logo
Шелов-Коведяев_Введ в культ антропологию_2005

Античная философия; Аристотель и Платон

Лейтмотив гармонии насквозь пронизывает и историю греческой мысли. Свое мировоззренческое обоснование он получил уже на одной из самых ранних его стадий. Еще пифагорейцы (VI в. до н.э.) предложили считать, что сущностью мира является число, которое проявляется в различных ипостасях (бог-число, вещь-число, искусство-число), каковые, в свою очередь, находятся друг с другом в отношениях строгой пропорция. Числовая конструкция бытия мыслилась ими как «строй мира», действующий гармонично во всех явлениях жизни.

Поэтому материальным воплощением гармонии и красоты в позднейших философских школах выступает Вселенная, космос. Характерно, что, как мы видели, сама семантика данной лексе-

237

мы синонимична прекрасному. Далее, уже древние распознали, что человек, его душа, разум и тело являются проекцией данного макропорядка, находящейся с ним в отношениях многофакторного взаимовлияния. Как следствие, начиная с Сократа они будут заниматься самопознанием, видя в нем начало истинной мудрости.

В остальном античность развернула полный спектр европейской философии — логику и метафизику, этику и политическую теорию, эстетику и историософию, атомизм и религиоведение.., дала во всех ее разделах образцы, непревзойденные вплоть до Канта и Гегеля.

Греки выступили и родоначальниками двух течений философии — рационализма и эмпиризма, ставших в ее истории основными. Первое ведет свой отсчет от Сократа, сосредоточившегося на проблемах добра, зла и справедливости, и его ученика Платона. Второе — от Аристотеля, посвятившего себя также изучению и разработке политических моделей и, вместе со своей школой, их реализации через конституционное обустройство полисов.

Платон и его позднеантичные восприемники — неоплатоники Прокл и Плотин — своей метафизикой, мистическими исканиями привнесли многое в богословское учение Отцов церкви. Тем не менее определяющее влияние на эволюцию политической и доктринальной мысли Европы оказал Аристотель.

Тому есть вполне понятное объяснение. Платон в своем «Государстве» создал образцовое оправдание жесткой конструкции кастового общества, которое с тех пор охотно использовалось идеологами разных тоталитарных моделей, включая коммунистов и нацистов.

В отличие от него, Аристотель — самый универсальный, из живших до Гегеля, европейский философ — выступил крупнейшим для того времени теоретиком сословно-представительной демократии. По этому пути, постепенно расширяя число допущенных к полноправному движению по нему, пошло европейское общество начиная с XI в. (кстати, и Киевская Русь, и Нов-

238

городская республика, и Московия при отце Петра I Алексее Михайловиче вовсе не были ему чужды, не говоря уже о Думах правления Николая II),

В итоге означенная магистраль привела к современным формам народовластия, отменившим всякий социальный ценз и провозгласившим полное равенство стартовых условий для участия граждан в политической жизни их страны, которые, в силу вышеизложенного, нельзя считать для России инородными.

Еще ранее логика Аристотеля преподавалась как обязательный предмет в светском и духовном вариантах высшего образования и широко использовалась в теологии, что оказало решающее воздействие на специфику католического и традиционного протестантского богословия. А когда наука выделилась из рамок Церкви, прикладной рационализм его философских построений был востребован тем сильнее.

Наконец, в эстетике Аристотель обосновал теорию катарсиса, т.е. несомого искусством его потребителю дара очищения, благодаря чему тот и оказывается способным дополнить и углубить существующий вне его мир. Эти постулаты предопределили и развитие европейского художественного творчества, и его осмысление вплоть до наших дней.