Связь культурных традиций и стереотипов с процессами в современном обществе
О некоторых элементах воздействия исторического наследия на день сегодняшний уже было сказано выше. Продемонстрируем его влияние на самые актуальные события на двух примерах. Первый — Чечня, где во многом игнорирование специфики горского характера привело к затяжным боевым действиям.
В чем его своеобразие? Люди в горах живут очень обособленно, а зимой они просто оторваны от остального мира. Их кругозор в значительной степени ограничивается своей долиной, где они привыкли быть полновластными хозяевами, относительно легко способными защититься (благодаря узости входных ущелий) от всякого чужака. Такой образ жизни рождает особый характер, в котором крайний индивидуализм сочетается с клановой взаимоподдержкой, основанной на неписаном правиле ♦Хорошо все, что выгодно моей группе».
Когда-то это правило разделялось всеми. Сейчас же подобный образ жизни воспринимается как опасный для прогресса почти первобытный атавизм. Между тем он обладает особой устойчивостью, сохраняясь поколениями и в изменившихся уело-
40
виях обитания. Свобода понимается его носителями как воля, произвол делать все, что хочется, не давая никому никакого отчета. А покушение на нее, особенно из иноплеменной среды, требует немедленного и резкого силового отпора.
Букет перечисленных качеств мы и наблюдаем на примере многих чеченцев. С одной стороны, консолидации их в единый народ постоянно препятствует разделение на северных и южных, горных и равнинных, по тейповому, а теперь уже и семейному признакам (например, финансировать восстановление разрушенного через тейпы не имеет никакого смысла: самая сильная семья не поделится с другими). Плюс к этому крайняя индивиду алистичность. С другой стороны, определенная групповая замкнутость. Бсть и своеобразная наивность, и языковой буквализм, и склонность к почти детской хитрости.
Все это необходимо учитывать, выстраивая отношения и с республикой, и с диаспорой за ее пределами, а не сводить все к огульным обвинениям в злобе, коварстве, разбойном образе жизни и т.п. Ведь в подобной обособленности нет ничего фатального: 400 лет назад ровно так же характеризовали других горцев — швейцарцев, а два века тому назад то же самое англичане думали о шотландцах (это прослеживается во всех романах Вальтера Скотта, автора уже XIX столетия). Следовательно, полноценная интеграция в сложившийся во многом без их участия мир не заказана и чеченцам, не надо только перепрыгивать через ее этапы: перешагнуть из феодализма в коммунизм всей страной один раз уже не получилось, зачем же повторять ошибки.
Другой пример связан с американской моделью урегулирования на Ближнем Востоке, известной как план Митчелла — Клинтона и его последующие итерации (вплоть до Дорожной карты и т.д.). Если подойти к оценке этой модели абстрактно, то она, в соответствии с золотым правилом дипломатии «хороший компромисс — тот, которым не довольна ни одна из его сторон» , может показаться почти идеальной.
Однако любой мир устанавливается в конкретной ситуации, а вот с ней план никак не сопрягается. Он содержит всего два,
41
но зато абсолютно неприемлемых (для каждого из участников конфликта по-своему) предложения; арабам рекомендуется отказаться от возвращения на родную землю многократно численно возросших беженцев, а израильтянам — от суверенитета над Храмовой горой. Между тем страны палестинской диаспоры стонут от ее присутствия, мечтают от нее избавиться и не согласятся на обратное без массированной экономической поддержки, с которой никто не спешит, а евреи никогда не пойдут на то, чтобы снова расстаться со своей святыней. Дело не только в религии, которая, впрочем, и сохранила народ в рассеянии, а потому к ее предписаниям нельзя подходить секулярно даже в наилучших целях. Но однажды арабы уже владели Храмовой горой, и это принесло израильтянам одни беды. Поэтому мы не представляем себе израильского политика, который добровольно согласится на повторение пройденного. Пусть лучше мусульмане ходят под контролем иудеев в мечеть, их права никто не отрицает, рассуждают они.
Итак: имея дело с культурой — ас ней сталкиваешься на каждом шагу, — надо, если хочешь успеха, согласовывать свои шаги с принятой в данном обществе системой координат, ориентироваться на правильно понятые его фундаментальные ценности, иначе их необходимое корректное, а значит, и результативное изменение невозможно.
- Введение в культурную антропологию
- Оглавление
- Глава 1. Понятие и определение культуры...............................................45
- Глава 2. Основные школы и концепции изучения культуры...................................97
- Глава 3. Возникновение культуры и религии................137
- Глава 4. Религия, культура и мораль .......................172
- Глава 5. Типология культуры .............................189
- Глава 6. Древневосточный тип культуры ...................206
- Глава 7. Античный тип культуры ..........................219
- Глава 8. Конфуцианско-даосистский тип культуры..........243
- Глава 10. Культуры авраамического круга. Ветхий Завет.....271
- Глава 11. Культура ислама................................296
- Глава 12. Христианский тип культуры........................311
- Глава 13. Русская культура...............................329
- Глава 14. Важнейшие политические доктрины...............................352
- Предисловие автора
- Введение
- Краткий обзор книги
- Почему не культурология?
