logo
Шелов-Коведяев_Введ в культ антропологию_2005

Традиционная мудрость

Классическая индийская философия зародилась тысячелетия назад. Однако ее эволюция продолжается до сих пор. А ее учение разделено между шестью историческими школами, каждая из которых имеет собственную специализацию.

Миманса разъясняет религиозные церемонии и развивает понятие долга и кармы. Последняя заключает в себе общую сумму совершенных всяким живым существом поступков, определяющих характер настоящего и последующего существования души. Данное направление также учит, что мир, в соответствии с моральным законом кармы, состоит из атомов.

Веданта занимает центральное место в брахманизме. В соответствии с ней Вселенная не была никем создана. Она есть самосозидающаяся и самопроявляющаяся сущность, одно Бесконечное и Безначальное Существование, или Брахмая. Обратим внимание, что упомянутые воззрения перекликаются с библейским догматом о Предвечном. Применительно к человеку Веданта толкует об Атмане. Этим понятием в ней определяется состояние духа, достигшего тождества с Брахманом, каковое дает освобождение от смерти, поскольку душа, умирая, возрождается.

Санкхья говорит о двух реальностях —- материальной и духовной. Согласно ей, материя активна и самостоятельна, но слепа. Духовность же пассивна, но обладает сознанием. Их соединение взаимно компенсирует их недостатки и порождает новый

261

строй явлений, в том числе и человека как единство чувств и плоти. В телесном бытии изначально заложено страдание, избавление от которого возможно на пути отделения духовного от материального, подавления физического. Достижение бесстрастия дарует выход из круговорота рождений и смертей, т.е. полную свободу.

Йога формирует средства самоограничения и вхождения в состояние глубокой сосредоточенности и созерцательности. Она дополняет наследие Вед и Махабхараты (в части правил достижения мистического единства с божественным) приемами особой аскетической практики, в основном совпадающими с аналогичными техниками в иных религиях. Она обращает главное внимание на отрешенность от мирских соблазнов и медитацию как средства слияния с божеством.

Ньяя делает упор на правилах логики, знание которых полезно для построения суждений, ведущих к освобождению души.

Вайшешика возвращается к рассмотрению образующих мир атомов. Они трактуются несотворенными и вечными и тем самым оказываются сродни Абсолюту, Брахману, Веданте, ибо их движущей силой признается Бог, действующий по законам кармы. В этой связи Вайшешика описывает шесть видов положительной действительности — субстанцию, качество, карму, всеобщность, особенность, присущность, и один тип отрицательной реальности — небытие.