logo
Шелов-Коведяев_Введ в культ антропологию_2005

Общество, культура, человек

Мы уже много говорили о том, что ни первое, ни последний не могут существовать вне культурной среды, роль которой для них фундаментальна. Но и культура не живет без них.

С одной стороны, она исполняет функцию социализации, иначе — формирования и воспитания человека. Вне ее новорожденный не может стать человеком. Здесь особая роль принадлежит коллективному социальному опыту и укладу жизни. Известны сотни примеров, когда малолетний ребенок, оставшись, даже на короткий срок, вне людей и общества и принятый на попечение дикими животными, не мог полноценно вернуться в

89

человеческий круг, утрачивал уже сформированные до этого специфические наши умения, начальные навыки речи и т.п., а взамен демонстрировал быстро перенятые из мира дикой природы звериные повадки. С другой стороны, культура невозможна вне общества и человека.

Благодаря такой амбивалентности она выступает в роли социальной наследственности, выполняя в этом качестве следующие важнейшие функции: 1) познавательную, или информационную; 2) регулятивную, или нормативную; 3) коммуникативную; 4) ценностную, или аксиологическую; 5) созидательную; 6) компенсаторную, восстанавливающую духовные и физические силы личности. Они хорошо группируются в два комплекса: а) накопления и передачи опыта; б) критически-творческий. Оба тесно переплетены между собой: ведь накопление навыков включает избирательный подход к ним, а их передача и освоение, тем более, предполагают критическое, креативное к ним отношение! поскольку творчество, которое и приводит к созданию нового, направлено либо на совершенствование уже существующего, либо на изобретение чего-то принципиально не известного, но все равно, отталкиваясь от уже имеющихся знаний.

Традиции, тем самым, не исключают обновления и творчества. Справедливость данного утверждения проще всего проиллюстрировать на примере иконописи. Ее нормы — обратная перспектива, каноны геометрического построения поля, доски и изображения, расположение, позы и одеяния фигур, некоторые специфические технические приемы живописи (знаменитые «оживки» и пр.), а также многое другое — остаются неизменными на протяжении почти тысячелетия. Но мы всегда отличим Дионисия от Феофана Грека, Андрея Рублева от Даниила Черного, новгородскую, владимиро-суздальскую, тверскую и московскую школы, старо-киевскую и малороссийскую, северную и южную манеры, письмо разных веков и т.д.

Прошлое дает нам немало образцов самых разносторонних талантов. Здесь обычно вспоминают Леонардо да Винчи и Ми-келанджело. Кстати, парадокс в их восприятии заключается в

90

том, что первого мы знаем больше как инженера, а второго — как художника; современники же ценили их прямо наоборот. Но не менее многоплановыми были Бенвенуто Челлини и Мишель Μонтень, Иоганн Кеплер и Бенедикт Спиноза, Томас Мор и

Фрэнсис Бэкон, и многие другие.

Быть универсальной личностью сейчас трудно, но культурным человеком — проще. Его отличают фундаментальные знания существенного объема и глубины; умения высокой квалификации и мастерства; актуальная информированность, усиленная компьютеризацией; нравственное и эстетическое воспитание; соблюдение общепринятых норм поведения; собственный набор художественных предпочтении.