Нормативный универсализм
Он свойствен в равной степени и буддизму, и индуизму. Плюс к тому, первый имеет еще и ярко выраженную составляющую социального служения, что серьезно повысило его привлекательность в глазах неофитов (новообращенных) за пределами Индии.
В отличие от брахманизма, ориентированного на личное избавление, буддизм призывает к служению многим, ищущим спасения. Монах, учил Будда, должен жить не для себя, а для других.
Предписания буддизма глубоко нравственны, проникнуты симпатией ко всему живому, уважением к человеку и его делам, принципами ненасилия и смирения, поиском нравственной ос-
266
новы жизни, каковая и есть конечная цель человеческого существования. Он постулирует наилучшими четыре нормы поведения: предотвращать зло, пресекать зло, способствовать возникновению добра, поддерживать добро.
Последователи буддизма исходят из того, что: ненависть никогда не побеждается ненавистью, гнев следует одолевать благодушием, а зло добром; величайшей победой человека является только та, что он одержал над самим собой; лишь поведение делает человека либо членом низшей касты, либо брахманом. Во всем этом надо констатировать параллелизм с проповедью Иисуса.
Как мы уже отметили, индуистская этика покоится на четырех базовых опорах. Дхарма, будучи составной частью управляющего Вселенной морального закона, определяет (в соответствии с кастовой принадлежностью людей) содержание их долга и обязанностей, отступление от которых не допускается. Она увязана с верностью истине и ненасилию. Последнее есть более отсутствие злых и корыстных намерений, подчинение самодисциплине и обуздание гнева и ненависти, нежели один только отказ от физического принуждения.
Артха содержит вытекающие из дхармы нормы практического действия. Здесь надо подчеркнуть следующие правила; не отвечай злом на зло, всегда твори добро; умение прощать — свойство сильных; достойное поведение выражается не в следовании по проторенной дороге, а в том, чтобы самостоятельно найти правильный путь и бесстрашно ему следовать. Таков должен быть характер подлинно человеческой позиции.
Кама отражает степень ценности удовлетворения чувственных побуждений. Она подчеркивает значимость праведной жизни, чувственных радостей и плотских утех. Как видим, и в этих трех этических нормах находится немало прототипов качеств, определяющих активные жизненные установки современного индивидуума.
Мокша есть учение о том, как вырваться за пределы сансары (тягот и страданий земной жизни). Освобождение от последней
267
полагается высшим блаженством, достигаемым слиянием с Брахманом. Благодаря этому личность выпадает из цепи кармы, просветляется и выходит за пределы иллюзорного мира. Ее самосознание сохраняется, и в дополнение к нему реализуется ее фундаментальная способность воссоединиться с Абсолютом.
Наряду с общими чертами индуизм и брахманизм имеют различия в своих проявлениях на практике. Индуизм глубоко национален. Как и брахманизм, он санкционирует варны. Его последователи обнаруживают порой фанатизм и нетерпимость к последователям иных религий, например, ислама.
Буддизм же индифферентен к каким-либо национальным особенностям, что облегчило восприятие его проповеди другими народами. А поскольку он не связан и с сакрализацией кастового строя и вытекающими оттуда ограничениями, то он более гибок также в отношении общественного устройства и социально-политической активности. Это делает его догматы более удобными для руководствования ими в прикладных сферах.
- Введение в культурную антропологию
- Оглавление
- Глава 1. Понятие и определение культуры...............................................45
- Глава 2. Основные школы и концепции изучения культуры...................................97
- Глава 3. Возникновение культуры и религии................137
- Глава 4. Религия, культура и мораль .......................172
- Глава 5. Типология культуры .............................189
- Глава 6. Древневосточный тип культуры ...................206
- Глава 7. Античный тип культуры ..........................219
- Глава 8. Конфуцианско-даосистский тип культуры..........243
- Глава 10. Культуры авраамического круга. Ветхий Завет.....271
- Глава 11. Культура ислама................................296
- Глава 12. Христианский тип культуры........................311
- Глава 13. Русская культура...............................329
- Глава 14. Важнейшие политические доктрины...............................352
- Предисловие автора
- Введение
- Краткий обзор книги
- Почему не культурология?
