Рационализм и мистицизм
Мудрецы и пророки считали, что многие народные верования не соответствуют истинной вере, и противопоставляли им свою проповедь. Но они не становились высокомерными, не замыкались в отгороженную от паствы касту. Напротив, они без устали занимались воспитанием народа, служением ему, миссионерством. Они чувствовали свою ответственность за людей перед Вогом, а потому не искали индивидуального убежища в тайном эзотеризме.
Очевидно, медитативные и мистические практики поначалу составляли неотъемлемую часть общедоступного религиозного образования. Лишь со временем (как показывает, в частности, трансформация отношения к каббале) они были, ради исключения неизбежного при их профанации ущерба состоянию персональной и всеобщей духовности, обращены в знание избранных, требующее от того, кому оно открывается, специальной подготовки и особых обязательств.
Кредо Израиля сочетает в себе также одновременно и пламенную веру в спасение и избавление, и признание реальности и автономной ценности мира, творения, жизни, как упоение красотой бытия, так и императив самоограничения в подвижничестве пророка.
Пророки следуют аскезе. Все великие еврейские духовные деятели, начиная с Моисея, призваны поклониться Богу Авраама и получить от него — через внутреннее озарение — свое индивидуальное Откровение в пустыне или диких горах. Туда они укрываются, чтобы обратить свои взоры к небу. Там они общаются с Владыкой Вселенной и получают его поддержку в труд-
288
ную минуту. Там, в строгом уединении от остальных людей, с ними свершается таинственный переворот, превращающий рядового смертного в верного служителя Бога Незримого, постигшего Бога — Властителя судеб, в ясновидца и вождя, на которого он возложил теряющуюся в неясных прочим очертаниям будущего особую историческую миссию.
Завершающий плеяду Судей Самуил, нашедший по воле Бога израильтянам царя и обративший страну в монархию, своим обликом подобен Моисею, а прагматической деятельностью является предтечей позднейших мудрецов и наиболее авторитетных раввинов. Он не впадает ни в транс, ни в экстаз. Он именно таков, каков должен быть вождь, призванный стать служителем Бога и народа: трезвый и дальновидный, с характером непреклонным и властным, обладающий даром предвидения, способный разрешать тяжбы и советовать в житейских вопросах.
Самуил считает своей главной задачей духовное сплочение иудеев. Он проповедует покаяние и духовное возрождение. Он добивается раскаяния и клятвы покончить с языческими богами, истребления идолов. Его отношение к необходимости избрать царя очень неоднозначно, но именно ему суждено преодолеть острый конфликт между светской властью и религией Моисея, с чем он и справляется.
Особое место здесь отводится глубоко личному Откровению как высочайшему Богообщению, неразрывно связанному с высшим индивидуальным вдохновением. Начиная с Авраама перед нами проходит целая череда последовательных ступеней, связанных между собою звеньев Откровений, постепенно ведущих истинно верующих от более чувственного к полностью трансцендентному восприятию Предвечного.
Он не просто Божество огня и бури, хотя пламя обычно сопровождает его явление. Его Храм воспроизводит Вселенную. Аврааму Бог открывается сперва как таинственный Голос и странник с двумя спутниками, Моисею — сначала как просто Сущий (Ягве) в неопалимой купине и, наконец, как полностью отрешенный от всяких доступных органам чувств образов, не-
289
зримый физическим зрением Свет в Божественном Мраке на горе Синай. Там, во тьме туч, где тоже неистовствуют гроза и ураган, Бога скрывает мгла, окружающая его Тайну, у него нет никакого образа, и только голос его звучит с вершины.
Возвращаясь к идее Спасения, мы находим в ней источник библейского мессианизма, составляющего самую суть Священной Истории. Бго рождение связано с именем царя Давида, которому (основателю духовного центра — Иерусалима — и доступной нам псалмопевческой традиции) вообще принадлежит особое в ней место. Она описывает Давида как человека, которого возлюбил Бог и на котором почило его благословение.
