Религиозно-философские системы Междуречья, Переднего Востока и Египта
Религия Шумера — наиболее древняя из известных нам по аутентичным письменным источникам. Естественно, что мы обнаруживаем в ней большое значение доставшегося ей еще от первобытной стадии культа покровительствующей плодородию богини-матери. У каждого города она была своя. Но от шумеров дошли и первые упорядоченные и структурированные сведения о Сотворении мира и Всемирном потопе.
210
Уже у них царь почитался божественным сыном в том буквальном смысле, который был раскрыт нами выше. По всей Месопотамии поклонялись также богам неба (Аи), земли (Энлиль) и воды (Энки). Было и свое умирающее и воскресающее божество — Думузи (Таммуз). Однако, поскольку идея справедливости в Междуречье была связана, очевидно, с богом Солнца (для эпохи Вавилона, во всяком случае, мы это можем смело утверждать), заупокойный культ и вера в загробный мир не приобрели в шумерских верованиях того значения, как у египтян.
Все бытие последних было насквозь пропитано ярко выраженным сакральным мироощущением. Так, они считали, что их страна создана богами, которые сначала и правили ею, а затем (прежде чем появились фараоны) передали свои прерогативы полубогам. Это проясняет, почему духовная и земная власть были нераздельны в течение всей независимой истории Египта: не только коллегии и верховные служители культов играли ключевую роль в жизни его общества, но и сами фараоны были его верховными магами. Заодно мы получаем один из основных аргументов в пользу точки зрения, что светское управление выделилось в самостоятельную задачу из круга обязанностей главного жреца, с которым оно изначально было неразрывно слито. Получаем и объяснение того, почему многие до сих пор не отделяют власть от мистики, а она подыгрывает им, окружая себя и привлекая их своим ореолом.
Египетские боги-творцы уничтожили первоначальный хаос, создали мир, а также все, что окружает человека, все его знания и полезные занятия, включая ремесла и искусства. И для начала они утвердили в нем божественный Порядок и Истину, оперев на них космическую гармонию. Представление о ней как основе основ, олицетворяемой богиней Маат, организовало вокруг себя всю религию и культуру Египта, задав им вектор неутомимой нацеленности на специальную заботу о сохранении всеобъемлющего баланса и стабильности.
Интересно, что мы встречаемся с рефлексиями веры в ведущую силу всеобщего равновесия и в других регионах планеты, и
211
у иных народов, которые трудно заподозрить в простой филиации идей* Аналогичные качества Ма, одинаково известной ряду и семитских, и индоевропейских жителей Передней Азии, Маны индоиранцев, австралийских, новозеландских и полинезийских аборигенов и американских индейцев и Ньямы (очевидная анаграмма той же Маны, вроде пары медведь — ведмедь) ряда народностей Черной Африки позволяют предположить, что политеизму предшествовало интуитивное знание первобытных людей о Едином устроителе Вселенной, утвердившем ее на соразмерности и ладе.
Параллельно, но стартовав, вероятно, несколько позже, развивается версия теогонии, по-другому подтверждающая первичность единобожия. Согласно ей, боги, за исключением предвечного, единственного и неделимого Пта, суть его частные эманации (вроде Ангелов авраамической традиции). Он же, Птах (старая транскрипция имени), построил мир (и в данной легенде трудно не заметить ее переклички с Библией) сердцем и языком: задумал его духом своим и сотворил его силою своего слова.
Существует также мнение, что поклонение Птаху потому и было гипертаинством, тщательно охраняемым не только от мирян, но и от непосвященных в него религиозных деятелей, сверхкультом — что, в отличие от пантеона, предназначенного для чувственного восприятия профанов, повествовало о доступном лишь спиритуалистическому постижению тщательно избранных и подготовленных адептов предшествующем началу времен и неизбывном единстве всего сущего. А коллегия его служителей составляла интегрированную из прочих храмовых организаций внутреннюю жреческую суперкасту, своего рода элиту элит общества, к которой принадлежал и фараон.
Специальное место, благодаря отношению к иероглифу (в переводе с древнегреческого, ♦святому чекану») как к «слову бога», в божественном синклите было отведено также мудрому Тоту, создателю письменности и летосчисления. Благодаря своей ипостаси Владыки письма и счета он выступает покровителем не только писцов и знающих грамоту, но и магов, бывших
212
вместе с этим и жрецами, и волшебниками, и первыми исследователями.