- Против вульгарных интерпретаций
- О России со здоровой любовью
- Не надо создавать и тиражировать мифы
- Объект культуры
- Термин «культура»
- Изучение культуры как спектр профессий
- Типичные ошибки
- Кому и зачем нужно знание культуры и ее закономерностей
- Связь культурных традиций и стереотипов с процессами в современном обществе
- Актуальность толерантности и диалога
- Глава 1 Понятие и определение культуры
- Сущность культуры
- Содержание культуры
- Традиция
- Массовость культуры
- Общечеловеческие основы
- Способ реализации созидательных способностей человека
- Явления культуры; культурные объекты
- Фундаментализм в культуре
- Существование и действительность культуры
- Понятие символа; символ в культуре
- Системность культуры; система понятий (модель) культуры
- Общество, культура, человек
- Этнос, язык, культура
- Глава 2 Основные школы и концепции изучения культуры
- Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Суждения древних и христианских мыслителей Античность
- Христианство
- Взгляды эпох Возрождения и Просвещения Возрождение
- Просвещение
- Позиции философов Нового времени
- Теория «локальных цивилизаций» и их столкновения: от н. Данилевского до а. Тойнби и э. Хантингтона
- Культура и бессознательное: 3. Фрейд и к.Г. Юнг
- Структурализм
- Антропологическое направление
- Концепция игровой культуры
- Теоретики элитной культуры
- Глава з Возникновение культуры и религии
- Основные периоды и тенденции в эволюции культуры
- Культура первобытности
- Культура и миф Что такое миф?
- Мифология
- Миф и психология
- Функции мифа в обществе
- Миф в Новое и новейшее время
- Миф в первобытной культуре
- Тотемизм и магизм
- Анимизм
- Фетишизм, идолопоклонство, ритуализм, табу
- Глава 4 Религия, культура и мораль
- Философия религии
- Философия морали
- Философия культуры
- Философия искусства
- Философия истории
- Политические категории в культуре; философия политики
- Конфликт культур и его влияние на ход истории
- Глава 5 типология культуры
- Цивилизационные модели; культура и цивилизация
- Культура и человек; культура и деятельность
- Природа и культура
- Философия права
- Философия экономики
- Глава 6 Древневосточный тип культуры
- Исторический контур
- Религиозно-философские системы Междуречья, Переднего Востока и Египта
- Материальная и художественная культура
- Рождение науки
- Ex Oriente Lux — «Свет с Востока»
- Глава 7 Античный тип культуры
- Полис; гражданские доблести
- Древнеримская специфика
- Агон и «греческое чудо»
- Об одном парадоксе
- Античная культура в европейском наследии
- Эллин и варвар, Запад и Восток, Европа и Азия
- Античная философия; Аристотель и Платон
- Формирование основ современной науки
- Греко-римская метафизика и христианство
- Глава 8 Конфуцианско-даосистский тип культуры
- О китайской специфике
- Социальный характер картины мира
- Образ Неба и концепция Поднебесной Империи
- Этика служения и иерархия социальных связей
- Традиционная система ценностей
- Культ предков
- «Семейная» модель общества и государства
- Этика труда, отношений и успеха
- Исследование материального в системе культуры
- Особенности религиозности и науки, цивилизационные параллели
- Конфуцианско-даосистская модель в Азии; культура Японии
- Глава 9 Индо - буддистский тип культуры
- Система ценностей
- Традиционная мудрость
- Общественная функция кастовой структуры
- Мировоззренческие и социальные основы брахманизма, буддизма и индуизма
- Нормативный универсализм
- Роль и вклад науки в мировой фонд знаний
- Место предприимчивости в ценностном ряду культуры; соотношение человека и окружающей среды
- Экспансия и модификации буддистской модели
- Глава 10 Культуры авраамического круга. Ветхий Завет
- Общие постулаты трех религий
- Сепаратный параллелизм иудаизма и христианства, иудаизма и ислама
- История иудеев до разделения царств
- Значение религии в истории еврейского народа
- Всеобъемлющий характер Торы
- Монотеизм и Богоизбранничество
- Религиозные заимствования
- Рационализм и мистицизм
- Представления об учености и словесности; науки, искусства и ремесла
- Практическая философия
- Обряды и запреты; семейные отношения
- Закон и талмудическое право
- Глава 11 Культура ислама
- Картина мира
- Отношение к иным религиям и их практикам
- Последовательный монотеизм и предопределенность
- Теократическая модель социума; структура общественных отношений
- Вероучение ислама
- Система мусульманских ценностей
- Мораль, право и предпринимательство
- Ислам и политика
- Глава 12 Христианский тип культуры
- Предпосылки и предтечи христианства
- Христианская картина мира
- Ценностные ориентации
- Догматика и этика
- Схоластика и мистика
- Религия и наука
- Средневековье; Византия и Запад
- Специфика Возрождения; тенденции Реформации
- Перипетии Нового и новейшего времени
- Художественная практика христианства
- Этика и прагматика
- Исторические корни глобализации
- Родство глобализма и антиглобализма
- Глава 13 Русская культура
- Условия формирования
- Исторический очерк
- Происхождение славян
- Характеристики русской культуры
- Наследие Византии и его значение
- Особенности русского православия
- Система ценностей
- О текущих задачах
- Русское искусство
- Русская философия
- Глава 14 Важнейшие политические доктрины
- Ближний Восток
- Индия и Китай
- Античность
- Средневековье
- Эпоха Возрождения
- Век Просвещения
- Девятнадцатый век
- Новейший период
- Литература Основная
- Дополнительная