фетишизм, идолопоклонство, ритуализм, табу
- Глава 4 Религия, культура и мораль
- Философия религии
- Философия морали
- Философия культуры
- Философия искусства
- Философия истории
- Политические категории в культуре; философия политики
- Конфликт культур и его влияние на ход истории
- Глава 5 типология культуры
- Цивилизационные модели; культура и цивилизация
- Культура и человек; культура и деятельность
- Природа и культура
- Философия права
- Философия экономики
- Глава 6 Древневосточный тип культуры
- Исторический контур
- Религиозно-философские системы Междуречья, Переднего Востока и Египта
- Материальная и художественная культура
- Рождение науки
- Ex Oriente Lux — «Свет с Востока»
- Глава 7 Античный тип культуры
- Полис; гражданские доблести
- Древнеримская специфика
- Агон и «греческое чудо»
- Об одном парадоксе
- Античная культура в европейском наследии
- Эллин и варвар, Запад и Восток, Европа и Азия
- Античная философия; Аристотель и Платон
- Формирование основ современной науки
- Греко-римская метафизика и христианство
- Глава 8 Конфуцианско-даосистский тип культуры
- О китайской специфике
- Социальный характер картины мира
- Образ Неба и концепция Поднебесной Империи
- Этика служения и иерархия социальных связей
- Традиционная система ценностей
- Культ предков
- «Семейная» модель общества и государства
- Этика труда, отношений и успеха
- Исследование материального в системе культуры
- Особенности религиозности и науки, цивилизационные параллели
- Конфуцианско-даосистская модель в Азии; культура Японии
- Глава 9 Индо - буддистский тип культуры
- Система ценностей
- Традиционная мудрость
- Общественная функция кастовой структуры
- Мировоззренческие и социальные основы брахманизма, буддизма и индуизма
- Нормативный универсализм
- Роль и вклад науки в мировой фонд знаний
- Место предприимчивости в ценностном ряду культуры; соотношение человека и окружающей среды
- Экспансия и модификации буддистской модели
- Глава 10 Культуры авраамического круга. Ветхий Завет
- Общие постулаты трех религий
- Сепаратный параллелизм иудаизма и христианства, иудаизма и ислама
- История иудеев до разделения царств
- Значение религии в истории еврейского народа
- Всеобъемлющий характер Торы
- Монотеизм и Богоизбранничество
- Религиозные заимствования
- Рационализм и мистицизм
- Представления об учености и словесности; науки, искусства и ремесла
- Практическая философия
- Обряды и запреты; семейные отношения
- Закон и талмудическое право
- Глава 11 Культура ислама
- Картина мира
- Отношение к иным религиям и их практикам
- Последовательный монотеизм и предопределенность
- Теократическая модель социума; структура общественных отношений
- Вероучение ислама
- Система мусульманских ценностей
- Мораль, право и предпринимательство
- Ислам и политика
- Глава 12 Христианский тип культуры
- Предпосылки и предтечи христианства
- Христианская картина мира
- Ценностные ориентации
- Догматика и этика
- Схоластика и мистика
- Религия и наука
- Средневековье; Византия и Запад
- Специфика Возрождения; тенденции Реформации
- Перипетии Нового и новейшего времени
- Художественная практика христианства
- Этика и прагматика
- Исторические корни глобализации
- Родство глобализма и антиглобализма
- Глава 13 Русская культура
- Условия формирования
- Исторический очерк
- Происхождение славян
- Характеристики русской культуры
- Наследие Византии и его значение
- Особенности русского православия
- Система ценностей
- О текущих задачах
- Русское искусство
- Русская философия
- Глава 14 Важнейшие политические доктрины
- Ближний Восток
- Индия и Китай
- Античность
- Средневековье
- Эпоха Возрождения
- Век Просвещения
- Девятнадцатый век
- Новейший период
- Литература Основная
- Дополнительная