logo
Шелов-Коведяев_Введ в культ антропологию_2005

Краткий обзор книги

Предлагаемую Вашему вниманию книгу, состоящую из введения и четырнадцати глав разного объема, можно условно разделить на три сегмента, в каждом из которых сделаны свои акценты на характеристике конкретных культурных типов.

Во вступительной части, предваряющей разделы, посвященные специальному описанию отдельных цивилизационных моделей, рассматриваются предмет и сущность культуры и необходимые ограничения в подаче материала, даются определение места культурной типологии как части антропологии в круге гуманитарных наук и элементы терминологии, характеризуются отношения природы и культуры, проблемы фундаментализма, взаимосвязи традиций и стереотипов с современными процессами, цивилизационный конфликт и его влияние на ход истории, приводятся аргументы в пользу необходимости знаний о культуре и правильного оперирования ее категориями.

Основы теоретического аппарата даются для общего представления о том, что охватывает собой культура и как она иссле-

11

дуется. Здесь представлены понятия и определения культуры, излагаются вопросы ее происхождения и истоков, раскрываются содержание, системность, модели культуры, рассматриваются основные историко-культурные школы, взаимодействие религии, культуры и морали, типологии культуры, отношения культуры и цивилизации, теории цивилизации.

Далее следует введение в изучение тех вариантов мировой культуры (семито-хамитского, античного, конфуцианско-дао-систского, индо-буддистского, авраамического наследия, т.е. иудаизма, христианства и ислама, русской культуры), чьи влияния прослеживаются в современном мире наиболее ощутимо, а также основных политических учений. Все это необходимо- политологам, технологам и консультантам любых направлений, журналистам и политикам для адекватного ориентирования в особенностях актуальных социально-политических процессов в разных культурных средах.

Ограничения в подаче материала

Начнем с неизбежных. Наше внимание задержится лишь на некоторых типах культур, сложившихся в Евразии и Северной Африке. Выбор таких формальных рамок имеет глубинную содержательную основу. Именно в названных пределах некогда вспыхнули очаги человеческого гения, которые ныне признаны колыбелью современной цивилизации во всех ее локальных вариантах. Во второй половине IV тысячелетия до н.э. на базе существовавших здесь с VI тысячелетия до н.э. земледельческих поселений в Египте и Месопотамии самостоятельно возникают первые центры, перерастающие (всюду по-разному) около 3000 г. до н.э. в древнейшие государства — храмовые города и царства. Чуть позже, независимо от них, зарождаются аналогичные образования на Дальнем Востоке (Китай) и в Южной Азии (Индия), в течение долгого времени развивающиеся обособленно от предыдущих.

12

Дальнейшая история на целые эпохи становится хроникой развития (естественно, в коммуникации и взаимодействии) первичных культур и Средиземноморья, передачи по эстафете возникающей на их стыке традиции. Так, минойская цивилизация, включая критскую и микенскую версии, сформировалась уже под хорошо прослеживаемым влиянием достижений Египта, обществ Передней Азии и Междуречья. В свою очередь она породила греческую, а через нее римскую цивилизации. Последние наложили неизгладимый отпечаток на пришедшие им на смену романо-германо-кельто-славянский и позднеирано-арабо-тюрк-ский миры. А их сочетание, благодаря Византии и западным королевствам, легло в основу современной европейской модели.

Новый мощный импульс взаимопроникновения западные и восточные (главным образом, персидские) формы получают в периоды Великой греческой колонизации, последовавшей за ней Классики и, особенно, эллинизма. Наследником последнего выступила Римская империя, впитавшая в себя также кельто-гер-манские мотивы и специфические черты обычаев фракийцев, деков и прочих коренных народов Балкан. На базе Римской империи (прямо или опосредованно Византийской империей) возникли все европейские страны с их культурными вариантами.

Сходным образом эволюционировало и авраамическое религиозное наследие, последователи которого теперь составляют большинство населения планеты. В иудаизме ясно прослеживается четкая печать, с одной стороны, древнесемитских (Элам, Шумер, Аккад, Ассирия, амореи, арамеи и пр.), древнехамит-ских (Египет) и древнеиндоевропейских (хурриты, хетты) верований, с другой стороны — эллинистических культов.

