Теократическая модель социума; структура общественных отношений
Другое дело, что сама семантика лексемы «ислам» указывает на послушание. Соответственно самоценность личности занимает в нем более скромное место, чем в других ответвлениях авраамического наследия.
Главная сила Аллаха заключена не в персоне, сколь бы значительна та ни была. Она воплощена в мусульманской общине, или умме, которая символизирует собой солидарность всех правоверных, ибо причастность к ней выше деления на расы, нации, этносы и языковые группы. Умма контролирует жизнь индивида. Вне ее он, подобно лишенному своего полиса эллину, становится изгоем, к тому же не может рассчитывать на благочестие и спасение. Отношения внутри нее регламентированы Кораном и Сунной (его традиционными толкованиями).
Так как ислам претендует на обладание знанием об идеальной модели устройства общества, он выработал в себе, начиная со Священных текстов, специальный кодекс норм, определяющих функционирование общины. Он известен под названием шариат. В практической жизни именно он регулирует все стороны человеческой активности.
В силу сакрализованного характера уммы регулярное правление в ней, как и в Древнем Израиле, является теократией, где право на верховную власть легитимируется святостью. Исходя из этого сунниты разработали свою идеологию государства-халифата.
Согласно этой идеологии верховной светской власти надлежит находиться в руках уважаемого мусульманина на основа-
300
нии особого договора, заключаемого между ним и обществом. Хариджиты Омана и Северной Африки даже выступали за выборность имама-халифа и настаивали на том, что главой уммы может быть избран любой ее член.
В оптимальном варианте халифу следует: принадлежать к числу богословов-законоведов высших рангов; происходить из племени курейшитов (более того, сторонники имамата считают, что законная власть, божественная по природе, есть родовой признак лишь прямых потомков Пророка); быть справедливым, мудрым, смелым, физически здоровым; выполнять все предписания Корана, в частности, заботиться о благе подданных. У него не должно быть монархических полномочий. Он не может передать власть по наследству или произвольно назначить преемника. За нарушение Сунны и шариата его разрешено привлекать к ответственности.
Коран признает, что все мусульмане равны перед Аллахом. Каждый правоверный может рассчитывать на справедливый суд и спасение. Правитель обязан радеть о поддержании условий, обеспечивающих его народу достойную жизнь.
Шариат не признает социальную замкнутость сословий, наследственное социальное неравенство. Освящен и всегда реали-зовывался принцип социальной мобильности. Сила, способности, случай открывали двери наверх перед каждым, кто того достоин.
В период распространения ислама этому способствовало и то, что арабский язык сравнительно быстро вытеснил на территории халифата иные языки межнационального общения. Его знание на основе текстов Корана резко повышало социальный статус любого подданного халифа. Принадлежность к арабо-ис-ламской культуре служила залогом успеха и процветания. Она открывала большие возможности в экономической деятельности, продвижении по службе, и т.д.
И сейчас еще арабы считают по-настоящему людьми только тех, кто знает их язык. Ведь он был избран для того, чтобы сообщить миру весть Священного Корана. Отсвет сакральности,
301
падающий на него, объясняет запрет на ведение богослужения на иных наречиях, а также позднее появление переводов главной книги ислама и отсутствие интереса его богословов, в отличие от их собратьев по перу в других религиозных системах, к такого рода творчеству.
- Введение в культурную антропологию
- Оглавление
- Глава 1. Понятие и определение культуры...............................................45
- Глава 2. Основные школы и концепции изучения культуры...................................97
- Глава 3. Возникновение культуры и религии................137
- Глава 4. Религия, культура и мораль .......................172
- Глава 5. Типология культуры .............................189
- Глава 6. Древневосточный тип культуры ...................206
- Глава 7. Античный тип культуры ..........................219
- Глава 8. Конфуцианско-даосистский тип культуры..........243
- Глава 10. Культуры авраамического круга. Ветхий Завет.....271
- Глава 11. Культура ислама................................296
- Глава 12. Христианский тип культуры........................311
- Глава 13. Русская культура...............................329
- Глава 14. Важнейшие политические доктрины...............................352
- Предисловие автора
- Введение
- Краткий обзор книги
- Почему не культурология?
