Философия права
Цивилизация, в ее совершенном выражении, соединяет рациональную экономическую выгоду и чистое право, согласовы-
199
вает всеобщий «множество частных интересов. Для ее эпохи характерно господство дополняющих друг друга экономических и юридических императивов.
Так происходит потому, что экономическое общество не может не быть одновременно и правовым, ибо в нем человек в основном стремится делать только то, что приносит ему прямую прибыль, стараясь избегать поступков, наказание за которые последует быстро и неизбежно. Дух здесь покидает сферу идеальных установок и обретает троичную форму: причина — цель — норма.
Восприятие права дается нам в развернутой непосредственности. Оно базируется на принципе причинности, его каноны подкреплены для их нарушителя реальной угрозой лишения ординарных благ (жизни, свободы, здоровья, имущества). Общество и его институты преследуют любые усилия, по которым предусмотрены наказания, чтобы сделать кару неотвратимой, воспроизвести в социальной области причинно-следственную связь, присущую внешнему миру.
Юридические правила наиболее открыты опыту, поскольку они напрямую доступны не только их носителям, но и сторонним наблюдателям. На примере права выводы относительно духа вообще проверяются с наибольшей эмпирической обоснованностью. Его допустимо рассматривать как текст (герменевтика), институт (социология права), систему норм (теория). Философия подходит к нему исключительно как к форме духа.
Установление права занимает много времени и сил, а потому должно представлять утверждающему его ясный и серьезный резон. Одновременно в праве, самом по себе, есть некий смысл, ибо ради него совершаются многие важные действия. Иначе говоря, право само устанавливает, в чем его предназначение, его смысл заключен в нем самом, это смысл смыслов.
В качестве особого вида укрепления и действия предписаний оно сопровождает все иные проявления духа. Господство каждого из них накладывает свой отпечаток на всю юриспруденцию в ее широком понимании: религия создает религиозную по со-
200
держанию, позитивную по способу формирования и карательную по характеру действия правовую систему; мораль — моральную, естественную и конвенциональную соответственно; культура — обычную, живую и процессуальную; цивилизация — хозяйственную, чистую и гражданскую; политика — полицейскую, произвольную и административную. Между ними нет непроницаемых барьеров, и все полезное сочетается, в той или иной конфигурации, в реально существующих юридических комплексах. Приведенная схема просто удобна для последовательного изложения.
В религиозном праве воплощены императивы, прямо санкционированные религией или допускаемые ею. Оно может обнимать либо их полный набор, либо только его часть, но никогда — посторонние сюжеты, полностью отвечая духу учения. Классические примеры — талмудическое и аль фикх (исламское) право. Последнее почти полностью совпадает с шариатом (доктринальными указаниями), отчего их часто путают не только терминологически. Этому есть историческое объяснение: так как распространение проповеди Пророка вначале трудно оторвать от арабских завоеваний, то религиозные догмы почти сразу отливались в законодательную матрицу.
Позитивное право — конечная форма всякого его вида, если он обобщает данную в опыте объективную реальность и отражает сложившуюся в рациональную парадигму внешнюю относительно реципиента волю властей. В этом смысле оно противоположно произволу. Впрочем, оккупационное право тоже выступает для завоеванных (в силу приведенных в определении качеств и несмотря на его восприятие ими) в роли позитивного, хоть и навязано ему голой силой победителя. Карательное право полагает все нарушения преступлениями, подлежащими максимально строгому наказанию.
Моральное право суммирует нравственные нормы, преобразуя некоторый этический минимум в юридический свод, опирающийся на всеобщее согласие. Например, в Кодексе Юстиниана, упорядочившем римское право, записано, что он есть
201
«творчество в области доброго и равного». Другая иллюстрация — общественный договор.
Естественное право есть его саморегламентация. Оно устанавливает общие для институционализации правовых систем принципы того, к чему можно и нельзя принуждать человека, и отбора методов и процедуры такого диктата. Оно универсально, служит нормативной базой и критерием любого права, проверяет его на соответствие определенным требованиям. На современном этапе его проблемой стало формирование комплекса общечеловеческих ценностей — таких, которых смогут добровольно и без обиняков придерживаться все люди или, в крайнем случае, их совершенное большинство.
Конвенциональное право возникает в результате согласия субъектов, которые признаются равными; ему ближе всего международные режимы. Ведь положение, при котором на любого распространяются только правила, подписанные им добровольно, скорее отражает идеал истории, когда речь идет об отношениях между людьми, а не государствами.
