Суждения древних и христианских мыслителей Античность
В эпоху Греции и Рима был впервые ясно выражен призыв учиться у природы, поскольку тогда культура воспринималась, в первую голову, как совокупность навыков и умений. Касательно же ее происхождения единства мнений не существовало и там: Протагор считал ее дарованной свыше, а Демокрит — творением самого человека.
В остальном знаменитый эллинский индивидуализм привел к тому, что возобладала демокритова логика — ибо нравствен-
99
ное как сугубо людское качество было в конечном счете противопоставлено природному и вознесено выше него. То же свойство полисного характера сыграло решающую роль в формировании принятого с тех пор (см. главу 1) понимания отношений внутри оппозиции человек — культура и последующего развития ее европейской модели в ее безраздельной целостности. Это послужило, с одной стороны, мощным стимулом пробуждения не раскрытых до того сил человеческого духа, с другой — основой постижения вытекающих отсюда его прав и обязанностей в их нерасчленимом единстве, и прежде всего полноты личной ответственности каждого свободного члена общества за происходящее с ним самим и вокруг него.
Античная цивилизация несла в себе и передала по эстафете каждому из своих наследников мощный заряд прометеевского начала, т.е. устремленности в неизведанное будущее. Само имя одной из ключевых фигур в греческом мироощущении — Прометея — в буквальном переводе означает «думающий вперед» (Προ-μεθεύς). Эффект еще более усиливается тем, что мифология приписывала Прометею существование у него намного менее известного широкой публике брата-близнеца, «думающего назад» Эпиметея (Έκι-μεθεύς). Тем самым подчеркивается любопытство экспериментатора, а совсем не одна лишь его предусмотрительность.
Но и она тоже необходима. Ведь древние считали, что их свобода воли ограничена всесилием Рока, высшего предначертания Судьбы, которому подвластны даже боги. Здесь мы улавливаем уже предчувствие того, что отольется в блестящий постулат ав-раамической традиции о душе как производной частице Абсолюта и о необходимости усвоения воли Божией. Но пока интуиция остановилась на том, что чрезмерная успешность вызывает «зависть богов», которые стремятся отнять у смертного его завоевания. Как будто удачливый, если он теряет чувство меры и начинает куражиться (а так происходит частенько), сам не нарушает по отношению к объектам своей Кичливости и спеси законы добра и красоты.
100
Культура считалась признаком свободного человека. Убежденность в разделении людей от природы на вольных и рабов была присуща даже Аристотелю. Однако в иных вопросах, в отличие от Платона с его идеалом государства, организованного в соответствии с кастовыми принципами, политическая теория Аристотеля о демократическом устройстве сообщества граждан оказала решающее влияние на развитие позднейшей европейской общественной мысли и практики.
Цицерон отводил культуре амплуа образования, возделывания души (cultura animae), а центральное место в этом процессе — философии. Φιλο-σοφία переводится с греческого как «любомудрие» . Таким образом, мудрость, знание, информированность оказываются для Цицерона определяющими. Кроме того, он подчеркивал в культуре духовность как ее важнейшую составляющую, которую и находил в воспитании души и разума. К социальным же ее достоинствам и заслугам он относил обучение ею народа духу согласования, примирения интересов общества и гражданина путем их взаимного самоограничения. Его мнение, в частности, актуально для оценки долей продуктивного и выморочного в дискуссиях либералов и государственников в современной России.
На античный период, особенно его римскую фазу, приходятся также первое масштабное столкновение и диалог культур «Востока» и «Запада». Рим также был для своего времени первой действительно глобальной империей, предшественником нынешних мировых тенденций, со своей развитой единой инфраструктурой, прежде всего транспортной (вслед за легионами шли строительные части, мостившие пути камнем; большинство современных автобанов в Европе проложены поверх еще римских дорог). В результате, если что-то серьезное случалось, к примеру, в Бактрии (это территория современных Бухары, Самарканда и Таджикистана), то доклад об этом с места событий достигал императорского дворца на Капитолии через четверо (!) суток. Падали кони, валялись и гибли от перенапряжения гонцы, но вестовая служба, опиравшаяся на расположенные на одина-
101
ковьпс расстояниях друг от друга станции, безотказно выполняла свою задачу.
- Введение в культурную антропологию
- Оглавление
- Глава 1. Понятие и определение культуры...............................................45
- Глава 2. Основные школы и концепции изучения культуры...................................97
- Глава 3. Возникновение культуры и религии................137
- Глава 4. Религия, культура и мораль .......................172
- Глава 5. Типология культуры .............................189
- Глава 6. Древневосточный тип культуры ...................206
- Глава 7. Античный тип культуры ..........................219
- Глава 8. Конфуцианско-даосистский тип культуры..........243
- Глава 10. Культуры авраамического круга. Ветхий Завет.....271
- Глава 11. Культура ислама................................296
- Глава 12. Христианский тип культуры........................311
- Глава 13. Русская культура...............................329
- Глава 14. Важнейшие политические доктрины...............................352
- Предисловие автора
- Введение
- Краткий обзор книги
- Почему не культурология?