Тот символизировал также сокровенное знание, ибо письменный текст с тех пор почитается на всем Востоке одной из высших тайн, открытых человеку. Отсюда и семито-хамитский образ пожирания свитка как синоним овладения информацией и совершенной ученостью (сравним современное русское выражение «глотать книги»), С ним связан и один из самых красивых и провидческих мифов, которые когда- и где-либо создавало человечество. Согласно ему, верховная праматерь Маат сурово осудила Тота за то, что он раскрыл человеку доступную до этого только богам загадку шрифта (это сближает его с эллинским Прометеем, тоже наказанным за передачу смертным пламенеющего света познания), ибо владение ею, по ее утверждению, лишило землян памяти. И действительно, наличие под рукой письменной подсказки, как мы знаем, ослабляет мнемонические способности индивида.
К началу V династии центральным в египетской идеологии становится культ Солнца: Ра, Амона или Амона-Ра. Еще одна, обреченная, в силу вышеизложенного, на неудачу, попытка вернуться к исконному монотеизму относится к Новому царству. Тогда фараон Аменхотеп IV, принявший имя Эхнатона, захотел заместить пантеон суммирующим его почитанием одного нового бога Солнца Атона, символизировавшегося сияющим небесным диском.
Культуру Египта отличали теснейшая связь религиозно-мифологических представлений, особенно взаимоперекрещивающихся заупокойного ритуала и сакральной власти фараона, со всеми остальными сторонами жизни человека. Особое место среди них занимали представления об Осирисе. Сперва он воспринимался как умирающий и воскресающий бог, аналогичный месопотамскому Таммузу. Затем он стал вершителем посмертной судьбы каждого египтянина на божьем суде. Так была заложена основа всякой позднейшей эсхатологии — доктрины о воздаянии, а сам он был связан с понятием высшей справедливое-
213
ти, отчего заупокойный культ и приблизился по своей значимости к почитанию солнца.
Фараон же не просто имел свой культ (позднее, в Иовом царстве, еретик в полном, как показано выше, смысле Эхнатон стремился вознести его даже над поклонением самому божественному Солнцу), которому приносились жертвы. При жизни он воплощал в себе средоточие всей религиозной жизни страны. Он был одновременно и живым, земным богом и верховным жрецом, отправлявшим наиболее важные ритуалы, гарантом (как главный маг) ее благополучия.
А после завершения земного пути обожествленный правитель отождествлялся с Осирисом и продолжал охранять покой и благополучие народа Кеші. В силу последнего обстоятельства огромное значение в Древнем Египте получили верования в загробную жизнь души вообще.
Зримым выражением идеи бессмертия и неограниченной власти монарха над простыми смертными стали знаменитые египетские пирамиды, колоссальные скальные храмово-погребальные комплексы и сфинксы. Последние олицетворяли еще и сверхчеловеческое могущество фараона, замкнутое на его же «прикровенную» (высшую) мудрость, чему (благодаря древнегреческой мифологии) мы обязаны продолжением бытования образности крылатого полульва-получеловека в современной мировой культуре.
Именно идея безграничной власти и всеподавляющей мощи фараонов навсегда сделала пирамиды символом Египта. В них выражено стремление фараонов не просто преодолеть скоротечность времен и достичь вечности, но подкрепить свое равенство богам доступным сенсативному восприятию любого непосвященного бессмертием. И они добились своего. Во всяком случае, у арабов. Недаром те говорят: все на свете боится времени, а время боится пирамид.
214
- Введение в культурную антропологию
- Оглавление
- Глава 1. Понятие и определение культуры...............................................45
- Глава 2. Основные школы и концепции изучения культуры...................................97
- Глава 3. Возникновение культуры и религии................137
- Глава 4. Религия, культура и мораль .......................172
- Глава 5. Типология культуры .............................189
- Глава 6. Древневосточный тип культуры ...................206
- Глава 7. Античный тип культуры ..........................219
- Глава 8. Конфуцианско-даосистский тип культуры..........243
- Глава 10. Культуры авраамического круга. Ветхий Завет.....271
- Глава 11. Культура ислама................................296
- Глава 12. Христианский тип культуры........................311
- Глава 13. Русская культура...............................329
- Глава 14. Важнейшие политические доктрины...............................352
- Предисловие автора
- Введение
- Краткий обзор книги
- Почему не культурология?
- Против вульгарных интерпретаций
- О России со здоровой любовью
- Не надо создавать и тиражировать мифы
- Объект культуры
- Термин «культура»
- Изучение культуры как спектр профессий
- Типичные ошибки
- Кому и зачем нужно знание культуры и ее закономерностей
- Связь культурных традиций и стереотипов с процессами в современном обществе
- Актуальность толерантности и диалога
- Глава 1 Понятие и определение культуры
- Сущность культуры
- Содержание культуры
- Традиция
- Массовость культуры
- Общечеловеческие основы
- Способ реализации созидательных способностей человека
- Явления культуры; культурные объекты
- Фундаментализм в культуре
- Существование и действительность культуры
- Понятие символа; символ в культуре
- Системность культуры; система понятий (модель) культуры
- Общество, культура, человек
- Этнос, язык, культура
- Глава 2 Основные школы и концепции изучения культуры
- Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Суждения древних и христианских мыслителей Античность
- Христианство
- Взгляды эпох Возрождения и Просвещения Возрождение
- Просвещение
- Позиции философов Нового времени
- Теория «локальных цивилизаций» и их столкновения: от н. Данилевского до а. Тойнби и э. Хантингтона
- Культура и бессознательное: 3. Фрейд и к.Г. Юнг
- Структурализм
- Антропологическое направление
- Концепция игровой культуры
- Теоретики элитной культуры
- Глава з Возникновение культуры и религии
- Основные периоды и тенденции в эволюции культуры
- Культура первобытности
- Культура и миф Что такое миф?
