«Семейная» модель общества и государства
Понятия государства и семьи в китайской парадигме теснейшим образом взаимосвязаны. Первое видится большой семьей, а вторая — малым государством. Оттуда вырастают описанный ранее образ мудрого правителя, опекающего своих подданных, и опирающаяся на реальную практику вера в заботу государства о людях, а также неодобрение сторонников быстрых перемен, не имеющих терпения дождаться ее проявления.
К семейным связям относятся с подчеркнутым почтением, они считаются сердцевиной общества, их интересы превалируют над отдельно взятой личностью, которая рассматривается лишь в их рамках. При наличии благоприятных условий стремление к совместному проживанию близких родственников традиционно становится решающим фактором и резко преобладает над центробежными тенденциями внутри рода.
На суд родственников принято выносить все заботы: ничто личное не должно ускользнуть от их внимания. Человек с первых лет жизни привыкает к тому, что частное, индивидуальное на шкале ценностей несоизмеримо с общим, обязательным для всех.
252
Любовь также отступает перед приоритетом семьи. На том же зиждется и запрет поднимать руку на женщину, даже в ответ на ее удар. Отсюда такое явление в жизни современного Китая, как женское насилие в браке.
Единство клана символизирует родовое святилище с могильными и храмовыми землями, не подлежащими конфискации ни под каким видом. Сила и авторитет такого большого семейства признаются властями, предоставляющими им решение мелких тяжб.
Китайцы и варвары; характер знания и восприятия мира
Перечисленные выше особенности китайской культуры постоянно подпитывают в ее носителях ощущение собственного превосходства. Для полноты картины в нее остается внести всего один штрих политической и моральной теории ханьцев.
Как мы помним, право управлять государю, олицетворяющему собой интересы народа, дает его добродетель, каковая тождественна обладанию им соответствием божественно-космической силе Небес. Последнее же означало принятие им на себя ответственности за весь мир, состоящий, таким образом, из Поднебесной и тяготеющей к ее центру (властителю, сыну Неба) варварской периферии.
В правильности такой интерпретации действительности китайца убеждает взгляд на личность как на изначально нравственное существо. Следовательно, преступивший традиционные нормы — для него не более, чем говорящее животное (сравним с известной нам уже этимологией греческой лексемы βάρβαρος). А поскольку в окружении Империи такое случалось неоднократно, то проживающие за ее пределами и были варварами. Из этого вытекает еще одно следствие. Китайцев не раз обвиняли в коварстве. Но так как не уважающий наследие не является для них человеком в полном смысле слова, необязательность вьгаол-
253
нения договоренностей в отношениях с ним не рассматривается ими в стилистике вероломства.
И еще одно. В Китае поэзия и по сию пору находится на той же высоте, как некогда в Элладе. Более того, успешная карьера чиновника и политика напрямую зависит от того, насколько он умелый каллиграф, хорошо умеет писать стихи, петь, слагать и исполнять инструментальную музыку.
Недаром многие императоры Китая заслуженно, а не «по должности», были лучшими писцами и поэтами своего времени. Самый малограмотный крестьянин знает не менее 3000 иероглифов, а по-настоящему образованные люди — миллионы.
Удивление СМИ по поводу перечисленных навыков у нынешних руководителей Поднебесной (во время Их визитов за ее пределы) выглядит в глазах китайца дикостью: иначе и быть не может. В этом заключена одна из фундаментальных основ общественной и мировой стабильности. И поэтому тоже, а не только из-за того, что за пять тысяч лет своей цивилизации китайцы остались на месте, обучив массу этносов, а мир вокруг них многократно переменился, они, подобно грекам, считают прочие народы варварами.
Конфуций был противником притязаний на сверхъестественную разумность. Его учение о познании подчинено нравственно-социальной проблематике. Для него оно означает знать людей.
Если знание побуждает действовать, рассуждал Конфуций, то человечность (о ее содержательной стороне см. выше) дарит бесконечную мудрость, которая затем еще более укрепляет свой источник. Его практика познания есть, следовательно, прежде всего общение с людьми. Изучение природы его мало интересует.
Личность, в свою очередь, предстает в конфуцианстве сетью межчеловеческих отношений, общественным лицом. Здесь нет отчетливого представления о человеке как психически целостном субъекте, который оставался бы во времени равным самому себе. Человек есть то, чем он является для других»Он живет волей к преодолению себя, превосходящей индивидуальную жизнь и побеждающей даже смерть.
254
- Введение в культурную антропологию
- Оглавление
- Глава 1. Понятие и определение культуры...............................................45
- Глава 2. Основные школы и концепции изучения культуры...................................97
- Глава 3. Возникновение культуры и религии................137
- Глава 4. Религия, культура и мораль .......................172
- Глава 5. Типология культуры .............................189
- Глава 6. Древневосточный тип культуры ...................206
- Глава 7. Античный тип культуры ..........................219
- Глава 8. Конфуцианско-даосистский тип культуры..........243
- Глава 10. Культуры авраамического круга. Ветхий Завет.....271
- Глава 11. Культура ислама................................296
- Глава 12. Христианский тип культуры........................311
- Глава 13. Русская культура...............................329
- Глава 14. Важнейшие политические доктрины...............................352
- Предисловие автора
- Введение
- Краткий обзор книги
- Почему не культурология?
