logo
Шелов-Коведяев_Введ в культ антропологию_2005

Суждения древних и христианских мыслителей Античность

В эпоху Греции и Рима был впервые ясно выражен призыв учиться у природы, поскольку тогда культура воспринималась, в первую голову, как совокупность навыков и умений. Касательно же ее происхождения единства мнений не существовало и там: Протагор считал ее дарованной свыше, а Демокрит — творением самого человека.

В остальном знаменитый эллинский индивидуализм привел к тому, что возобладала демокритова логика — ибо нравствен-

99

ное как сугубо людское качество было в конечном счете противопоставлено природному и вознесено выше него. То же свойство полисного характера сыграло решающую роль в формировании принятого с тех пор (см. главу 1) понимания отношений внутри оппозиции человек — культура и последующего развития ее европейской модели в ее безраздельной целостности. Это послужило, с одной стороны, мощным стимулом пробуждения не раскрытых до того сил человеческого духа, с другой — основой постижения вытекающих отсюда его прав и обязанностей в их нерасчленимом единстве, и прежде всего полноты личной ответственности каждого свободного члена общества за происходящее с ним самим и вокруг него.

Античная цивилизация несла в себе и передала по эстафете каждому из своих наследников мощный заряд прометеевского начала, т.е. устремленности в неизведанное будущее. Само имя одной из ключевых фигур в греческом мироощущении — Прометея — в буквальном переводе означает «думающий вперед» (Προ-μεθεύς). Эффект еще более усиливается тем, что мифология приписывала Прометею существование у него намного менее известного широкой публике брата-близнеца, «думающего назад» Эпиметея (Έκι-μεθεύς). Тем самым подчеркивается любопытство экспериментатора, а совсем не одна лишь его предусмотрительность.

Но и она тоже необходима. Ведь древние считали, что их свобода воли ограничена всесилием Рока, высшего предначертания Судьбы, которому подвластны даже боги. Здесь мы улавливаем уже предчувствие того, что отольется в блестящий постулат ав-раамической традиции о душе как производной частице Абсолюта и о необходимости усвоения воли Божией. Но пока интуиция остановилась на том, что чрезмерная успешность вызывает «зависть богов», которые стремятся отнять у смертного его завоевания. Как будто удачливый, если он теряет чувство меры и начинает куражиться (а так происходит частенько), сам не нарушает по отношению к объектам своей Кичливости и спеси законы добра и красоты.

100

Культура считалась признаком свободного человека. Убежденность в разделении людей от природы на вольных и рабов была присуща даже Аристотелю. Однако в иных вопросах, в отличие от Платона с его идеалом государства, организованного в соответствии с кастовыми принципами, политическая теория Аристотеля о демократическом устройстве сообщества граждан оказала решающее влияние на развитие позднейшей европейской общественной мысли и практики.

Цицерон отводил культуре амплуа образования, возделывания души (cultura animae), а центральное место в этом процессе — философии. Φιλο-σοφία переводится с греческого как «любомудрие» . Таким образом, мудрость, знание, информированность оказываются для Цицерона определяющими. Кроме того, он подчеркивал в культуре духовность как ее важнейшую составляющую, которую и находил в воспитании души и разума. К социальным же ее достоинствам и заслугам он относил обучение ею народа духу согласования, примирения интересов общества и гражданина путем их взаимного самоограничения. Его мнение, в частности, актуально для оценки долей продуктивного и выморочного в дискуссиях либералов и государственников в современной России.

На античный период, особенно его римскую фазу, приходятся также первое масштабное столкновение и диалог культур «Востока» и «Запада». Рим также был для своего времени первой действительно глобальной империей, предшественником нынешних мировых тенденций, со своей развитой единой инфраструктурой, прежде всего транспортной (вслед за легионами шли строительные части, мостившие пути камнем; большинство современных автобанов в Европе проложены поверх еще римских дорог). В результате, если что-то серьезное случалось, к примеру, в Бактрии (это территория современных Бухары, Самарканда и Таджикистана), то доклад об этом с места событий достигал императорского дворца на Капитолии через четверо (!) суток. Падали кони, валялись и гибли от перенапряжения гонцы, но вестовая служба, опиравшаяся на расположенные на одина-

101

ковьпс расстояниях друг от друга станции, безотказно выполняла свою задачу.