Пророчество Нафана есть обетование воплотившему в себя веру и преданность Богу Израилеву. Творец возобновляет с На-фаном Завет. От него требуются праведность и страх Божий, которые являются залогом исполнения Творцом его обещания: из его рода выйдет идеальный Царь, который станет основателем Царства Божия на земле. Таков Мессия иудеев.
Неуязвимым Нафана делает вера: он глубоко предан Богу отцов: «И от заветов Его не отступал я... И опасался я впасть во грех» (Пс: 17 30, 32). Он искренне исповедует его постоянную помощь чистым, милосердным и непорочным, воспринимает всякого человека, а значит, и себя, как скромного проводника его Плана.
В ином случае тот же Нафан выступает обличителем и судьей правителя. Ведь в теократическом царстве не воля монарха, но Бога есть высший закон, никакое помазание не может служить оправданием преступлению. Поскольку Давид искренне признал свою вину, пророк подтверждает Сионский Завет, распространяя кару на одного только раскаявшегося нечестивца. Ему противопоставлен образ Саула: как только тот захотел поставить свою волю над Божественной, дух истинного Бога покинул его, и он стал бессилен и лишен будущего в своем потомстве.
290
- Введение в культурную антропологию
- Оглавление
- Глава 1. Понятие и определение культуры...............................................45
- Глава 2. Основные школы и концепции изучения культуры...................................97
- Глава 3. Возникновение культуры и религии................137
- Глава 4. Религия, культура и мораль .......................172
- Глава 5. Типология культуры .............................189
- Глава 6. Древневосточный тип культуры ...................206
- Глава 7. Античный тип культуры ..........................219
- Глава 8. Конфуцианско-даосистский тип культуры..........243
- Глава 10. Культуры авраамического круга. Ветхий Завет.....271
- Глава 11. Культура ислама................................296
- Глава 12. Христианский тип культуры........................311
- Глава 13. Русская культура...............................329
- Глава 14. Важнейшие политические доктрины...............................352
- Предисловие автора
- Введение
- Краткий обзор книги
- Почему не культурология?
- Против вульгарных интерпретаций
- О России со здоровой любовью
- Не надо создавать и тиражировать мифы
- Объект культуры
- Термин «культура»
- Изучение культуры как спектр профессий
- Типичные ошибки
- Кому и зачем нужно знание культуры и ее закономерностей
- Связь культурных традиций и стереотипов с процессами в современном обществе
- Актуальность толерантности и диалога
- Глава 1 Понятие и определение культуры
- Сущность культуры
- Содержание культуры
- Традиция
- Массовость культуры
- Общечеловеческие основы
- Способ реализации созидательных способностей человека
- Явления культуры; культурные объекты
- Фундаментализм в культуре
- Существование и действительность культуры
- Понятие символа; символ в культуре
- Системность культуры; система понятий (модель) культуры
- Общество, культура, человек
- Этнос, язык, культура
- Глава 2 Основные школы и концепции изучения культуры
- Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Суждения древних и христианских мыслителей Античность
- Христианство
- Взгляды эпох Возрождения и Просвещения Возрождение
- Просвещение
- Позиции философов Нового времени
- Теория «локальных цивилизаций» и их столкновения: от н. Данилевского до а. Тойнби и э. Хантингтона
- Культура и бессознательное: 3. Фрейд и к.Г. Юнг
- Структурализм
- Антропологическое направление
- Концепция игровой культуры
- Теоретики элитной культуры
- Глава з Возникновение культуры и религии
- Основные периоды и тенденции в эволюции культуры
- Культура первобытности
- Культура и миф Что такое миф?
