Полис; гражданские доблести
Античность внесла свой, бесценный по его последствиям, вклад в практику общественного устройства. Она породила особую форму организации человеческого коллектива, известную как эллинский полис. Благодаря ему в истории мысли появились сама категория «политика*, служащая с тех пор для определения самостоятельной сферы деятельности и реализации личности, направленной на реализацию консолидированных национальных интересов, и представления о ней, легшие в основу ее современного понимания.
Полис отличался от всех прочих современных ему разновидностей государственности наличием самоуправляемой гражданской общины, институты и правовой механизм которой были ориентированы на обеспечение представительства интересов ее членов. Они предполагали политическое равноправие входящих в нее свободных совершеннолетних (первоначально обязательно и семейных) мужчин и их равенство перед законом, нацелен-
219
ко умножать казну родной общины путем уплаты регулярных налогов, но и постоянно жертвовать на общественные нужды, поддерживая бедняков и оплачивая публичные развлечения во время торжеств и праздников.
В случае необходимости он должен был снарядить как минимум себя самого доспехом тяжелого пехотинца и выступить на защиту общины или всей Эллады, а лучше — профинансировать существенную часть затрат на оснащение войска. Следовало также быть примерным семьянином, безусловно способным самостоятельно нести бремя всех связанных с семьей расходов, и уделять значительную часть досуга участию в вопросах городского самоуправления.
Среди занятий ради хлеба насущного на первом месте стояло сельское хозяйство, затем шли ремесло (включая искусства и философию) и торговля. Заключали этот ряд финансовые операции. Любая публичная (парламент, исполнительная власть и военное руководство, суды, жречество) деятельность не рассматривалась как источник доходов. Напротив, магистраты были обязаны брать на себя издержки (для высших — весьма значительные) по отправлению своих обязанностей. Потому долгое время и существовал имущественный ценз для допуска к занятию тем или иным видом публичной деятельности. Недаром начало упадка афинской демократии сами древние отсчитывали от момента, когда судьям стали платить за время, проведенное в процессе.
Тем самым, личные амбиции, преуспеяние и обогащение не только не порицались, но даже поощрялись. Главное, чтобы имущество было нажито благопристойно и в пользующейся уважением сфере.
Так, уже тогда возникли черты, характерные для современного состояния развитых (и не очень, в зависимости от того, насколько многочисленны слои, разделяющие нижеследующие утверждения) демократий:
само понятие политики как общего для всех граждан дела] благотворительность как неотъемлемая часть имиджа добропорядочного члена коллектива;
222
благожелательное отношение к достойной зажиточности;
градация общественной оценки областей бизнеса (фактически до XX столетия банковское дело не считалось чем-то солидным, да и сейчас во многих странах к нему относятся без почтения, и на торговлю тоже смотрят, по сравнению с производством, явно пренебрежительно);
судебные коллегии — прообраз суда присяжных, ибо те тоже клялись богами рядить честно, т.е. присягали;
убеждение, что в политику следует идти преимущественно тем, кто располагает значительным личным капиталом.
Относительно обладания капиталом в последнее время настойчиво уговаривают и русского избирателя. Другое дело, что в античности люди, прошедшие на лидирующие должности благодаря высокому имущественному цензу, в течение отправления ими своих обязанностей тратили свои индивидуальные средства на нужды общества. В этом и заключался сам смысл названного «сита». Обратное, столь нам привычное, было просто исключено специальными процедурами, включая жестокие и неотвратимые наказания. А у нас, стоило части нефтяных «олигархов» сделать лишь первые, робкие на общем фоне, шаги в сторону подлинного социального служения, как они тут же попали под жесткий прессинг «властной вертикали».
Будучи центральной в полисной системе нравственных категорий, калокагатия непосредственно связана и с другими ее основными элементами, коими выступают истина и мера. Первой придает этическое измерение сочетание в ней правды и справедливости. Второй — ее принадлежность к одной цепочке со сбалансированностью, умеренностью и данным свыше прекрасным порядком, что вместе составляют греческую парадигму всеобщей гармонии. Неразрывной же совокупностью названных выше постулатов и вытекающих из них требований к стилю и устройству жизни и манере поведения должен руководствоваться в своей практической деятельности идеальный гражданин. Потому-то и нерв античной житейской мудрости выражается афоризмом «Ничего слишком».
223
- Введение в культурную антропологию
- Оглавление
- Глава 1. Понятие и определение культуры...............................................45
- Глава 2. Основные школы и концепции изучения культуры...................................97
- Глава 3. Возникновение культуры и религии................137
- Глава 4. Религия, культура и мораль .......................172
- Глава 5. Типология культуры .............................189
- Глава 6. Древневосточный тип культуры ...................206
- Глава 7. Античный тип культуры ..........................219
- Глава 8. Конфуцианско-даосистский тип культуры..........243
- Глава 10. Культуры авраамического круга. Ветхий Завет.....271
- Глава 11. Культура ислама................................296
- Глава 12. Христианский тип культуры........................311
- Глава 13. Русская культура...............................329
- Глава 14. Важнейшие политические доктрины...............................352
- Предисловие автора
- Введение
- Краткий обзор книги
- Почему не культурология?
