Понятие символа; символ в культуре
У символа есть много важных характеристик, которые можно было бы долго перечислять. Важно отметить, что символ есть такая разновидность знака, которая, однажды возникнув, начинает творить собственный мир, трансформировать окружающую действительность.
Одним из наиболее известных классов знака является слово. Хорошо известно, что, будучи произнесено вовремя, к месту и в правильной подаче, оно во многих случаях уже само по себе является делом. Искусство конструирует свою реальность, которая нередко (сейчас особенно кино и телевидение) формирует фактические поступки человека, его отношение к жизни и пр.
82
Именно поэтому говорят, что любой язык оперирует символами. Точно так же обоснованно суждение о символичности нашего сознания. Каждый сталкивался с тем, что, сосредоточившись на какой-то придуманной ситуации, потом и действительно попадал в нее. Как известно, «устами младенца глаголет истина» , а детская поговорка гласит: «Кто чего боится, то с тем и случится».
Символы принято разделять на «естественные» и «договорные» . Такое членение, разумеется, условно. Ведь символы потому ими и являются, что все они придуманы. Просто первые взяты и трансформированы из мира природы (лев и орел выражают силу, сова и змея — мудрость, змея и шакал — коварство и злобу, пеликан — родительские добродетели, и т.п.), а вторые, вроде алфавита, не имеют в ней аналогов.
Символы играют в культуре фундаментальную роль, составляют, в известном смысле, ее квинтэссенцию. Сознание постоянно продуцирует новые символы, которые потом овеществляются и встречаются нам в практической деятельности. Деньги и любые другие обозначения, дающие представление о некоей ценности, которой они сами нетождественны, разнообразные предметы, отражающие духовное напряжение их создателя, сны, чувственные, мысленные и иные духовные образы, ситуации, с которыми мы сталкиваемся на работе и дома, понятия, инструменты и иные средства, используемые нами на практике, — все они либо сами суть символы, либо до предела насыщены ими. Таким образом, мы не проводим без них ни единого мгновения нашей жизни.
Язык насквозь пронизан символами. Уже буквы, первоначально созданные как простые значки для удобства письма, постепенно превратились в символическое обозначение звуков, завершение чему было положено с возникновением лингвистической системы фонологической записи, О мыслеобразах уже сказано выше. Применительно же к лексике надо специально упомянуть о полисемии, подтверждающей лишний раз символизм слова, и своего рода «суперсимволах», а именно, терминах. Математика и иные науки, использующие ее аппарат, соз-
83
дали свой символический мир, состоящий из цифровых и буквенных рядов, имеющих стопроцентно договорный характер. Художественное и интеллектуальное творчество немыслимо без символической иерархии — метафор, ассоциативных и логических цепочек и многого другого.
Из этого следует» что символам свойственна флуктуация сфер применения, т.е. безболезненного перетекания из одной области их распространения в другую, в ходе которой может происходить кардинальная трансформация их значения и роли. Наука и образование, воспитание и обучение широко используют самые разнообразные символы: от постановки в пример какого-либо события или действия до всякого рода муляжей и изображений. В еще большей степени сказанное относится к религии и магии, ныне, увы, модным оккультным практикам, где действуют как физические (утварь, художественные произведения, одеяния и пр.), так и мыслимые символы. Прототипом магической символики является фетиш, на чем мы подробнее остановимся в дальнейшем.
Итак, генезис и эволюция человека и общества сопровождаются постоянным ростом количества и значения символов для успешного функционирования, а значит, выживания того и другого. И сейчас они окружают нас со всех сторон. Не только в духовной сфере в широком смысле, но ив столь прикладных материях, как общественная регуляция и управление: гимны, гербы, флаги в определенных условиях, особые номерные знаки и любые публичные ритуалы и правила, повседневные нормы, процедуры законодательной, исполнительной и судебной властей, представление и пропаганда, — вот лишь немногое из того, что здесь сразу приходит в голову и что либо само является символами, либо никак не может обойтись без них. Отсюда непосредственно вытекает, что в ходе истории постоянно возрастает значимость договорных символов во всех направлениях нашей жизни, причем лингвистические и математические оказываются на острие атаки благодаря перманентно взрывному росту новых технологий, начиная со второй половины XX столетия.
