Античная философия; Аристотель и Платон
Лейтмотив гармонии насквозь пронизывает и историю греческой мысли. Свое мировоззренческое обоснование он получил уже на одной из самых ранних его стадий. Еще пифагорейцы (VI в. до н.э.) предложили считать, что сущностью мира является число, которое проявляется в различных ипостасях (бог-число, вещь-число, искусство-число), каковые, в свою очередь, находятся друг с другом в отношениях строгой пропорция. Числовая конструкция бытия мыслилась ими как «строй мира», действующий гармонично во всех явлениях жизни.
Поэтому материальным воплощением гармонии и красоты в позднейших философских школах выступает Вселенная, космос. Характерно, что, как мы видели, сама семантика данной лексе-
237
мы синонимична прекрасному. Далее, уже древние распознали, что человек, его душа, разум и тело являются проекцией данного макропорядка, находящейся с ним в отношениях многофакторного взаимовлияния. Как следствие, начиная с Сократа они будут заниматься самопознанием, видя в нем начало истинной мудрости.
В остальном античность развернула полный спектр европейской философии — логику и метафизику, этику и политическую теорию, эстетику и историософию, атомизм и религиоведение.., дала во всех ее разделах образцы, непревзойденные вплоть до Канта и Гегеля.
Греки выступили и родоначальниками двух течений философии — рационализма и эмпиризма, ставших в ее истории основными. Первое ведет свой отсчет от Сократа, сосредоточившегося на проблемах добра, зла и справедливости, и его ученика Платона. Второе — от Аристотеля, посвятившего себя также изучению и разработке политических моделей и, вместе со своей школой, их реализации через конституционное обустройство полисов.
Платон и его позднеантичные восприемники — неоплатоники Прокл и Плотин — своей метафизикой, мистическими исканиями привнесли многое в богословское учение Отцов церкви. Тем не менее определяющее влияние на эволюцию политической и доктринальной мысли Европы оказал Аристотель.
Тому есть вполне понятное объяснение. Платон в своем «Государстве» создал образцовое оправдание жесткой конструкции кастового общества, которое с тех пор охотно использовалось идеологами разных тоталитарных моделей, включая коммунистов и нацистов.
В отличие от него, Аристотель — самый универсальный, из живших до Гегеля, европейский философ — выступил крупнейшим для того времени теоретиком сословно-представительной демократии. По этому пути, постепенно расширяя число допущенных к полноправному движению по нему, пошло европейское общество начиная с XI в. (кстати, и Киевская Русь, и Нов-
238
городская республика, и Московия при отце Петра I Алексее Михайловиче вовсе не были ему чужды, не говоря уже о Думах правления Николая II),
В итоге означенная магистраль привела к современным формам народовластия, отменившим всякий социальный ценз и провозгласившим полное равенство стартовых условий для участия граждан в политической жизни их страны, которые, в силу вышеизложенного, нельзя считать для России инородными.
Еще ранее логика Аристотеля преподавалась как обязательный предмет в светском и духовном вариантах высшего образования и широко использовалась в теологии, что оказало решающее воздействие на специфику католического и традиционного протестантского богословия. А когда наука выделилась из рамок Церкви, прикладной рационализм его философских построений был востребован тем сильнее.
Наконец, в эстетике Аристотель обосновал теорию катарсиса, т.е. несомого искусством его потребителю дара очищения, благодаря чему тот и оказывается способным дополнить и углубить существующий вне его мир. Эти постулаты предопределили и развитие европейского художественного творчества, и его осмысление вплоть до наших дней.
- Введение в культурную антропологию
- Оглавление
- Глава 1. Понятие и определение культуры...............................................45
- Глава 2. Основные школы и концепции изучения культуры...................................97
- Глава 3. Возникновение культуры и религии................137
- Глава 4. Религия, культура и мораль .......................172
- Глава 5. Типология культуры .............................189
- Глава 6. Древневосточный тип культуры ...................206
- Глава 7. Античный тип культуры ..........................219
- Глава 8. Конфуцианско-даосистский тип культуры..........243
- Глава 10. Культуры авраамического круга. Ветхий Завет.....271
- Глава 11. Культура ислама................................296
- Глава 12. Христианский тип культуры........................311
- Глава 13. Русская культура...............................329
- Глава 14. Важнейшие политические доктрины...............................352
- Предисловие автора
- Введение
- Краткий обзор книги
- Почему не культурология?