- Против вульгарных интерпретаций
- О России со здоровой любовью
- Не надо создавать и тиражировать мифы
- Объект культуры
- Термин «культура»
- Изучение культуры как спектр профессий
- Типичные ошибки
- Кому и зачем нужно знание культуры и ее закономерностей
- Связь культурных традиций и стереотипов с процессами в современном обществе
- Актуальность толерантности и диалога
- Глава 1 Понятие и определение культуры
- Сущность культуры
- Содержание культуры
- Традиция
- Массовость культуры
- Общечеловеческие основы
- Способ реализации созидательных способностей человека
- Явления культуры; культурные объекты
- Фундаментализм в культуре
- Существование и действительность культуры
- Понятие символа; символ в культуре
- Системность культуры; система понятий (модель) культуры
- Общество, культура, человек
- Этнос, язык, культура
- Глава 2 Основные школы и концепции изучения культуры
- Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Суждения древних и христианских мыслителей Античность
- Христианство
- Взгляды эпох Возрождения и Просвещения Возрождение
- Просвещение
- Позиции философов Нового времени
- Теория «локальных цивилизаций» и их столкновения: от н. Данилевского до а. Тойнби и э. Хантингтона
- Культура и бессознательное: 3. Фрейд и к.Г. Юнг
- Структурализм
- Антропологическое направление
- Концепция игровой культуры
- Теоретики элитной культуры
- Глава з Возникновение культуры и религии
- Основные периоды и тенденции в эволюции культуры
- Культура первобытности
- Культура и миф Что такое миф?
- Мифология
- Миф и психология
- Функции мифа в обществе
- Миф в Новое и новейшее время
- Миф в первобытной культуре
- Тотемизм и магизм
- Анимизм
- Фетишизм, идолопоклонство, ритуализм, табу
- Глава 4 Религия, культура и мораль
- Философия религии
- Философия морали
- Философия культуры
- Философия искусства
- Философия истории
- Политические категории в культуре; философия политики
- Конфликт культур и его влияние на ход истории
- Глава 5 типология культуры
- Цивилизационные модели; культура и цивилизация
- Культура и человек; культура и деятельность
- Природа и культура
- Философия права
- Философия экономики
- Глава 6 Древневосточный тип культуры
- Исторический контур
- Религиозно-философские системы Междуречья, Переднего Востока и Египта
- Материальная и художественная культура
- Рождение науки
- Ex Oriente Lux — «Свет с Востока»
- Глава 7 Античный тип культуры
- Полис; гражданские доблести
- Древнеримская специфика
- Агон и «греческое чудо»
- Об одном парадоксе
- Античная культура в европейском наследии
- Эллин и варвар, Запад и Восток, Европа и Азия
- Античная философия; Аристотель и Платон
- Формирование основ современной науки
- Греко-римская метафизика и христианство
- Глава 8 Конфуцианско-даосистский тип культуры
- О китайской специфике
- Социальный характер картины мира
- Образ Неба и концепция Поднебесной Империи
- Этика служения и иерархия социальных связей
- Традиционная система ценностей
- Культ предков
- «Семейная» модель общества и государства
- Этика труда, отношений и успеха
- Исследование материального в системе культуры
- Особенности религиозности и науки, цивилизационные параллели
- Конфуцианско-даосистская модель в Азии; культура Японии
- Глава 9 Индо - буддистский тип культуры
- Система ценностей
- Традиционная мудрость
- Общественная функция кастовой структуры
- Мировоззренческие и социальные основы брахманизма, буддизма и индуизма
- Нормативный универсализм
- Роль и вклад науки в мировой фонд знаний
- Место предприимчивости в ценностном ряду культуры; соотношение человека и окружающей среды
- Экспансия и модификации буддистской модели
- Глава 10 Культуры авраамического круга. Ветхий Завет
- Общие постулаты трех религий
- Сепаратный параллелизм иудаизма и христианства, иудаизма и ислама
- История иудеев до разделения царств
- Значение религии в истории еврейского народа
- Всеобъемлющий характер Торы
- Монотеизм и Богоизбранничество
- Религиозные заимствования
- Рационализм и мистицизм
- Представления об учености и словесности; науки, искусства и ремесла
- Практическая философия
- Обряды и запреты; семейные отношения
- Закон и талмудическое право
- Глава 11 Культура ислама
- Картина мира
- Отношение к иным религиям и их практикам
- Последовательный монотеизм и предопределенность
- Теократическая модель социума; структура общественных отношений
- Вероучение ислама
- Система мусульманских ценностей
- Мораль, право и предпринимательство
- Ислам и политика
- Глава 12 Христианский тип культуры
- Предпосылки и предтечи христианства
- Христианская картина мира
- Ценностные ориентации
- Догматика и этика
- Схоластика и мистика
- Религия и наука
- Средневековье; Византия и Запад
- Специфика Возрождения; тенденции Реформации
- Перипетии Нового и новейшего времени
- Художественная практика христианства
- Этика и прагматика
- Исторические корни глобализации
- Родство глобализма и антиглобализма
- Глава 13 Русская культура
- Условия формирования
- Исторический очерк
- Происхождение славян
- Характеристики русской культуры
- Наследие Византии и его значение
- Особенности русского православия
- Система ценностей
- О текущих задачах
- Русское искусство
- Русская философия
- Глава 14 Важнейшие политические доктрины
- Ближний Восток
- Индия и Китай
- Античность
- Средневековье
- Эпоха Возрождения
- Век Просвещения
- Девятнадцатый век
- Новейший период
- Литература Основная
- Дополнительная