logo
Шелов-Коведяев_Введ в культ антропологию_2005

Ближний Восток

Любой цивилизации присуще искать и находить форму для отражения своих представлений об окружающем мире, существующих в нем элементах порядка и беспорядка.

В этом смысле все космогонические мифы, объясняющие происхождение Вселенной и иные важнейшие природные события через их соотношение с должным, уже демонстрируют, что, по мнению их создателей и потребителей, является правильным и неправильным. Надо согласиться с Аристотелем, назвавшим закон «второй натурой», т.е. и природой, и стороной личности.

Первые попытки определить природу политики и права мы находим начиная с Древнего Востока и античности.

Египту и Месопотамии была свойственна в значительной степени однородность взглядов различных слоев общества на природу проявляющихся в мире закономерностей» Эта система покоилась на представлении о царской власти как дарованной людям богами и, следовательно, отражении вечной божественной справедливости, а значит, и единственном гаранте законности, праведного суда и порядка на Земле (например, у египтян культ

352

богини Маат, олицетворяющей вечную гармонию и справедливость, был неразрывно связан с властью фараонов как верховных судей в земной жизни над всеми их подданными). Отсюда же и убежденность в ее вечном характере, а также доминирование во всех действиях ритуала, особая приверженность незыблемости существующего порядка вещей, крайне негативное отношение к самой возможности его изменения.

Естественно, что в подобной ситуации любые успешные реформы проводились под флагом реставрации древних обычаев и нравственной чистоты, а в литературной традиции превалировали две формы — нравоучение и нигилистическая альтернатива.

Те же тенденции обнаруживает и древнееврейское пророческое наследие.