- Против вульгарных интерпретаций
- О России со здоровой любовью
- Не надо создавать и тиражировать мифы
- Объект культуры
- Термин «культура»
- Изучение культуры как спектр профессий
- Типичные ошибки
- Кому и зачем нужно знание культуры и ее закономерностей
- Связь культурных традиций и стереотипов с процессами в современном обществе
- Актуальность толерантности и диалога
- Глава 1 Понятие и определение культуры
- Сущность культуры
- Содержание культуры
- Традиция
- Массовость культуры
- Общечеловеческие основы
- Способ реализации созидательных способностей человека
- Явления культуры; культурные объекты
- Фундаментализм в культуре
- Существование и действительность культуры
- Понятие символа; символ в культуре
- Системность культуры; система понятий (модель) культуры
- Общество, культура, человек
- Этнос, язык, культура
- Глава 2 Основные школы и концепции изучения культуры
- Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Суждения древних и христианских мыслителей Античность
- Христианство
- Взгляды эпох Возрождения и Просвещения Возрождение
- Просвещение
- Позиции философов Нового времени
- Теория «локальных цивилизаций» и их столкновения: от н. Данилевского до а. Тойнби и э. Хантингтона
- Культура и бессознательное: 3. Фрейд и к.Г. Юнг
- Структурализм
- Антропологическое направление
- Концепция игровой культуры
- Теоретики элитной культуры
- Глава з Возникновение культуры и религии
- Основные периоды и тенденции в эволюции культуры
- Культура первобытности
- Культура и миф Что такое миф?
- Мифология
- Миф и психология
- Функции мифа в обществе
- Миф в Новое и новейшее время
- Миф в первобытной культуре
- Тотемизм и магизм
- Анимизм
- Фетишизм, идолопоклонство, ритуализм, табу
- Глава 4 Религия, культура и мораль
- Философия религии
- Философия морали
- Философия культуры
- Философия искусства
- Философия истории
- Политические категории в культуре; философия политики
- Конфликт культур и его влияние на ход истории
- Глава 5 типология культуры
- Цивилизационные модели; культура и цивилизация
- Культура и человек; культура и деятельность
- Природа и культура
- Философия права
- Философия экономики
- Глава 6 Древневосточный тип культуры
- Исторический контур
- Религиозно-философские системы Междуречья, Переднего Востока и Египта
- Материальная и художественная культура
- Рождение науки
- Ex Oriente Lux — «Свет с Востока»
- Глава 7 Античный тип культуры
- Полис; гражданские доблести
- Древнеримская специфика
- Агон и «греческое чудо»
- Об одном парадоксе
- Античная культура в европейском наследии
- Эллин и варвар, Запад и Восток, Европа и Азия
- Античная философия; Аристотель и Платон
- Формирование основ современной науки
- Греко-римская метафизика и христианство
- Глава 8 Конфуцианско-даосистский тип культуры
- О китайской специфике
- Социальный характер картины мира
- Образ Неба и концепция Поднебесной Империи
- Этика служения и иерархия социальных связей
- Традиционная система ценностей
- Культ предков
- «Семейная» модель общества и государства
- Этика труда, отношений и успеха
- Исследование материального в системе культуры
- Особенности религиозности и науки, цивилизационные параллели
- Конфуцианско-даосистская модель в Азии; культура Японии
- Глава 9 Индо - буддистский тип культуры
- Система ценностей
- Традиционная мудрость
- Общественная функция кастовой структуры
- Мировоззренческие и социальные основы брахманизма, буддизма и индуизма
- Нормативный универсализм
- Роль и вклад науки в мировой фонд знаний
- Место предприимчивости в ценностном ряду культуры; соотношение человека и окружающей среды
- Экспансия и модификации буддистской модели
- Глава 10 Культуры авраамического круга. Ветхий Завет
- Общие постулаты трех религий
- Сепаратный параллелизм иудаизма и христианства, иудаизма и ислама
- История иудеев до разделения царств
- Значение религии в истории еврейского народа
- Всеобъемлющий характер Торы
- Монотеизм и Богоизбранничество
- Религиозные заимствования
- Рационализм и мистицизм
- Представления об учености и словесности; науки, искусства и ремесла
- Практическая философия
- Обряды и запреты; семейные отношения
- Закон и талмудическое право
- Глава 11 Культура ислама
- Картина мира
- Отношение к иным религиям и их практикам
- Последовательный монотеизм и предопределенность
- Теократическая модель социума; структура общественных отношений
- Вероучение ислама
- Система мусульманских ценностей
- Мораль, право и предпринимательство
- Ислам и политика
- Глава 12 Христианский тип культуры
- Предпосылки и предтечи христианства
- Христианская картина мира
- Ценностные ориентации
- Догматика и этика
- Схоластика и мистика
- Религия и наука
- Средневековье; Византия и Запад
- Специфика Возрождения; тенденции Реформации
- Перипетии Нового и новейшего времени
- Художественная практика христианства
- Этика и прагматика
- Исторические корни глобализации
- Родство глобализма и антиглобализма
- Глава 13 Русская культура
- Условия формирования
- Исторический очерк
- Происхождение славян
- Характеристики русской культуры
- Наследие Византии и его значение
- Особенности русского православия
- Система ценностей
- О текущих задачах
- Русское искусство
- Русская философия
- Глава 14 Важнейшие политические доктрины
- Ближний Восток
- Индия и Китай
- Античность
- Средневековье
- Эпоха Возрождения
- Век Просвещения
- Девятнадцатый век
- Новейший период
- Литература Основная
- Дополнительная