Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
Поскольку культурный материк, будучи специальной формой отражения мироздания, сам является своего рода вселенной, постольку он не может быть изучен и описан только с какой-то одной точки зрения. Настоящая глава как раз посвящена тому, какие его части открывались человечеству в эпохи, внесшие в его освоение наиболее весомый вклад, и какая его картина сложилась у нас в итоге к текущему моменту. Однако сначала еще несколько предварительных замечаний.
Прежде всего опять подчеркнем (это нам понадобится для корректного восприятия дальнейшего материала), что уровень
97
развития, а также содержание и качество деятельности человека зависят от степени его погруженности в конкретную разновидность культуры — обыденную или эталонную, массовую или элитарную, доминирующую или реликтовую, нормативную или ей противоположную (контркультуру). Одну из ведущих ролей во всякой из них играют культурные ассоциации. В последних же кроется причина неодинакового восприятия одного и того же явления разными народами. Они служат как бы ценностными фильтрами культуры, а естественно просеянные через них информация и впечатления, выраженные в реальных практиках этносов, подают нам наиболее очевидные и простые сигналы о своеобразии таковых и о том, в чем же именно оно заключается. Это «сито» определяет, что нам будет казаться чудным или даже чудаковатым, а что — привычным либо банальным.
Например, в русском языке, чтобы передать разные состояния снега, мы прибегаем к определениям: сухой, мокрый, снег с дождем и т.д. А в финском языке для любого из них есть свое особое существительное, числом около сорока. Здесь воплотились не только сведения об отличиях в хронологии проживания в соответствующих условиях, но и разница в овладении окружающей средой. Для нас важно выделить в предметах то общее, что их объединяет, финнам — их неповторимые детали.
Кратко история цивилизации может быть обрисована двумя все далее расходящимися тенденциями. Обе фатальны для выживания человечества. Одна выражается стремительным ростом средств самоуничтожения, другая — падением любовной культуры: всякий дикарь, как показывает описание брачных обычаев аборигенов, например, Н.Н. Миклухо-Маклаем, придающих им, в силу связи с продолжением рода, первостепенное значение, обнаруживает в обращении со своей избранницей куда большую изощренность, чем может себе даже вообразить любой из наиболее влюбленных в свою спутницу и искренне заботливых представителей постиндустриального общества.
Сейчас мы снова сталкиваемся с ярко выраженным пессимизмом в отношении будущего культуры. Вообще плач по ней и пророчества о ее кризисе и крахе перед лицом продуктов прогрес-
98
са имманентны на протяжении всей ее эволюции. Правда, ныне они впервые раздаются с такой интенсивностью, виной чему небывалый, никогда ранее не достигнутый нами технологический уровень, вытесняющий традиционно воспринимаемую духовную компоненту из большинства окружающих нас вещей в широком смысле слова. Впрочем, к примеру, симпатичный дизайн тоже ведь требует напряжения души. И возврат в искусстве к элементам первобытного наследия и стандартизации, несомненно, есть характерный психологический ход, закладывающий базу грядущему взрыву многокрасочного великолепия нового разнообразия художественных школ. Думаем, человечество справится и с сегодняшними вызовами не хуже, чем выходило из похожих неоднократных испытаний в прошлом.
Перечисленные обстоятельства, в свою очередь, постоянно продуцируют свежий интерес к осмыслению культурного феномена. Поэтому сначала нам следует обратиться к мнению философов, ибо философия содержит в себе суть его восприятия в каждом периоде истории, так как она проникает вглубь всего, чтобы создать целостное рациональное мировоззрение. Далее мы увидим, как постепенно осознавалась многогранность культуры и формировалось всестороннее понимание этого разнопланового явления.
- Введение в культурную антропологию
- Оглавление
- Глава 1. Понятие и определение культуры...............................................45
- Глава 2. Основные школы и концепции изучения культуры...................................97
- Глава 3. Возникновение культуры и религии................137
- Глава 4. Религия, культура и мораль .......................172
- Глава 5. Типология культуры .............................189
- Глава 6. Древневосточный тип культуры ...................206
- Глава 7. Античный тип культуры ..........................219
- Глава 8. Конфуцианско-даосистский тип культуры..........243
- Глава 10. Культуры авраамического круга. Ветхий Завет.....271
- Глава 11. Культура ислама................................296
- Глава 12. Христианский тип культуры........................311
- Глава 13. Русская культура...............................329
- Глава 14. Важнейшие политические доктрины...............................352
- Предисловие автора
- Введение
- Краткий обзор книги
- Почему не культурология?
