logo
Шелов-Коведяев_Введ в культ антропологию_2005

История иудеев до разделения царств

Аюди Авраама были выходцами из области Паддан-Арам (в переводе — «поле арамеев») в Северной Месопотамии. Но покинув ее, они утратили и свою первоначальную племенную принадлежность. Это случилось, по меркам Древнего Востока, сравнительно поздно — около 1800 г. до н.э. Поскольку они вели полукочевой образ жизни, то вошли в категорию семей, называвшихся аперу, или хабири.

278

Возможно, отсюда происходит и название ибри, ибо в одном тексте применительно к Аврааму мы встречаем модифицированное из «хабири» определение «ха-ибри». По мере возрастания численности эти древнейшие евреи разделились на ряд народностей. Среди них заслуживают особого упоминания те, что известны нам из Библии, а именно, моавитяне, амонитяне, изма-ильтяне, идумеи.

Народом же Завета стала группа колен, объединенная в XVIII в. до н.э. этнонимом «израильтяне». Ему было суждено пережить все великие империи и большинство наций, которые были свидетелями его рождения, и сохранить себя и свои творческие силы. Вся его история связана с постоянными миграциями: лишь около трети ее хронологии и только одна часть этого народа относительно стабильно обитала в Палестине.

Сами Патриархи были типичными полуномадами Востока (не окончательно осевшими на землю кочевниками). Мы видим их живыми, реальными людьми: робкими, осторожными и безрассудно храбрыми; лукавыми, искренними и правдивыми. До овладения Землей Обетованной (примерно в 1200 г. до н.э.) евреи живут в Двуречье, Египте и Сирии. Еще в VIII в. до н.э. начинается череда их изгнаний и пленений в Ассирии, Вавилонии, Персии, а затем рассеяния по эллинистическим монархиям. А к разрушению Второго Храма римлянами в 70 г. н.э. уже две трети иудеев живут за пределами Святой Земли.

Вскоре после прихода туда семейства стали интенсивно оседать на земле, особенно северяне, которые быстро слились с ха-нанеями в единый народ. Естественно, что они при этом подверглись большему влиянию своих новых соседей, чем южане. Ведь и в момент исторического Исхода из Дома рабства беженцы представляли собой достаточно пеструю в этническом отношении картину. Там к евреям примкнули разнородные племена и кланы, лишь впоследствии соединенные единой религией. Многим из них и спустя столетия было свойственно известное двоеверие. Здесь коренятся истоки заметного антагонизма между Севером и Югом, который известен нам по позднейшим фактам.

279

Со времен Давида у иудеев появляются первые хронографы, фиксирующие в летописях последовательность прошлых и текущих событий, а при его сыне Соломоне — историки. Параллельно возникает и изначальная редакция Священного Писания. Ее неизвестного автора принято называть Ягвистом. В дальнейшем она будет углубляться и одухотворятся великими библейскими проповедниками. Ее же появление указывает на существование в раннем Израиле спиритуальной элиты, бывшей совестью и разумом народа.

На вторую половину соломонова правления падает череда бедствий, неудач и восстаний, которые были восприняты в Иерусалиме как кара за грехи его и его отца. Одновременно, ослабление царской власти обеспечило возможность проповеди независимых взглядов и открытой религиозной оппозиции власть имущим.

Тенденция отступничества продолжилась после разделения единого государства на северный Израиль и южную Иудею. Царь Иеровоам сооружает языческие алтари и возносит на них жертвы. В итоге Пророк Ахия налагает на него проклятье.

Ахав же делает и того хуже. Он низводит Ягве до положения простого национального божества и почитает наряду с ним иных богов. При нем распространяются невозможные ранее скупка и перепродажа земли и расширяется практика долгового рабства. В таких условиях в Самарии реанимируются общины Сынов пророческих. Из их среды выдвигается лидер, провозвестник Правды Божией.

Произвол монарха, по-настоящему не внявшего бесстрашно обличавшему его во имя высоких этических требований религии пророку, само имя которого — Илия — означает «мой Б-г — Ягве», тоже влечет за собой смертный приговор его династии. Но главное для него — забота о народе. Он возвращает ему истинное учение. Он один страстно и бескомпромиссно выступает в защиту справедливости и угнетенных против царственной четы (Ахава и Иезавели), языческих культов и соблазненных соплеменников, наказанных за духовный разврат страшным голодом.

280

Традиция сохранила нам Илию как заступника гонимых перед сильными мира сего, как прозревающего правду униженных и оскорбленных. Глашатай справедливости, истинный служитель Бога, не боящийся притязаний самодержавной власти, Илия выступил вторым Моисеем, расчистив путь позднейшим светочам этического монотеизма.