Наиболее естественно договор как обоюдовыгодное ограничение силовых методов решения вопросов, регулирует отношения, сложившиеся благодаря балансу сил. Договор, наряду с принуждением и судебной тяжбой, — одна из трех форм рождения и функционирования юриспруденции и представляет собой компромисс ценностей и интересов. Поэтому далеко не случайна связь международного права с естественным и моралью, которые имеют ту же природу. Соглашения бывают всеобщими (социальный контракт) и частными. Нарушения первых считаются преступлениями, вторых — деликтами.
Обычное право концентрирует стереотипы, свойственные обслуживаемому им обществу. Его источниками являются обычаи, включая живые традиции, того или иного социума. Исключительную роль в его формировании играет общественное мнение. Классический случай — англосаксонское законодательство (common law).
Живое право проявляется в процессе правоприменения, особенно «суде. Поскольку актуализация его норм происходит при
202
нарушении устоявшихся в общественном сознании правил, эмпирически доступным и действенным оно становится благодаря правосудию. Раз принятое судебное решение обретает статус
прецедента, т.е. действительного законодательного предписания, подлежащего не отмене, но лишь корректировке. Как выражение воли большинства, с которым приходится считаться, оно наиболее свободно от произвола властей и естественно для демократии (такой была практика в ее колыбели — древнегреческом полисе), но отягощено диктатом того самого большинства и его переменчивого мнения, совсем не обязательно истинного (вспомним хотя бы судьбу Сократа или современные дискуссии вокруг отмены смертной казни).
Единственной строгой формой его существования является формальная процедура оценки рассматриваемого казуса и вынесения по нему приговора. Поэтому господствующим видом его реализации служит процессуальное право. Так было в Древней Греции и продолжает оставаться в Островной (англосаксонской) правовой традиции. Отсюда ведущее значение принципов правосудия и определения способа выявления подлинного отношения общества к конкретному факту, иерархии оценки правонарушений.
Хозяйственное право отражает экономический интерес, направленный на получение ординарных благ, доступных в каждодневных ощущениях, но ограниченных в объемах, а потому представляющих собой предмет конкуренции, и направлено на его рациональную регламентацию. Здесь, когда экономика становится господствующей формой духа, право находит самое себя и обретает полную самостоятельность и самоценность.
Чистое право строится на базе рациональности, только внутренней логики. Оно не считается ни с какими внешними условиями, оно безразлично к эмоциям и чувствам, подчиняя себе человеческие отношения. Потому оно отличается максимальной объективностью, строгостью и невозмутимостью, отражая в действительности «математику духа».
Интересы экономического оборота выводят на первое место, в качестве механизма, гражданское право. Оно призвано сни-
203
мать противоречия как между всеобщим и множеством частных интересов, так и в среде последних как таковых.
Полицейское право может быть им признано только весьма относительно, ибо прикрывает имитацией правил голый произвол властей, направленный против общества в узкокорыстных целях правящей группы. Преступлениями здесь считаются исключительно проступки, нарушающие ее интересы. Способом его функционирования является произвольное право (если вла-сяк стараются не противоречить хотя бы самим себе), а характером — административное право, т.е. то, что направляет людей в сторону, наиболее удобную для манипулирования ими.
- Введение в культурную антропологию
- Оглавление
- Глава 1. Понятие и определение культуры...............................................45
- Глава 2. Основные школы и концепции изучения культуры...................................97
- Глава 3. Возникновение культуры и религии................137
- Глава 4. Религия, культура и мораль .......................172
- Глава 5. Типология культуры .............................189
- Глава 6. Древневосточный тип культуры ...................206
- Глава 7. Античный тип культуры ..........................219
- Глава 8. Конфуцианско-даосистский тип культуры..........243
- Глава 10. Культуры авраамического круга. Ветхий Завет.....271
- Глава 11. Культура ислама................................296
- Глава 12. Христианский тип культуры........................311
- Глава 13. Русская культура...............................329
- Глава 14. Важнейшие политические доктрины...............................352
- Предисловие автора
- Введение
- Краткий обзор книги
- Почему не культурология?
- Против вульгарных интерпретаций
- О России со здоровой любовью
- Не надо создавать и тиражировать мифы
- Объект культуры
- Термин «культура»
- Изучение культуры как спектр профессий
- Типичные ошибки
- Кому и зачем нужно знание культуры и ее закономерностей
- Связь культурных традиций и стереотипов с процессами в современном обществе
- Актуальность толерантности и диалога
- Глава 1 Понятие и определение культуры
- Сущность культуры
- Содержание культуры
- Традиция
- Массовость культуры
- Общечеловеческие основы
- Способ реализации созидательных способностей человека
- Явления культуры; культурные объекты
- Фундаментализм в культуре
- Существование и действительность культуры
- Понятие символа; символ в культуре
- Системность культуры; система понятий (модель) культуры
- Общество, культура, человек
- Этнос, язык, культура
- Глава 2 Основные школы и концепции изучения культуры
- Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Суждения древних и христианских мыслителей Античность
- Христианство
- Взгляды эпох Возрождения и Просвещения Возрождение
- Просвещение
- Позиции философов Нового времени
- Теория «локальных цивилизаций» и их столкновения: от н. Данилевского до а. Тойнби и э. Хантингтона
- Культура и бессознательное: 3. Фрейд и к.Г. Юнг
- Структурализм
- Антропологическое направление
- Концепция игровой культуры
- Теоретики элитной культуры
- Глава з Возникновение культуры и религии
- Основные периоды и тенденции в эволюции культуры
- Культура первобытности
- Культура и миф Что такое миф?