В свою очередь, христианская проповедь, первоначально развивавшаяся целиком в русле иудейства, испытала на себе сильное воздействие эллинистической и позднейшей греческой и римской философии.

Равным образом каноны ислама, закрепленные в Коране, оформились под непосредственным влиянием иудаизма и раннехристианских воззрений. Недаром Пророк учил своих последо-

13

вателей различать среди прочих немусульман «народы Книги» (ал-киттаб), каковыми называл иудеев и христиан, призывал оказывать им уважение и «не притеснять в свободе их вероисповедания и жизни в соответствии с их собственными обыкновениями».

Наконец, и русская культура, мощное ответвление общеславянского ствола, не является исключением из общего правила. Она вобрала в себя греческие и вообще восточно-христианские (через Византию), несущие в себе явные следы мощного древневосточного идеологического пласта, западные и тюркские (включая некоторые заимствования из мира ислама) элементы.

Западный вектор при этом не является для нас чем-то поверхностным^ чуждым или экзотическим. Древнейшие кельто-герма-но-балто-славянские связи намного старше первых русских княжеств* В домонгольской Руси очень интенсивные и глубокие отношения были отнюдь не только с Византией и Степью, но и с ведущими монархиями Северной, Западной и Центральной Европы. После свержения татаро-монгольского ига они возобновились и без перерывов сохранялись в Московии до Петра I, всего лишь придавшего им новую мощную динамику, которая с тех пор уж больше не ослабевает.

Это поучительно знать доморощенным сторонникам «евразийства» и защиты чистоты русского этноса. Наше — русских — счастье, как раз и заключается в том, что мы всегда были открыты как смешению нашей славянской компоненты с иными этносами, так и восприятию достижений иных цивилизаций. Первое позволило русским физически сохраниться, несмотря на огромные человеческие потери в течение многих столетий начиная с XIII в., второе — создать и сохранить великую культуру, а также развивать ее сейчас, ибо только культура, готовая постоянно активно вплавлять в себя все жизненно важное из внешнего по отношению к ней мира, имеет перспективу расширения. Остановиться на этом пути — значит погибнуть- Собственно (как будет показано в главе 13), иначе в русской истории и быть не могло.

Несколько слов о США и Канаде. В силу грубо проведенной в ущерб укладу местных племен колонизации Северной Амери-

14

ки обе страны ныне являются ответвлениями европейской христианской, а Соединенные Штаты скорее даже иудео-христианской культуры со все более усиливающейся исламской составляющей. Поэтому культуры указанных стран не будут рассматриваться отдельно от их базовых прототипов.

В нашей книге мы не будем специально останавливаться на весьма своеобразных и почтенных культурах полинезийских, индонезийских и австралийских аборигенов, Черной Африки, латиноамериканских и мексиканских индейцев, многих «варварских» народов древности и Средневековья — хеттов и ариев, иранцев, кельтов, германцев и славян, субстратных народов Балкан, зороастрийцев и др. Причин тому две: либо их воздействие на современную цивилизацию пока остается несопоставимо малым по сравнению с названными выше традициями, либо их специфика растворена в них.

Впрочем, нельзя исключить, что в недалеком будущем распространение влияния (вслед за творческой элитой в американском и европейском истеблишменте) на поведенческие стереотипы и принятие решений африканского (вуду и т.п.) и индейского оккультизма и синкретизма на основе христианства и веры в духов, а также неоязычества, потребует от нас большего внимания к подобному богоискательству. Так, как это уже случилось с вышедшими за свои исторические границы буддистскими и индуистскими практиками.

Учебное пособие не предлагает историю культуры в классическом понимании. Таковая нуждается в систематическом и сравнительно-хронологическом изложении, насыщенном деталями и датами, что правильно и необходимо прежде всего при исторической специализации. Политологам же, как и политикам, журналистам, консультантам и работающим в сфере рекламы важно иметь адекватное представление об общих закономерностях культурного процесса и тех образах, которые вызывают автоматическую позитивную либо негативную, сознательную или подсознательную, реакцию у людей, выросших под воздействием той или иной цивилизационной модели.

15