logo
Шелов-Коведяев_Введ в культ антропологию_2005

Миф и психология

Об их неразрывной взаимообусловленности мы уже упоминали. Поэтому остановимся лишь на еще двух принципиальных аспектах их отношений.

Миф как результат эмоциональных реакций человека на среду имеет самостоятельную нравственную и моральную ценность. Следовательно, его развитые формы открывают уникальный материал для выявления структуры, порядка и динамики как психической жизни, так и этической мотивации индивидуума и социума.

Поэтому его информацией в своих целях оперируют не только филологи, антропологи и исследователи персонального и коллективного бессознательного. Возникающие на его почве возможности манипуляции сознанием в сторону утверждения любой безальтернативности широко применяются во всякого рода рекламе, от продвижения на рынок товаров до политических и PR-технологий в их тоталитарном, диктаторском и демократическом вариантах. Сюда относится и конструирование мифов с использованием соответствующих магических и мистичес-

151

их элементов, что, в свою очередь, крайне опасно в двух направлениях. Во-первых, произведенные подобным образом «новоделы» отрицательно влияют на психику их потребителя. Во-вторых, легкомысленное обращение с оккультными практиками мстит тем, кто к ним прибегает, фатальной деформацией их собственного «духовного тела».