84
Популярность символов связана с универсальностью, которая позволяет их применять для описания и закрепления любых (как новых, так и старых) представлений. Их решающая сила заключена в лаконичности и адаптивности к любой среде. Знак, при определенных обстоятельствах, может стать символом, но и последний способен обратиться знаком. Например, портреты правителей (всего лишь изображения человеческого существа) бывают не менее символичными, чем икона: недаром наши чиновники не просто развешивают их у себя на работе, но и стремятся иметь среди них тот, который показывает их особую близость именно с данным персонажем. Вне же персонального кабинета они служат рядовым обозначением официального помещения.
Еще один мощный ресурс символов — способность вызывать комплекс переживаний. Поэтому к символам постоянно взывает мода (показ моделей, особенно женской одежды, прямо-таки напичкан символикой). Ими манипулирует реклама (недаром постоянно вспыхивают дискуссии о необходимости защиты детской психики и мозга от воздействия ее символической структуры). Власть вообще жить без них не может: штандарты, мантии, инсигнии, кортежи, ленты, экипажи — можно продолжать до бесконечности» Наконец, не только специальные удостоверения и пропуска, но и простые документы как подтверждение и легитимизация статуса их владельца числятся по разряду рациональных символов.
Художественная культура, изобразительное искусство работают исключительно с символами. Каждая краска и вообще цвет имеют свою символику, зачастую разнящуюся в различных культурах. Наиболее известный пример: белый цвет символизирует в Европе торжество и официоз, а в Китае — скорбь по усопшему. Именно потому китайское руководство так долго переходило на европейскую форму одежды.
Бывает, что в отдельные эпохи особый смысл придается присутствию на полотне того или иного предмета. Так, раскрытая морская раковина в голландской живописи начала Нового времени символизировала доступность женщины, у ко-
85
торой такая картина висела в салоне или которая была на ней изображена; большое количество пряностей в натюрморте указывало на эротический задор и любовный пыл; а распустившийся цветок в руках дамы подчеркивал ее склонность к легкомыслию.
- Введение в культурную антропологию
- Оглавление
- Глава 1. Понятие и определение культуры...............................................45
- Глава 2. Основные школы и концепции изучения культуры...................................97
- Глава 3. Возникновение культуры и религии................137
- Глава 4. Религия, культура и мораль .......................172
- Глава 5. Типология культуры .............................189
- Глава 6. Древневосточный тип культуры ...................206
- Глава 7. Античный тип культуры ..........................219
- Глава 8. Конфуцианско-даосистский тип культуры..........243
- Глава 10. Культуры авраамического круга. Ветхий Завет.....271
- Глава 11. Культура ислама................................296
- Глава 12. Христианский тип культуры........................311
- Глава 13. Русская культура...............................329
- Глава 14. Важнейшие политические доктрины...............................352
- Предисловие автора
- Введение
- Краткий обзор книги
- Почему не культурология?
- Против вульгарных интерпретаций
- О России со здоровой любовью
- Не надо создавать и тиражировать мифы
- Объект культуры
- Термин «культура»
- Изучение культуры как спектр профессий
- Типичные ошибки
- Кому и зачем нужно знание культуры и ее закономерностей
- Связь культурных традиций и стереотипов с процессами в современном обществе
- Актуальность толерантности и диалога
- Глава 1 Понятие и определение культуры
- Сущность культуры
- Содержание культуры
- Традиция
- Массовость культуры
- Общечеловеческие основы
- Способ реализации созидательных способностей человека
- Явления культуры; культурные объекты
- Фундаментализм в культуре
- Существование и действительность культуры
- Понятие символа; символ в культуре
- Системность культуры; система понятий (модель) культуры
- Общество, культура, человек
- Этнос, язык, культура
- Глава 2 Основные школы и концепции изучения культуры
- Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Суждения древних и христианских мыслителей Античность
- Христианство
- Взгляды эпох Возрождения и Просвещения Возрождение
- Просвещение
- Позиции философов Нового времени
- Теория «локальных цивилизаций» и их столкновения: от н. Данилевского до а. Тойнби и э. Хантингтона
- Культура и бессознательное: 3. Фрейд и к.Г. Юнг
- Структурализм
- Антропологическое направление
- Концепция игровой культуры
- Теоретики элитной культуры
- Глава з Возникновение культуры и религии
- Основные периоды и тенденции в эволюции культуры
- Культура первобытности
- Культура и миф Что такое миф?
