logo
Шелов-Коведяев_Введ в культ антропологию_2005

О китайской специфике

Формируя свое отношение к Китаю, необходимо ясно представлять основные причины поразительной стабильности и вечной актуальности идеологии Срединной Империи. Во-первых, ее история, начавшись еще в IV тыс. до н.э., насчитывает более пяти тысяч лет непрерывного, последовательного и поступательного развития. Во-вторых, культура, сформированная в своих нынешних главных чертах в периоды Чжаньго (V—III вв. до н.э.) и династий Цинь и Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.), отчего сами китайцы до сих пор именуют себя ханьцами, многократно оказываясь за это время перед лицом более сильного внутреннего или внешнего агрессора, всякий раз уже через одно поколение покоряла любого завоевателя либо бунтаря. В-третьих, всякие

243

успешные общественные, экономические или политические изменения происходят здесь поэтому не под знаком коренной ломки, переворота или революции, но апеллируют к восстановлению временно попранных либо случайно преданных забвению исконных ценностей (за отступничество от которых социум и наказан невзгодами) и внешне оформляются как возврат к ним.

В результате, несмотря на различное генетическое (в этническом и расовом отношении) происхождение, большинство населения страны является носителем собственно китайского самосознания, т.е. почитает себя наследниками воспринятой от общих предков особой внутренне целостной и самодостаточной культуры, основная роль в которой принадлежит коренным национальным традициям. Она не отгорожена от инородных влияй ий, но крайне бережно относится к собственному прошлому. Оттого все приходящие извне новации тщательно просеиваются сквозь мелкое сито устоявшегося обычая, которое оставляет и всегда видоизменяет в соответствии с требованиями уже сложившегося цивилизационного массива только то, что безусловно идет ему на пользу и не нарушает основы существующей в нем внутренней сбалансированности. Зримым воплощением идеи автономности китайского мира служит Великая Китайская Стена, чья незаконченность, в силу указанных причин, несет на себе для поколений, последовавших за прекращением ее строительства, мощную иносказательную смысловую нагрузку, аллегорию разомкнутости защитного пояса китайской культуры для обращенных к ее выгоде внешних заимствований.