- Против вульгарных интерпретаций
- О России со здоровой любовью
- Не надо создавать и тиражировать мифы
- Объект культуры
- Термин «культура»
- Изучение культуры как спектр профессий
- Типичные ошибки
- Кому и зачем нужно знание культуры и ее закономерностей
- Связь культурных традиций и стереотипов с процессами в современном обществе
- Актуальность толерантности и диалога
- Глава 1 Понятие и определение культуры
- Сущность культуры
- Содержание культуры
- Традиция
- Массовость культуры
- Общечеловеческие основы
- Способ реализации созидательных способностей человека
- Явления культуры; культурные объекты
- Фундаментализм в культуре
- Существование и действительность культуры
- Понятие символа; символ в культуре
- Системность культуры; система понятий (модель) культуры
- Общество, культура, человек
- Этнос, язык, культура
- Глава 2 Основные школы и концепции изучения культуры
- Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Суждения древних и христианских мыслителей Античность
- Христианство
- Взгляды эпох Возрождения и Просвещения Возрождение
- Просвещение
- Позиции философов Нового времени
- Теория «локальных цивилизаций» и их столкновения: от н. Данилевского до а. Тойнби и э. Хантингтона
- Культура и бессознательное: 3. Фрейд и к.Г. Юнг
- Структурализм
- Антропологическое направление
- Концепция игровой культуры
- Теоретики элитной культуры
- Глава з Возникновение культуры и религии
- Основные периоды и тенденции в эволюции культуры
- Культура первобытности
- Культура и миф Что такое миф?
- Мифология
- Миф и психология
- Функции мифа в обществе
- Миф в Новое и новейшее время
- Миф в первобытной культуре
- Тотемизм и магизм
- Анимизм
- Фетишизм, идолопоклонство, ритуализм, табу
- Глава 4 Религия, культура и мораль
- Философия религии
- Философия морали
- Философия культуры
- Философия искусства
- Философия истории
- Политические категории в культуре; философия политики
- Конфликт культур и его влияние на ход истории
- Глава 5 типология культуры
- Цивилизационные модели; культура и цивилизация
- Культура и человек; культура и деятельность
- Природа и культура
- Философия права
- Философия экономики
- Глава 6 Древневосточный тип культуры
- Исторический контур
- Религиозно-философские системы Междуречья, Переднего Востока и Египта
- Материальная и художественная культура
- Рождение науки
- Ex Oriente Lux — «Свет с Востока»
- Глава 7 Античный тип культуры
- Полис; гражданские доблести
- Древнеримская специфика
- Агон и «греческое чудо»
- Об одном парадоксе
- Античная культура в европейском наследии
- Эллин и варвар, Запад и Восток, Европа и Азия
- Античная философия; Аристотель и Платон
- Формирование основ современной науки
- Греко-римская метафизика и христианство
- Глава 8 Конфуцианско-даосистский тип культуры
- О китайской специфике
- Социальный характер картины мира
- Образ Неба и концепция Поднебесной Империи
- Этика служения и иерархия социальных связей
- Традиционная система ценностей
- Культ предков
- «Семейная» модель общества и государства
- Этика труда, отношений и успеха
- Исследование материального в системе культуры
- Особенности религиозности и науки, цивилизационные параллели
- Конфуцианско-даосистская модель в Азии; культура Японии
- Глава 9 Индо - буддистский тип культуры
- Система ценностей
- Традиционная мудрость
- Общественная функция кастовой структуры
- Мировоззренческие и социальные основы брахманизма, буддизма и индуизма
- Нормативный универсализм
- Роль и вклад науки в мировой фонд знаний
- Место предприимчивости в ценностном ряду культуры; соотношение человека и окружающей среды
- Экспансия и модификации буддистской модели
- Глава 10 Культуры авраамического круга. Ветхий Завет
- Общие постулаты трех религий
- Сепаратный параллелизм иудаизма и христианства, иудаизма и ислама
- История иудеев до разделения царств
- Значение религии в истории еврейского народа
- Всеобъемлющий характер Торы
- Монотеизм и Богоизбранничество
- Религиозные заимствования
- Рационализм и мистицизм
- Представления об учености и словесности; науки, искусства и ремесла
- Практическая философия
- Обряды и запреты; семейные отношения
- Закон и талмудическое право
- Глава 11 Культура ислама
- Картина мира
- Отношение к иным религиям и их практикам
- Последовательный монотеизм и предопределенность
- Теократическая модель социума; структура общественных отношений
- Вероучение ислама
- Система мусульманских ценностей
- Мораль, право и предпринимательство
- Ислам и политика
- Глава 12 Христианский тип культуры
- Предпосылки и предтечи христианства
- Христианская картина мира
- Ценностные ориентации
- Догматика и этика
- Схоластика и мистика
- Религия и наука
- Средневековье; Византия и Запад
- Специфика Возрождения; тенденции Реформации
- Перипетии Нового и новейшего времени
- Художественная практика христианства
- Этика и прагматика
- Исторические корни глобализации
- Родство глобализма и антиглобализма
- Глава 13 Русская культура
- Условия формирования
- Исторический очерк
- Происхождение славян
- Характеристики русской культуры
- Наследие Византии и его значение
- Особенности русского православия
- Система ценностей
- О текущих задачах
- Русское искусство
- Русская философия
- Глава 14 Важнейшие политические доктрины
- Ближний Восток
- Индия и Китай
- Античность
- Средневековье
- Эпоха Возрождения
- Век Просвещения
- Девятнадцатый век
- Новейший период
- Литература Основная
- Дополнительная