- Мифология
- Миф и психология
- Функции мифа в обществе
- Миф в Новое и новейшее время
- Миф в первобытной культуре
- Тотемизм и магизм
- Анимизм
- Фетишизм, идолопоклонство, ритуализм, табу
- Глава 4 Религия, культура и мораль
- Философия религии
- Философия морали
- Философия культуры
- Философия искусства
- Философия истории
- Политические категории в культуре; философия политики
- Конфликт культур и его влияние на ход истории
- Глава 5 типология культуры
- Цивилизационные модели; культура и цивилизация
- Культура и человек; культура и деятельность
- Природа и культура
- Философия права
- Философия экономики
- Глава 6 Древневосточный тип культуры
- Исторический контур
- Религиозно-философские системы Междуречья, Переднего Востока и Египта
- Материальная и художественная культура
- Рождение науки
- Ex Oriente Lux — «Свет с Востока»
- Глава 7 Античный тип культуры
- Полис; гражданские доблести
- Древнеримская специфика
- Агон и «греческое чудо»
- Об одном парадоксе
- Античная культура в европейском наследии
- Эллин и варвар, Запад и Восток, Европа и Азия
- Античная философия; Аристотель и Платон
- Формирование основ современной науки
- Греко-римская метафизика и христианство
- Глава 8 Конфуцианско-даосистский тип культуры
- О китайской специфике
- Социальный характер картины мира
- Образ Неба и концепция Поднебесной Империи
- Этика служения и иерархия социальных связей
- Традиционная система ценностей
- Культ предков
- «Семейная» модель общества и государства
- Этика труда, отношений и успеха
- Исследование материального в системе культуры
- Особенности религиозности и науки, цивилизационные параллели
- Конфуцианско-даосистская модель в Азии; культура Японии
- Глава 9 Индо - буддистский тип культуры
- Система ценностей
- Традиционная мудрость
- Общественная функция кастовой структуры
- Мировоззренческие и социальные основы брахманизма, буддизма и индуизма
- Нормативный универсализм
- Роль и вклад науки в мировой фонд знаний
- Место предприимчивости в ценностном ряду культуры; соотношение человека и окружающей среды
- Экспансия и модификации буддистской модели
- Глава 10 Культуры авраамического круга. Ветхий Завет
- Общие постулаты трех религий
- Сепаратный параллелизм иудаизма и христианства, иудаизма и ислама
- История иудеев до разделения царств
- Значение религии в истории еврейского народа
- Всеобъемлющий характер Торы
- Монотеизм и Богоизбранничество
- Религиозные заимствования
- Рационализм и мистицизм
- Представления об учености и словесности; науки, искусства и ремесла
- Практическая философия
- Обряды и запреты; семейные отношения
- Закон и талмудическое право
- Глава 11 Культура ислама
- Картина мира
- Отношение к иным религиям и их практикам
- Последовательный монотеизм и предопределенность
- Теократическая модель социума; структура общественных отношений
- Вероучение ислама
- Система мусульманских ценностей
- Мораль, право и предпринимательство
- Ислам и политика
- Глава 12 Христианский тип культуры
- Предпосылки и предтечи христианства
- Христианская картина мира
- Ценностные ориентации
- Догматика и этика
- Схоластика и мистика
- Религия и наука
- Средневековье; Византия и Запад
- Специфика Возрождения; тенденции Реформации
- Перипетии Нового и новейшего времени
- Художественная практика христианства
- Этика и прагматика
- Исторические корни глобализации
- Родство глобализма и антиглобализма
- Глава 13 Русская культура
- Условия формирования
- Исторический очерк
- Происхождение славян
- Характеристики русской культуры
- Наследие Византии и его значение
- Особенности русского православия
- Система ценностей
- О текущих задачах
- Русское искусство
- Русская философия
- Глава 14 Важнейшие политические доктрины
- Ближний Восток
- Индия и Китай
- Античность
- Средневековье
- Эпоха Возрождения
- Век Просвещения
- Девятнадцатый век
- Новейший период
- Литература Основная
- Дополнительная