logo
Шелов-Коведяев_Введ в культ антропологию_2005

Этика труда, отношений и успеха

Совершенным, в конфуцианско-даосистской модели, может быть только высокоморальный человек, прилежно следующий требованиям гуманности и чувству долга. Совершенство обусловлено знанием и высшим принципом, но не расчетом. Долженствование здесь — одно из этических обязательств, которое человечный индивид в силу своих добродетелей добровольно накладывает на самого себя. И еще один урок ханьцев миру: мудрый одерживает победу до начала битвы.

Считается, что нужно жить, руководствуясь принципами гуманности и чувства долга. Благородный человек требователен к себе, низкий — к другим. Первый пребывает в согласии с людьми, но не следует за ними. Он радуется должному, ради него и человеколюбия идет на смерть. О благородстве человека нельзя судить по мелочам. Он боится веления Неба, великих людей и слов совершенно мудрых. Он есть связующее звено между Небом и обществом.

«Жить как все», означает, по Конфуцию, следовать определенному ритуалу, который есть центральное понятие в древнекитайской традиции, не делающей глубокого различия между религиозным обрядом и светской церемонией. Он открыл в них основу всей человеческой деятельности, рецепт правильного поведения на все случаи жизни. Следующий ритуалу живет в согласии со всеми людьми. Ритуал оказывается всеобщей мерой гармонии и в обращении между людьми, и в отношении человека к самому себе — ибо жизненное кредо мыслителя есть сдержанность, способная уважать другого. А самообладание, реализованное в ритуале, коренится в опыте самоопределения человеческого «я» в системе коллективного сознания. Ритуал требует от человека жить самоустранением, освобождает личность от эгоистических устремлений, чтобы выявить животворные родовые свойства человека. В нем проявляется матрица человеческой социальности.

255

Ритуал, говорит Конфуций, вырастает из характера человека, его воли, которая, соединяя в себе рассудок и чувства, концентрирует душевные силы личности. Его отличительным признаком считается решимость исполнять свой долг, приняв его до конца, а первейшим долгом является развитие естественных достоинств индивида и устранение его недостатков через изучение им своих ошибок. Не правда делает нас великими, а мы делаем великой правду. Надо согласиться со своей судьбой, всецело жить нравственным императивом, который действует в сообществе людей и сам его созидает.

Остается заметить, что человечность — эта «техника сердца», обеспечивающая, в сочетании с волей и разумом, доверие, искренность и радушие между людьми, — вновь приобретает ключевое значение в современном мире.