- Мифология
- Миф и психология
- Функции мифа в обществе
- Миф в Новое и новейшее время
- Миф в первобытной культуре
- Тотемизм и магизм
- Анимизм
- Фетишизм, идолопоклонство, ритуализм, табу
- Глава 4 Религия, культура и мораль
- Философия религии
- Философия морали
- Философия культуры
- Философия искусства
- Философия истории
- Политические категории в культуре; философия политики
- Конфликт культур и его влияние на ход истории
- Глава 5 типология культуры
- Цивилизационные модели; культура и цивилизация
- Культура и человек; культура и деятельность
- Природа и культура
- Философия права
- Философия экономики
- Глава 6 Древневосточный тип культуры
- Исторический контур
- Религиозно-философские системы Междуречья, Переднего Востока и Египта
- Материальная и художественная культура
- Рождение науки
- Ex Oriente Lux — «Свет с Востока»
- Глава 7 Античный тип культуры
- Полис; гражданские доблести
- Древнеримская специфика
- Агон и «греческое чудо»
- Об одном парадоксе
- Античная культура в европейском наследии
- Эллин и варвар, Запад и Восток, Европа и Азия
- Античная философия; Аристотель и Платон
- Формирование основ современной науки
- Греко-римская метафизика и христианство
- Глава 8 Конфуцианско-даосистский тип культуры
- О китайской специфике
- Социальный характер картины мира
- Образ Неба и концепция Поднебесной Империи
- Этика служения и иерархия социальных связей
- Традиционная система ценностей
- Культ предков
- «Семейная» модель общества и государства
- Этика труда, отношений и успеха
- Исследование материального в системе культуры
- Особенности религиозности и науки, цивилизационные параллели
- Конфуцианско-даосистская модель в Азии; культура Японии
- Глава 9 Индо - буддистский тип культуры
- Система ценностей
- Традиционная мудрость
- Общественная функция кастовой структуры
- Мировоззренческие и социальные основы брахманизма, буддизма и индуизма
- Нормативный универсализм
- Роль и вклад науки в мировой фонд знаний
- Место предприимчивости в ценностном ряду культуры; соотношение человека и окружающей среды
- Экспансия и модификации буддистской модели
- Глава 10 Культуры авраамического круга. Ветхий Завет
- Общие постулаты трех религий
- Сепаратный параллелизм иудаизма и христианства, иудаизма и ислама
- История иудеев до разделения царств
- Значение религии в истории еврейского народа
- Всеобъемлющий характер Торы
- Монотеизм и Богоизбранничество
- Религиозные заимствования
- Рационализм и мистицизм
- Представления об учености и словесности; науки, искусства и ремесла
- Практическая философия
- Обряды и запреты; семейные отношения
- Закон и талмудическое право
- Глава 11 Культура ислама
- Картина мира
- Отношение к иным религиям и их практикам
- Последовательный монотеизм и предопределенность
- Теократическая модель социума; структура общественных отношений
- Вероучение ислама
- Система мусульманских ценностей
- Мораль, право и предпринимательство
- Ислам и политика
- Глава 12 Христианский тип культуры
- Предпосылки и предтечи христианства
- Христианская картина мира
- Ценностные ориентации
- Догматика и этика
- Схоластика и мистика
- Религия и наука
- Средневековье; Византия и Запад
- Специфика Возрождения; тенденции Реформации
- Перипетии Нового и новейшего времени
- Художественная практика христианства
- Этика и прагматика
- Исторические корни глобализации
- Родство глобализма и антиглобализма
- Глава 13 Русская культура
- Условия формирования
- Исторический очерк
- Происхождение славян
- Характеристики русской культуры
- Наследие Византии и его значение
- Особенности русского православия
- Система ценностей
- О текущих задачах
- Русское искусство
- Русская философия
- Глава 14 Важнейшие политические доктрины
- Ближний Восток
- Индия и Китай
- Античность
- Средневековье
- Эпоха Возрождения
- Век Просвещения
- Девятнадцатый век
- Новейший период
- Литература Основная
- Дополнительная