logo
Шелов-Коведяев_Введ в культ антропологию_2005

Теократическая модель социума; структура общественных отношений

Другое дело, что сама семантика лексемы «ислам» указывает на послушание. Соответственно самоценность личности занимает в нем более скромное место, чем в других ответвлениях авраамического наследия.

Главная сила Аллаха заключена не в персоне, сколь бы значительна та ни была. Она воплощена в мусульманской общине, или умме, которая символизирует собой солидарность всех правоверных, ибо причастность к ней выше деления на расы, нации, этносы и языковые группы. Умма контролирует жизнь индивида. Вне ее он, подобно лишенному своего полиса эллину, становится изгоем, к тому же не может рассчитывать на благочестие и спасение. Отношения внутри нее регламентированы Кораном и Сунной (его традиционными толкованиями).

Так как ислам претендует на обладание знанием об идеальной модели устройства общества, он выработал в себе, начиная со Священных текстов, специальный кодекс норм, определяющих функционирование общины. Он известен под названием шариат. В практической жизни именно он регулирует все стороны человеческой активности.

В силу сакрализованного характера уммы регулярное правление в ней, как и в Древнем Израиле, является теократией, где право на верховную власть легитимируется святостью. Исходя из этого сунниты разработали свою идеологию государства-халифата.

Согласно этой идеологии верховной светской власти надлежит находиться в руках уважаемого мусульманина на основа-

300

нии особого договора, заключаемого между ним и обществом. Хариджиты Омана и Северной Африки даже выступали за выборность имама-халифа и настаивали на том, что главой уммы может быть избран любой ее член.

В оптимальном варианте халифу следует: принадлежать к числу богословов-законоведов высших рангов; происходить из племени курейшитов (более того, сторонники имамата считают, что законная власть, божественная по природе, есть родовой признак лишь прямых потомков Пророка); быть справедливым, мудрым, смелым, физически здоровым; выполнять все предписания Корана, в частности, заботиться о благе подданных. У него не должно быть монархических полномочий. Он не может передать власть по наследству или произвольно назначить преемника. За нарушение Сунны и шариата его разрешено привлекать к ответственности.

Коран признает, что все мусульмане равны перед Аллахом. Каждый правоверный может рассчитывать на справедливый суд и спасение. Правитель обязан радеть о поддержании условий, обеспечивающих его народу достойную жизнь.

Шариат не признает социальную замкнутость сословий, наследственное социальное неравенство. Освящен и всегда реали-зовывался принцип социальной мобильности. Сила, способности, случай открывали двери наверх перед каждым, кто того достоин.

В период распространения ислама этому способствовало и то, что арабский язык сравнительно быстро вытеснил на территории халифата иные языки межнационального общения. Его знание на основе текстов Корана резко повышало социальный статус любого подданного халифа. Принадлежность к арабо-ис-ламской культуре служила залогом успеха и процветания. Она открывала большие возможности в экономической деятельности, продвижении по службе, и т.д.

И сейчас еще арабы считают по-настоящему людьми только тех, кто знает их язык. Ведь он был избран для того, чтобы сообщить миру весть Священного Корана. Отсвет сакральности,

301

падающий на него, объясняет запрет на ведение богослужения на иных наречиях, а также позднее появление переводов главной книги ислама и отсутствие интереса его богословов, в отличие от их собратьев по перу в других религиозных системах, к такого рода творчеству.