- Против вульгарных интерпретаций
- О России со здоровой любовью
- Не надо создавать и тиражировать мифы
- Объект культуры
- Термин «культура»
- Изучение культуры как спектр профессий
- Типичные ошибки
- Кому и зачем нужно знание культуры и ее закономерностей
- Связь культурных традиций и стереотипов с процессами в современном обществе
- Актуальность толерантности и диалога
- Глава 1 Понятие и определение культуры
- Сущность культуры
- Содержание культуры
- Традиция
- Массовость культуры
- Общечеловеческие основы
- Способ реализации созидательных способностей человека
- Явления культуры; культурные объекты
- Фундаментализм в культуре
- Существование и действительность культуры
- Понятие символа; символ в культуре
- Системность культуры; система понятий (модель) культуры
- Общество, культура, человек
- Этнос, язык, культура
- Глава 2 Основные школы и концепции изучения культуры
- Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Суждения древних и христианских мыслителей Античность
- Христианство
- Взгляды эпох Возрождения и Просвещения Возрождение
- Просвещение
- Позиции философов Нового времени
- Теория «локальных цивилизаций» и их столкновения: от н. Данилевского до а. Тойнби и э. Хантингтона
- Культура и бессознательное: 3. Фрейд и к.Г. Юнг
- Структурализм
- Антропологическое направление
- Концепция игровой культуры
- Теоретики элитной культуры
- Глава з Возникновение культуры и религии
- Основные периоды и тенденции в эволюции культуры
- Культура первобытности
- Культура и миф Что такое миф?
- Мифология
- Миф и психология
- Функции мифа в обществе
- Миф в Новое и новейшее время
- Миф в первобытной культуре
- Тотемизм и магизм
- Анимизм
- Фетишизм, идолопоклонство, ритуализм, табу
- Глава 4 Религия, культура и мораль
- Философия религии
- Философия морали
- Философия культуры
- Философия искусства
- Философия истории
- Политические категории в культуре; философия политики
- Конфликт культур и его влияние на ход истории
- Глава 5 типология культуры
- Цивилизационные модели; культура и цивилизация
- Культура и человек; культура и деятельность
- Природа и культура
- Философия права
- Философия экономики
- Глава 6 Древневосточный тип культуры
- Исторический контур
- Религиозно-философские системы Междуречья, Переднего Востока и Египта
- Материальная и художественная культура
- Рождение науки
- Ex Oriente Lux — «Свет с Востока»
- Глава 7 Античный тип культуры
- Полис; гражданские доблести
- Древнеримская специфика
- Агон и «греческое чудо»
- Об одном парадоксе
- Античная культура в европейском наследии
- Эллин и варвар, Запад и Восток, Европа и Азия
- Античная философия; Аристотель и Платон
- Формирование основ современной науки
- Греко-римская метафизика и христианство
- Глава 8 Конфуцианско-даосистский тип культуры
- О китайской специфике
- Социальный характер картины мира
- Образ Неба и концепция Поднебесной Империи
- Этика служения и иерархия социальных связей
- Традиционная система ценностей
- Культ предков
- «Семейная» модель общества и государства
- Этика труда, отношений и успеха
- Исследование материального в системе культуры
- Особенности религиозности и науки, цивилизационные параллели
- Конфуцианско-даосистская модель в Азии; культура Японии
- Глава 9 Индо - буддистский тип культуры
- Система ценностей
- Традиционная мудрость
- Общественная функция кастовой структуры
- Мировоззренческие и социальные основы брахманизма, буддизма и индуизма
- Нормативный универсализм
- Роль и вклад науки в мировой фонд знаний
- Место предприимчивости в ценностном ряду культуры; соотношение человека и окружающей среды
- Экспансия и модификации буддистской модели
- Глава 10 Культуры авраамического круга. Ветхий Завет
- Общие постулаты трех религий
- Сепаратный параллелизм иудаизма и христианства, иудаизма и ислама
- История иудеев до разделения царств
- Значение религии в истории еврейского народа
- Всеобъемлющий характер Торы
- Монотеизм и Богоизбранничество
- Религиозные заимствования
- Рационализм и мистицизм
- Представления об учености и словесности; науки, искусства и ремесла
- Практическая философия
- Обряды и запреты; семейные отношения
- Закон и талмудическое право
- Глава 11 Культура ислама
- Картина мира
- Отношение к иным религиям и их практикам
- Последовательный монотеизм и предопределенность
- Теократическая модель социума; структура общественных отношений
- Вероучение ислама
- Система мусульманских ценностей
- Мораль, право и предпринимательство
- Ислам и политика
- Глава 12 Христианский тип культуры
- Предпосылки и предтечи христианства
- Христианская картина мира
- Ценностные ориентации
- Догматика и этика
- Схоластика и мистика
- Религия и наука
- Средневековье; Византия и Запад
- Специфика Возрождения; тенденции Реформации
- Перипетии Нового и новейшего времени
- Художественная практика христианства
- Этика и прагматика
- Исторические корни глобализации
- Родство глобализма и антиглобализма
- Глава 13 Русская культура
- Условия формирования
- Исторический очерк
- Происхождение славян
- Характеристики русской культуры
- Наследие Византии и его значение
- Особенности русского православия
- Система ценностей
- О текущих задачах
- Русское искусство
- Русская философия
- Глава 14 Важнейшие политические доктрины
- Ближний Восток
- Индия и Китай
- Античность
- Средневековье
- Эпоха Возрождения
- Век Просвещения
- Девятнадцатый век
- Новейший период
- Литература Основная
- Дополнительная