- Против вульгарных интерпретаций
- О России со здоровой любовью
- Не надо создавать и тиражировать мифы
- Объект культуры
- Термин «культура»
- Изучение культуры как спектр профессий
- Типичные ошибки
- Кому и зачем нужно знание культуры и ее закономерностей
- Связь культурных традиций и стереотипов с процессами в современном обществе
- Актуальность толерантности и диалога
- Глава 1 Понятие и определение культуры
- Сущность культуры
- Содержание культуры
- Традиция
- Массовость культуры
- Общечеловеческие основы
- Способ реализации созидательных способностей человека
- Явления культуры; культурные объекты
- Фундаментализм в культуре
- Существование и действительность культуры
- Понятие символа; символ в культуре
- Системность культуры; система понятий (модель) культуры
- Общество, культура, человек
- Этнос, язык, культура
- Глава 2 Основные школы и концепции изучения культуры
- Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Суждения древних и христианских мыслителей Античность
- Христианство
- Взгляды эпох Возрождения и Просвещения Возрождение
- Просвещение
- Позиции философов Нового времени
- Теория «локальных цивилизаций» и их столкновения: от н. Данилевского до а. Тойнби и э. Хантингтона
- Культура и бессознательное: 3. Фрейд и к.Г. Юнг
- Структурализм
- Антропологическое направление
- Концепция игровой культуры
- Теоретики элитной культуры
- Глава з Возникновение культуры и религии
- Основные периоды и тенденции в эволюции культуры
- Культура первобытности
- Культура и миф Что такое миф?
- Мифология
- Миф и психология
- Функции мифа в обществе
- Миф в Новое и новейшее время
- Миф в первобытной культуре
- Тотемизм и магизм
- Анимизм
- Фетишизм, идолопоклонство, ритуализм, табу
- Глава 4 Религия, культура и мораль
- Философия религии
- Философия морали
- Философия культуры
- Философия искусства
- Философия истории
- Политические категории в культуре; философия политики
- Конфликт культур и его влияние на ход истории
- Глава 5 типология культуры
- Цивилизационные модели; культура и цивилизация
- Культура и человек; культура и деятельность
- Природа и культура
- Философия права
- Философия экономики
- Глава 6 Древневосточный тип культуры
- Исторический контур
- Религиозно-философские системы Междуречья, Переднего Востока и Египта
- Материальная и художественная культура
- Рождение науки
- Ex Oriente Lux — «Свет с Востока»
- Глава 7 Античный тип культуры
- Полис; гражданские доблести
- Древнеримская специфика
- Агон и «греческое чудо»
- Об одном парадоксе
- Античная культура в европейском наследии
- Эллин и варвар, Запад и Восток, Европа и Азия
- Античная философия; Аристотель и Платон
- Формирование основ современной науки
- Греко-римская метафизика и христианство
- Глава 8 Конфуцианско-даосистский тип культуры
- О китайской специфике
- Социальный характер картины мира
- Образ Неба и концепция Поднебесной Империи
- Этика служения и иерархия социальных связей
- Традиционная система ценностей
- Культ предков
- «Семейная» модель общества и государства
- Этика труда, отношений и успеха
- Исследование материального в системе культуры
- Особенности религиозности и науки, цивилизационные параллели
- Конфуцианско-даосистская модель в Азии; культура Японии
- Глава 9 Индо - буддистский тип культуры
- Система ценностей
- Традиционная мудрость
- Общественная функция кастовой структуры
- Мировоззренческие и социальные основы брахманизма, буддизма и индуизма
- Нормативный универсализм
- Роль и вклад науки в мировой фонд знаний
- Место предприимчивости в ценностном ряду культуры; соотношение человека и окружающей среды
- Экспансия и модификации буддистской модели
- Глава 10 Культуры авраамического круга. Ветхий Завет
- Общие постулаты трех религий
- Сепаратный параллелизм иудаизма и христианства, иудаизма и ислама
- История иудеев до разделения царств
- Значение религии в истории еврейского народа
- Всеобъемлющий характер Торы
- Монотеизм и Богоизбранничество
- Религиозные заимствования
- Рационализм и мистицизм
- Представления об учености и словесности; науки, искусства и ремесла
- Практическая философия
- Обряды и запреты; семейные отношения
- Закон и талмудическое право
- Глава 11 Культура ислама
- Картина мира
- Отношение к иным религиям и их практикам
- Последовательный монотеизм и предопределенность
- Теократическая модель социума; структура общественных отношений
- Вероучение ислама
- Система мусульманских ценностей
- Мораль, право и предпринимательство
- Ислам и политика
- Глава 12 Христианский тип культуры
- Предпосылки и предтечи христианства
- Христианская картина мира
- Ценностные ориентации
- Догматика и этика
- Схоластика и мистика
- Религия и наука
- Средневековье; Византия и Запад
- Специфика Возрождения; тенденции Реформации
- Перипетии Нового и новейшего времени
- Художественная практика христианства
- Этика и прагматика
- Исторические корни глобализации
- Родство глобализма и антиглобализма
- Глава 13 Русская культура
- Условия формирования
- Исторический очерк
- Происхождение славян
- Характеристики русской культуры
- Наследие Византии и его значение
- Особенности русского православия
- Система ценностей
- О текущих задачах
- Русское искусство
- Русская философия
- Глава 14 Важнейшие политические доктрины
- Ближний Восток
- Индия и Китай
- Античность
- Средневековье
- Эпоха Возрождения
- Век Просвещения
- Девятнадцатый век
- Новейший период
- Литература Основная
- Дополнительная