Явления культуры; культурные объекты
К ним относится все, что представляет собой результат реализации человеческих потенций, выраженный как в индивидуальной, так и в коллективной деятельности или творчестве, например, все формы их воплощения, приведенные в классическом перечислении Э.Б. Тайлора.
Расширив и несколько модернизировав и видоизменив его список, здесь надо говорить о языке, символах, знаках и кодах, идеях, табу, ритуалах, церемониях, институтах, орудиях, технологиях и более частных их производных. Таких, как, например, алфавит и системы письма и записей, мировоззренческие модели, произведения искусства и науки, всевозможные виды общественной активности, эмблемы, различные атрибуты, аксессуары и пр.
Нормативными, т.е. отражающими культурную норму, среди них являются те, что направлены в сферу конструктива, на гуманизацию среды своего функционирования. Ориентированные в противоположном направлении отражают ненормативную культуру. Ее еще называют маргинальной, аутсайдерской или контркультурой, подчеркивая тем самым конфликт, в котором последняя находится с главным вектором развития цивилизации. Ведь история культуры есть развитие гуманистических норм даже вопреки обратным практикам.
Таким образом, явления (объекты) культуры, а особенно баланс их соотношения между собой, предоставляют в наше распоряжение один из наиболее тонких, чутких и адекватных показателей «карты здоровья» общества, уровня «очеловечива-
71
ния», достигнутого им на пути его эволюции. И в этом отношении они не могут быть полностью независимы от общества, так как призваны отражать общее состояние соответствующего социума.
Однако именно в силу только что названного обстоятельства критерии, предъявляемые тому или иному культурному явлению, в свою очередь, не могут быть априорными и раз навсегда незыблемыми. Оценочные суждения всегда требуют конкретности. Например, при квалификации обрядов финикийского культа Молоха и трагедии Хиросимы, несмотря на внешнее сходство (в обоих случаях самой негуманной смертью — в пламени — погибли массы невинных людей), они должны быть разными.
В первом случае в суровую годину в жертвенный огонь в честь верховного божества бросали не просто детей, но новорожденных младенцев — первенцев мужского пола, обязательно из лучших семей. Это был почетный долг аристократии перед общи-ной в целом, если угодно, ее страшная (ведь, помимо понятного страдания родителей, другого наследника могло и не появиться, а тогда род пресекался) «привилегия». В рамках логики, заведомо ставившей интересы общества выше личных, такое жертвоприношение призвано консолидировать племя вокруг его предводителей и психологически помогало ему пережить мор, неурожай или отразить натиск превосходящих сил противника.
Совсем другое дело, когда цивилизованная нация, проповедующая абсолютную самоценность каждой человеческой жизни и приоритет личности, обрекает на мучительную гибель сотни тысяч гражданского населения только потому, что они принадлежат другому, воюющему с нею, народу.
Нет никакого противоречия между созданием ядерного оружия во имя сдерживания угрозы войны и борьбой с ядерной опасностью в результате осознания всеобщности угрозы в связи с расползанием технологии производства оружия массового поражения. Академик А.Д. Сахаров был, вопреки наветам, совершенно искренен в обоих случаях. Хорошо, что намеченный им путь, наконец, стали понимать, хотя и недостаточно.
Равным образом, по-разному следует оценивать рецидивы пещерных практик во время голода в 1920—1930-е гг., а также в блокаду, и дискуссии 2001 г. о
72
возможности приостановки выплаты внешних долгов современной России. Отвергая людоедство в принципе» еще можно понять, почему люди дошли до такого озверения в Поволжье, на Украине и в Ленинграде. Но уж никак нельзя принять даже обсуждение вероятности постановки судеб модернизации нашей страны, системности реформ, стабильности развития Российской Федерации в зависимость от прорывов в день нынешний обычаев, свойственных дикарям и режимам-изгоям.
- Введение в культурную антропологию
- Оглавление
- Глава 1. Понятие и определение культуры...............................................45
- Глава 2. Основные школы и концепции изучения культуры...................................97
- Глава 3. Возникновение культуры и религии................137
- Глава 4. Религия, культура и мораль .......................172
- Глава 5. Типология культуры .............................189
- Глава 6. Древневосточный тип культуры ...................206
- Глава 7. Античный тип культуры ..........................219
- Глава 8. Конфуцианско-даосистский тип культуры..........243
- Глава 10. Культуры авраамического круга. Ветхий Завет.....271
- Глава 11. Культура ислама................................296
- Глава 12. Христианский тип культуры........................311
- Глава 13. Русская культура...............................329
- Глава 14. Важнейшие политические доктрины...............................352
- Предисловие автора
- Введение
- Краткий обзор книги
- Почему не культурология?