- Против вульгарных интерпретаций
- О России со здоровой любовью
- Не надо создавать и тиражировать мифы
- Объект культуры
- Термин «культура»
- Изучение культуры как спектр профессий
- Типичные ошибки
- Кому и зачем нужно знание культуры и ее закономерностей
- Связь культурных традиций и стереотипов с процессами в современном обществе
- Актуальность толерантности и диалога
- Глава 1 Понятие и определение культуры
- Сущность культуры
- Содержание культуры
- Традиция
- Массовость культуры
- Общечеловеческие основы
- Способ реализации созидательных способностей человека
- Явления культуры; культурные объекты
- Фундаментализм в культуре
- Существование и действительность культуры
- Понятие символа; символ в культуре
- Системность культуры; система понятий (модель) культуры
- Общество, культура, человек
- Этнос, язык, культура
- Глава 2 Основные школы и концепции изучения культуры
- Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Суждения древних и христианских мыслителей Античность
- Христианство
- Взгляды эпох Возрождения и Просвещения Возрождение
- Просвещение
- Позиции философов Нового времени
- Теория «локальных цивилизаций» и их столкновения: от н. Данилевского до а. Тойнби и э. Хантингтона
- Культура и бессознательное: 3. Фрейд и к.Г. Юнг
- Структурализм
- Антропологическое направление
- Концепция игровой культуры
- Теоретики элитной культуры
- Глава з Возникновение культуры и религии
- Основные периоды и тенденции в эволюции культуры
- Культура первобытности
- Культура и миф Что такое миф?
- Мифология
- Миф и психология
- Функции мифа в обществе
- Миф в Новое и новейшее время
- Миф в первобытной культуре
- Тотемизм и магизм
- Анимизм
- Фетишизм, идолопоклонство, ритуализм, табу
- Глава 4 Религия, культура и мораль
- Философия религии
- Философия морали
- Философия культуры
- Философия искусства
- Философия истории
- Политические категории в культуре; философия политики
- Конфликт культур и его влияние на ход истории
- Глава 5 типология культуры
- Цивилизационные модели; культура и цивилизация
- Культура и человек; культура и деятельность
- Природа и культура
- Философия права
- Философия экономики
- Глава 6 Древневосточный тип культуры
- Исторический контур
- Религиозно-философские системы Междуречья, Переднего Востока и Египта
- Материальная и художественная культура
- Рождение науки
- Ex Oriente Lux — «Свет с Востока»
- Глава 7 Античный тип культуры
- Полис; гражданские доблести
- Древнеримская специфика
- Агон и «греческое чудо»
- Об одном парадоксе
- Античная культура в европейском наследии
- Эллин и варвар, Запад и Восток, Европа и Азия
- Античная философия; Аристотель и Платон
- Формирование основ современной науки
- Греко-римская метафизика и христианство
- Глава 8 Конфуцианско-даосистский тип культуры
- О китайской специфике
- Социальный характер картины мира
- Образ Неба и концепция Поднебесной Империи
- Этика служения и иерархия социальных связей
- Традиционная система ценностей
- Культ предков
- «Семейная» модель общества и государства
- Этика труда, отношений и успеха
- Исследование материального в системе культуры
- Особенности религиозности и науки, цивилизационные параллели
- Конфуцианско-даосистская модель в Азии; культура Японии
- Глава 9 Индо - буддистский тип культуры
- Система ценностей
- Традиционная мудрость
- Общественная функция кастовой структуры
- Мировоззренческие и социальные основы брахманизма, буддизма и индуизма
- Нормативный универсализм
- Роль и вклад науки в мировой фонд знаний
- Место предприимчивости в ценностном ряду культуры; соотношение человека и окружающей среды
- Экспансия и модификации буддистской модели
- Глава 10 Культуры авраамического круга. Ветхий Завет
- Общие постулаты трех религий
- Сепаратный параллелизм иудаизма и христианства, иудаизма и ислама
- История иудеев до разделения царств
- Значение религии в истории еврейского народа
- Всеобъемлющий характер Торы
- Монотеизм и Богоизбранничество
- Религиозные заимствования
- Рационализм и мистицизм
- Представления об учености и словесности; науки, искусства и ремесла
- Практическая философия
- Обряды и запреты; семейные отношения
- Закон и талмудическое право
- Глава 11 Культура ислама
- Картина мира
- Отношение к иным религиям и их практикам
- Последовательный монотеизм и предопределенность
- Теократическая модель социума; структура общественных отношений
- Вероучение ислама
- Система мусульманских ценностей
- Мораль, право и предпринимательство
- Ислам и политика
- Глава 12 Христианский тип культуры
- Предпосылки и предтечи христианства
- Христианская картина мира
- Ценностные ориентации
- Догматика и этика
- Схоластика и мистика
- Религия и наука
- Средневековье; Византия и Запад
- Специфика Возрождения; тенденции Реформации
- Перипетии Нового и новейшего времени
- Художественная практика христианства
- Этика и прагматика
- Исторические корни глобализации
- Родство глобализма и антиглобализма
- Глава 13 Русская культура
- Условия формирования
- Исторический очерк
- Происхождение славян
- Характеристики русской культуры
- Наследие Византии и его значение
- Особенности русского православия
- Система ценностей
- О текущих задачах
- Русское искусство
- Русская философия
- Глава 14 Важнейшие политические доктрины
- Ближний Восток
- Индия и Китай
- Античность
- Средневековье
- Эпоха Возрождения
- Век Просвещения
- Девятнадцатый век
- Новейший период
- Литература Основная
- Дополнительная