- Мифология
- Миф и психология
- Функции мифа в обществе
- Миф в Новое и новейшее время
- Миф в первобытной культуре
- Тотемизм и магизм
- Анимизм
- Фетишизм, идолопоклонство, ритуализм, табу
- Глава 4 Религия, культура и мораль
- Философия религии
- Философия морали
- Философия культуры
- Философия искусства
- Философия истории
- Политические категории в культуре; философия политики
- Конфликт культур и его влияние на ход истории
- Глава 5 типология культуры
- Цивилизационные модели; культура и цивилизация
- Культура и человек; культура и деятельность
- Природа и культура
- Философия права
- Философия экономики
- Глава 6 Древневосточный тип культуры
- Исторический контур
- Религиозно-философские системы Междуречья, Переднего Востока и Египта
- Материальная и художественная культура
- Рождение науки
- Ex Oriente Lux — «Свет с Востока»
- Глава 7 Античный тип культуры
- Полис; гражданские доблести
- Древнеримская специфика
- Агон и «греческое чудо»
- Об одном парадоксе
- Античная культура в европейском наследии
- Эллин и варвар, Запад и Восток, Европа и Азия
- Античная философия; Аристотель и Платон
- Формирование основ современной науки
- Греко-римская метафизика и христианство
- Глава 8 Конфуцианско-даосистский тип культуры
- О китайской специфике
- Социальный характер картины мира
- Образ Неба и концепция Поднебесной Империи
- Этика служения и иерархия социальных связей
- Традиционная система ценностей
- Культ предков
- «Семейная» модель общества и государства
- Этика труда, отношений и успеха
- Исследование материального в системе культуры
- Особенности религиозности и науки, цивилизационные параллели
- Конфуцианско-даосистская модель в Азии; культура Японии
- Глава 9 Индо - буддистский тип культуры
- Система ценностей
- Традиционная мудрость
- Общественная функция кастовой структуры
- Мировоззренческие и социальные основы брахманизма, буддизма и индуизма
- Нормативный универсализм
- Роль и вклад науки в мировой фонд знаний
- Место предприимчивости в ценностном ряду культуры; соотношение человека и окружающей среды
- Экспансия и модификации буддистской модели
- Глава 10 Культуры авраамического круга. Ветхий Завет
- Общие постулаты трех религий
- Сепаратный параллелизм иудаизма и христианства, иудаизма и ислама
- История иудеев до разделения царств
- Значение религии в истории еврейского народа
- Всеобъемлющий характер Торы
- Монотеизм и Богоизбранничество
- Религиозные заимствования
- Рационализм и мистицизм
- Представления об учености и словесности; науки, искусства и ремесла
- Практическая философия
- Обряды и запреты; семейные отношения
- Закон и талмудическое право
- Глава 11 Культура ислама
- Картина мира
- Отношение к иным религиям и их практикам
- Последовательный монотеизм и предопределенность
- Теократическая модель социума; структура общественных отношений
- Вероучение ислама
- Система мусульманских ценностей
- Мораль, право и предпринимательство
- Ислам и политика
- Глава 12 Христианский тип культуры
- Предпосылки и предтечи христианства
- Христианская картина мира
- Ценностные ориентации
- Догматика и этика
- Схоластика и мистика
- Религия и наука
- Средневековье; Византия и Запад
- Специфика Возрождения; тенденции Реформации
- Перипетии Нового и новейшего времени
- Художественная практика христианства
- Этика и прагматика
- Исторические корни глобализации
- Родство глобализма и антиглобализма
- Глава 13 Русская культура
- Условия формирования
- Исторический очерк
- Происхождение славян
- Характеристики русской культуры
- Наследие Византии и его значение
- Особенности русского православия
- Система ценностей
- О текущих задачах
- Русское искусство
- Русская философия
- Глава 14 Важнейшие политические доктрины
- Ближний Восток
- Индия и Китай
- Античность
- Средневековье
- Эпоха Возрождения
- Век Просвещения
- Девятнадцатый век
- Новейший период
- Литература Основная
- Дополнительная