- Против вульгарных интерпретаций
- О России со здоровой любовью
- Не надо создавать и тиражировать мифы
- Объект культуры
- Термин «культура»
- Изучение культуры как спектр профессий
- Типичные ошибки
- Кому и зачем нужно знание культуры и ее закономерностей
- Связь культурных традиций и стереотипов с процессами в современном обществе
- Актуальность толерантности и диалога
- Глава 1 Понятие и определение культуры
- Сущность культуры
- Содержание культуры
- Традиция
- Массовость культуры
- Общечеловеческие основы
- Способ реализации созидательных способностей человека
- Явления культуры; культурные объекты
- Фундаментализм в культуре
- Существование и действительность культуры
- Понятие символа; символ в культуре
- Системность культуры; система понятий (модель) культуры
- Общество, культура, человек
- Этнос, язык, культура
- Глава 2 Основные школы и концепции изучения культуры
- Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Суждения древних и христианских мыслителей Античность
- Христианство
- Взгляды эпох Возрождения и Просвещения Возрождение
- Просвещение
- Позиции философов Нового времени
- Теория «локальных цивилизаций» и их столкновения: от н. Данилевского до а. Тойнби и э. Хантингтона
- Культура и бессознательное: 3. Фрейд и к.Г. Юнг
- Структурализм
- Антропологическое направление
- Концепция игровой культуры
- Теоретики элитной культуры
- Глава з Возникновение культуры и религии
- Основные периоды и тенденции в эволюции культуры
- Культура первобытности
- Культура и миф Что такое миф?
- Мифология
- Миф и психология
- Функции мифа в обществе
- Миф в Новое и новейшее время
- Миф в первобытной культуре
- Тотемизм и магизм
- Анимизм
- Фетишизм, идолопоклонство, ритуализм, табу
- Глава 4 Религия, культура и мораль
- Философия религии
- Философия морали
- Философия культуры
- Философия искусства
- Философия истории
- Политические категории в культуре; философия политики
- Конфликт культур и его влияние на ход истории
- Глава 5 типология культуры
- Цивилизационные модели; культура и цивилизация
- Культура и человек; культура и деятельность
- Природа и культура
- Философия права
- Философия экономики
- Глава 6 Древневосточный тип культуры
- Исторический контур
- Религиозно-философские системы Междуречья, Переднего Востока и Египта
- Материальная и художественная культура
- Рождение науки
- Ex Oriente Lux — «Свет с Востока»
- Глава 7 Античный тип культуры
- Полис; гражданские доблести
- Древнеримская специфика
- Агон и «греческое чудо»
- Об одном парадоксе
- Античная культура в европейском наследии
- Эллин и варвар, Запад и Восток, Европа и Азия
- Античная философия; Аристотель и Платон
- Формирование основ современной науки
- Греко-римская метафизика и христианство
- Глава 8 Конфуцианско-даосистский тип культуры
- О китайской специфике
- Социальный характер картины мира
- Образ Неба и концепция Поднебесной Империи
- Этика служения и иерархия социальных связей
- Традиционная система ценностей
- Культ предков
- «Семейная» модель общества и государства
- Этика труда, отношений и успеха
- Исследование материального в системе культуры
- Особенности религиозности и науки, цивилизационные параллели
- Конфуцианско-даосистская модель в Азии; культура Японии
- Глава 9 Индо - буддистский тип культуры
- Система ценностей
- Традиционная мудрость
- Общественная функция кастовой структуры
- Мировоззренческие и социальные основы брахманизма, буддизма и индуизма
- Нормативный универсализм
- Роль и вклад науки в мировой фонд знаний
- Место предприимчивости в ценностном ряду культуры; соотношение человека и окружающей среды
- Экспансия и модификации буддистской модели
- Глава 10 Культуры авраамического круга. Ветхий Завет
- Общие постулаты трех религий
- Сепаратный параллелизм иудаизма и христианства, иудаизма и ислама
- История иудеев до разделения царств
- Значение религии в истории еврейского народа
- Всеобъемлющий характер Торы
- Монотеизм и Богоизбранничество
- Религиозные заимствования
- Рационализм и мистицизм
- Представления об учености и словесности; науки, искусства и ремесла
- Практическая философия
- Обряды и запреты; семейные отношения
- Закон и талмудическое право
- Глава 11 Культура ислама
- Картина мира
- Отношение к иным религиям и их практикам
- Последовательный монотеизм и предопределенность
- Теократическая модель социума; структура общественных отношений
- Вероучение ислама
- Система мусульманских ценностей
- Мораль, право и предпринимательство
- Ислам и политика
- Глава 12 Христианский тип культуры
- Предпосылки и предтечи христианства
- Христианская картина мира
- Ценностные ориентации
- Догматика и этика
- Схоластика и мистика
- Религия и наука
- Средневековье; Византия и Запад
- Специфика Возрождения; тенденции Реформации
- Перипетии Нового и новейшего времени
- Художественная практика христианства
- Этика и прагматика
- Исторические корни глобализации
- Родство глобализма и антиглобализма
- Глава 13 Русская культура
- Условия формирования
- Исторический очерк
- Происхождение славян
- Характеристики русской культуры
- Наследие Византии и его значение
- Особенности русского православия
- Система ценностей
- О текущих задачах
- Русское искусство
- Русская философия
- Глава 14 Важнейшие политические доктрины
- Ближний Восток
- Индия и Китай
- Античность
- Средневековье
- Эпоха Возрождения
- Век Просвещения
- Девятнадцатый век
- Новейший период
- Литература Основная
- Дополнительная