- Мифология
- Миф и психология
- Функции мифа в обществе
- Миф в Новое и новейшее время
- Миф в первобытной культуре
- Тотемизм и магизм
- Анимизм
- Фетишизм, идолопоклонство, ритуализм, табу
- Глава 4 Религия, культура и мораль
- Философия религии
- Философия морали
- Философия культуры
- Философия искусства
- Философия истории
- Политические категории в культуре; философия политики
- Конфликт культур и его влияние на ход истории
- Глава 5 типология культуры
- Цивилизационные модели; культура и цивилизация
- Культура и человек; культура и деятельность
- Природа и культура
- Философия права
- Философия экономики
- Глава 6 Древневосточный тип культуры
- Исторический контур
- Религиозно-философские системы Междуречья, Переднего Востока и Египта
- Материальная и художественная культура
- Рождение науки
- Ex Oriente Lux — «Свет с Востока»
- Глава 7 Античный тип культуры
- Полис; гражданские доблести
- Древнеримская специфика
- Агон и «греческое чудо»
- Об одном парадоксе
- Античная культура в европейском наследии
- Эллин и варвар, Запад и Восток, Европа и Азия
- Античная философия; Аристотель и Платон
- Формирование основ современной науки
- Греко-римская метафизика и христианство
- Глава 8 Конфуцианско-даосистский тип культуры
- О китайской специфике
- Социальный характер картины мира
- Образ Неба и концепция Поднебесной Империи
- Этика служения и иерархия социальных связей
- Традиционная система ценностей
- Культ предков
- «Семейная» модель общества и государства
- Этика труда, отношений и успеха
- Исследование материального в системе культуры
- Особенности религиозности и науки, цивилизационные параллели
- Конфуцианско-даосистская модель в Азии; культура Японии
- Глава 9 Индо - буддистский тип культуры
- Система ценностей
- Традиционная мудрость
- Общественная функция кастовой структуры
- Мировоззренческие и социальные основы брахманизма, буддизма и индуизма
- Нормативный универсализм
- Роль и вклад науки в мировой фонд знаний
- Место предприимчивости в ценностном ряду культуры; соотношение человека и окружающей среды
- Экспансия и модификации буддистской модели
- Глава 10 Культуры авраамического круга. Ветхий Завет
- Общие постулаты трех религий
- Сепаратный параллелизм иудаизма и христианства, иудаизма и ислама
- История иудеев до разделения царств
- Значение религии в истории еврейского народа
- Всеобъемлющий характер Торы
- Монотеизм и Богоизбранничество
- Религиозные заимствования
- Рационализм и мистицизм
- Представления об учености и словесности; науки, искусства и ремесла
- Практическая философия
- Обряды и запреты; семейные отношения
- Закон и талмудическое право
- Глава 11 Культура ислама
- Картина мира
- Отношение к иным религиям и их практикам
- Последовательный монотеизм и предопределенность
- Теократическая модель социума; структура общественных отношений
- Вероучение ислама
- Система мусульманских ценностей
- Мораль, право и предпринимательство
- Ислам и политика
- Глава 12 Христианский тип культуры
- Предпосылки и предтечи христианства
- Христианская картина мира
- Ценностные ориентации
- Догматика и этика
- Схоластика и мистика
- Религия и наука
- Средневековье; Византия и Запад
- Специфика Возрождения; тенденции Реформации
- Перипетии Нового и новейшего времени
- Художественная практика христианства
- Этика и прагматика
- Исторические корни глобализации
- Родство глобализма и антиглобализма
- Глава 13 Русская культура
- Условия формирования
- Исторический очерк
- Происхождение славян
- Характеристики русской культуры
- Наследие Византии и его значение
- Особенности русского православия
- Система ценностей
- О текущих задачах
- Русское искусство
- Русская философия
- Глава 14 Важнейшие политические доктрины
- Ближний Восток
- Индия и Китай
- Античность
- Средневековье
- Эпоха Возрождения
- Век Просвещения
- Девятнадцатый век
- Новейший период
- Литература Основная
- Дополнительная