- Против вульгарных интерпретаций
- О России со здоровой любовью
- Не надо создавать и тиражировать мифы
- Объект культуры
- Термин «культура»
- Изучение культуры как спектр профессий
- Типичные ошибки
- Кому и зачем нужно знание культуры и ее закономерностей
- Связь культурных традиций и стереотипов с процессами в современном обществе
- Актуальность толерантности и диалога
- Глава 1 Понятие и определение культуры
- Сущность культуры
- Содержание культуры
- Традиция
- Массовость культуры
- Общечеловеческие основы
- Способ реализации созидательных способностей человека
- Явления культуры; культурные объекты
- Фундаментализм в культуре
- Существование и действительность культуры
- Понятие символа; символ в культуре
- Системность культуры; система понятий (модель) культуры
- Общество, культура, человек
- Этнос, язык, культура
- Глава 2 Основные школы и концепции изучения культуры
- Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Суждения древних и христианских мыслителей Античность
- Христианство
- Взгляды эпох Возрождения и Просвещения Возрождение
- Просвещение
- Позиции философов Нового времени
- Теория «локальных цивилизаций» и их столкновения: от н. Данилевского до а. Тойнби и э. Хантингтона
- Культура и бессознательное: 3. Фрейд и к.Г. Юнг
- Структурализм
- Антропологическое направление
- Концепция игровой культуры
- Теоретики элитной культуры
- Глава з Возникновение культуры и религии
- Основные периоды и тенденции в эволюции культуры
- Культура первобытности
- Культура и миф Что такое миф?
- Мифология
- Миф и психология
- Функции мифа в обществе
- Миф в Новое и новейшее время
- Миф в первобытной культуре
- Тотемизм и магизм
- Анимизм
- Фетишизм, идолопоклонство, ритуализм, табу
- Глава 4 Религия, культура и мораль
- Философия религии
- Философия морали
- Философия культуры
- Философия искусства
- Философия истории
- Политические категории в культуре; философия политики
- Конфликт культур и его влияние на ход истории
- Глава 5 типология культуры
- Цивилизационные модели; культура и цивилизация
- Культура и человек; культура и деятельность
- Природа и культура
- Философия права
- Философия экономики
- Глава 6 Древневосточный тип культуры
- Исторический контур
- Религиозно-философские системы Междуречья, Переднего Востока и Египта
- Материальная и художественная культура
- Рождение науки
- Ex Oriente Lux — «Свет с Востока»
- Глава 7 Античный тип культуры
- Полис; гражданские доблести
- Древнеримская специфика
- Агон и «греческое чудо»
- Об одном парадоксе
- Античная культура в европейском наследии
- Эллин и варвар, Запад и Восток, Европа и Азия
- Античная философия; Аристотель и Платон
- Формирование основ современной науки
- Греко-римская метафизика и христианство
- Глава 8 Конфуцианско-даосистский тип культуры
- О китайской специфике
- Социальный характер картины мира
- Образ Неба и концепция Поднебесной Империи
- Этика служения и иерархия социальных связей
- Традиционная система ценностей
- Культ предков
- «Семейная» модель общества и государства
- Этика труда, отношений и успеха
- Исследование материального в системе культуры
- Особенности религиозности и науки, цивилизационные параллели
- Конфуцианско-даосистская модель в Азии; культура Японии
- Глава 9 Индо - буддистский тип культуры
- Система ценностей
- Традиционная мудрость
- Общественная функция кастовой структуры
- Мировоззренческие и социальные основы брахманизма, буддизма и индуизма
- Нормативный универсализм
- Роль и вклад науки в мировой фонд знаний
- Место предприимчивости в ценностном ряду культуры; соотношение человека и окружающей среды
- Экспансия и модификации буддистской модели
- Глава 10 Культуры авраамического круга. Ветхий Завет
- Общие постулаты трех религий
- Сепаратный параллелизм иудаизма и христианства, иудаизма и ислама
- История иудеев до разделения царств
- Значение религии в истории еврейского народа
- Всеобъемлющий характер Торы
- Монотеизм и Богоизбранничество
- Религиозные заимствования
- Рационализм и мистицизм
- Представления об учености и словесности; науки, искусства и ремесла
- Практическая философия
- Обряды и запреты; семейные отношения
- Закон и талмудическое право
- Глава 11 Культура ислама
- Картина мира
- Отношение к иным религиям и их практикам
- Последовательный монотеизм и предопределенность
- Теократическая модель социума; структура общественных отношений
- Вероучение ислама
- Система мусульманских ценностей
- Мораль, право и предпринимательство
- Ислам и политика
- Глава 12 Христианский тип культуры
- Предпосылки и предтечи христианства
- Христианская картина мира
- Ценностные ориентации
- Догматика и этика
- Схоластика и мистика
- Религия и наука
- Средневековье; Византия и Запад
- Специфика Возрождения; тенденции Реформации
- Перипетии Нового и новейшего времени
- Художественная практика христианства
- Этика и прагматика
- Исторические корни глобализации
- Родство глобализма и антиглобализма
- Глава 13 Русская культура
- Условия формирования
- Исторический очерк
- Происхождение славян
- Характеристики русской культуры
- Наследие Византии и его значение
- Особенности русского православия
- Система ценностей
- О текущих задачах
- Русское искусство
- Русская философия
- Глава 14 Важнейшие политические доктрины
- Ближний Восток
- Индия и Китай
- Античность
- Средневековье
- Эпоха Возрождения
- Век Просвещения
- Девятнадцатый век
- Новейший период
- Литература Основная
- Дополнительная