logo
Шелов-Коведяев_Введ в культ антропологию_2005

Нормативный универсализм

Он свойствен в равной степени и буддизму, и индуизму. Плюс к тому, первый имеет еще и ярко выраженную составляющую социального служения, что серьезно повысило его привлекательность в глазах неофитов (новообращенных) за пределами Индии.

В отличие от брахманизма, ориентированного на личное избавление, буддизм призывает к служению многим, ищущим спасения. Монах, учил Будда, должен жить не для себя, а для других.

Предписания буддизма глубоко нравственны, проникнуты симпатией ко всему живому, уважением к человеку и его делам, принципами ненасилия и смирения, поиском нравственной ос-

266

новы жизни, каковая и есть конечная цель человеческого существования. Он постулирует наилучшими четыре нормы поведения: предотвращать зло, пресекать зло, способствовать возникновению добра, поддерживать добро.

Последователи буддизма исходят из того, что: ненависть никогда не побеждается ненавистью, гнев следует одолевать благодушием, а зло добром; величайшей победой человека является только та, что он одержал над самим собой; лишь поведение делает человека либо членом низшей касты, либо брахманом. Во всем этом надо констатировать параллелизм с проповедью Иисуса.

Как мы уже отметили, индуистская этика покоится на четырех базовых опорах. Дхарма, будучи составной частью управляющего Вселенной морального закона, определяет (в соответствии с кастовой принадлежностью людей) содержание их долга и обязанностей, отступление от которых не допускается. Она увязана с верностью истине и ненасилию. Последнее есть более отсутствие злых и корыстных намерений, подчинение самодисциплине и обуздание гнева и ненависти, нежели один только отказ от физического принуждения.

Артха содержит вытекающие из дхармы нормы практического действия. Здесь надо подчеркнуть следующие правила; не отвечай злом на зло, всегда твори добро; умение прощать — свойство сильных; достойное поведение выражается не в следовании по проторенной дороге, а в том, чтобы самостоятельно найти правильный путь и бесстрашно ему следовать. Таков должен быть характер подлинно человеческой позиции.

Кама отражает степень ценности удовлетворения чувственных побуждений. Она подчеркивает значимость праведной жизни, чувственных радостей и плотских утех. Как видим, и в этих трех этических нормах находится немало прототипов качеств, определяющих активные жизненные установки современного индивидуума.

Мокша есть учение о том, как вырваться за пределы сансары (тягот и страданий земной жизни). Освобождение от последней

267

полагается высшим блаженством, достигаемым слиянием с Брахманом. Благодаря этому личность выпадает из цепи кармы, просветляется и выходит за пределы иллюзорного мира. Ее самосознание сохраняется, и в дополнение к нему реализуется ее фундаментальная способность воссоединиться с Абсолютом.

Наряду с общими чертами индуизм и брахманизм имеют различия в своих проявлениях на практике. Индуизм глубоко национален. Как и брахманизм, он санкционирует варны. Его последователи обнаруживают порой фанатизм и нетерпимость к последователям иных религий, например, ислама.

Буддизм же индифферентен к каким-либо национальным особенностям, что облегчило восприятие его проповеди другими народами. А поскольку он не связан и с сакрализацией кастового строя и вытекающими оттуда ограничениями, то он более гибок также в отношении общественного устройства и социально-политической активности. Это делает его догматы более удобными для руководствования ими в прикладных сферах.