О текущих задачах
Необходимо отказаться от глубоко засевших в психике людей советских стереотипов патернализма (государство обязано заботиться о гражданах) и иждивенчества {пусть государство само о нас заботится, а мы повисим у него на шее), неразрывной связи личного благополучия с воровством. Вместо них следует руководствоваться принципами эффективной активности («На Бога надейся, а сам не плошай») и деловой этики («слово» русского купца не требовало обязательной письменной фиксации для того, чтобы договоренность, достигнутая устно и скреп* ленная рукопожатием, «ударом по рукам», была выполнена всеми сторонами сделки). Поскольку механически возродить нацию в ее дооктябрьском состоянии нереально, то следует, вместо
344
пока еще повсеместно воспроизводимой старой советской, создать новую нацию, вернув в бизнес и общественные отношения позитивные досоциалистические традиции.
Это великая задача. Ключевое место в ее осуществлении принадлежит культуре и образованию. Ведь, помимо прочего, по-новому сначала нужно сориентировать и обучить преподавателей, потом студентов и школьных учителей, наконец, школьников.
Между тем до сих пор у очень многих из тех, кто занимается воспитанием новых поколений, начиная с родителей, отмечаются признаки тоталитарного сознания, в частности неуважение к детям (например, бесконечное «тыканье» младшим со стороны вышестоящих в классе, институте, армии, на работе). А к нашим дедам обращались на «вы» с первого класса гимназии, да и на военной службе тоже. Так, помимо прочего, формируется суверенная личность, микрокосм гражданского общества, понимающая не только свои права, но и обязанности, готовая добровольно принимать на себя глубоко осознанные этические и юридические самоограничения. Именно этого нам сейчас столь не хватает в нашем обществе.
Другая беда «старших» — нежелание брать на себя ответственность за результаты своей собственной деятельности. Взять хотя бы ставшие уже притчей во языцех постоянные жалобы на молодежь и даже на конфликты с нею.
Но ведь дети зависят от нас. Значит, если нам что-то в них не нравится, мы (в том числе) упустили это сами, «выбросив» их из своей жизни в детский сад, неревалив все на школу, постоянно демонстрируя свою занятость «более важными», чем они, делами, эгоистически не желая вникать в их «мелкие» заботы и проблемы.
Стоит ли потом удивляться, что дети следуют за теми, кто им уделяет внимание, путь даже в своекорыстных и неблаговидных целях. Это их беда, спровоцированная поколением родителей, а не вина. Надо прежде исцелиться отцам, перестать страдать нарциссизмом и самоутверждением за счет потомства, а уж потом судить свою смену.
345
В проектах и программах реформы и финансирования образования тоже пока преобладают формальные признаки и подходы. Возьмем, к примеру, единый экзамен. В гуманитарной области его можно легко себе представить лишь в языковой сфере, где стандарты и подходы более-менее стабильны. А литература и история, где различие версий подачи материала доходит часто до полной противоположности?
Или тестовая система. Наш личный опыт набора абитуриентов показывает ее полную неадекватность в гуманитарных дисциплинах» К тому же мы, по большей части, слепо копируем то, что принято в Соединенных Штатах, где, кстати, такая система подвергается все более и более жесткой критике в серьезной академической среде. Уже сам резкий переход с принятой у нас несколько сотен лет континентальной, европейской (по большей части немецкой), модели на англосаксонскую в ее американской ипостаси в силу одной своей спонтанности не может пройти без существенных потерь для эффективности обучения.
Далее, как бы ни было ущербно обучение в США, они могут себе позволить не очень переживать по данному поводу, поскольку, в силу богатства, имеют возможность каждый год относительно недорого тысячами скупать лучшие мозги, произросшие на чужой почве, и использовать их в своих интересах. Для нас это причуды миллионеров. Мы еще нескоро сможем пойти по тому же пути. Наверное, к счастью, ибо наш удел — пестовать и развивать свои головы, что всегда дешевле и выгоднее. И упускать здесь свой шанс, уродуя столетиями проверенные методы, — непозволительная роскошь.
Чтобы исключить на будущее подобное экспериментаторство, надо сменить кадры либо, как минимум, их качество. Речь идет не об одном образовании. Просто без него не проделать то же самое в милиции, прокуратуре, суде, разведывательном сообществе... Заметим, что ради обуздания непродуктивности, бюрократизма и коррупции в аналогичном случае американцам в оккупированной (I) Японии пришлось трижды полностью поменять состав правоохранителей и правоприменителей.
346
Если перевести на современный язык одно изречение Иоанна Крестителя, то он говорил следующее: «Не будем определять себе цели исходя из наших слабостей, но соразмерять свои усилия с масштабом наших задач». Этим и надлежит руководствоваться. Коль скоро мы дерзаем апеллировать к своим истокам по делу, а не ради того, чтобы (под болтовню о православии) отвлекать народ от созидания благосостояния на борьбу с инородцами и иноверцами.
- Введение в культурную антропологию
- Оглавление
- Глава 1. Понятие и определение культуры...............................................45
- Глава 2. Основные школы и концепции изучения культуры...................................97
- Глава 3. Возникновение культуры и религии................137
- Глава 4. Религия, культура и мораль .......................172
- Глава 5. Типология культуры .............................189
- Глава 6. Древневосточный тип культуры ...................206
- Глава 7. Античный тип культуры ..........................219
- Глава 8. Конфуцианско-даосистский тип культуры..........243
- Глава 10. Культуры авраамического круга. Ветхий Завет.....271
- Глава 11. Культура ислама................................296
- Глава 12. Христианский тип культуры........................311
- Глава 13. Русская культура...............................329
- Глава 14. Важнейшие политические доктрины...............................352
- Предисловие автора
- Введение
- Краткий обзор книги
- Почему не культурология?
- Против вульгарных интерпретаций
- О России со здоровой любовью
- Не надо создавать и тиражировать мифы
- Объект культуры
- Термин «культура»
- Изучение культуры как спектр профессий
- Типичные ошибки
- Кому и зачем нужно знание культуры и ее закономерностей
- Связь культурных традиций и стереотипов с процессами в современном обществе
- Актуальность толерантности и диалога
- Глава 1 Понятие и определение культуры
- Сущность культуры
- Содержание культуры
- Традиция
- Массовость культуры
- Общечеловеческие основы
- Способ реализации созидательных способностей человека
- Явления культуры; культурные объекты
- Фундаментализм в культуре
- Существование и действительность культуры
- Понятие символа; символ в культуре
- Системность культуры; система понятий (модель) культуры
- Общество, культура, человек
- Этнос, язык, культура
- Глава 2 Основные школы и концепции изучения культуры
- Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Суждения древних и христианских мыслителей Античность
- Христианство
- Взгляды эпох Возрождения и Просвещения Возрождение
- Просвещение
- Позиции философов Нового времени
- Теория «локальных цивилизаций» и их столкновения: от н. Данилевского до а. Тойнби и э. Хантингтона
- Культура и бессознательное: 3. Фрейд и к.Г. Юнг
- Структурализм
- Антропологическое направление
- Концепция игровой культуры
- Теоретики элитной культуры
- Глава з Возникновение культуры и религии
- Основные периоды и тенденции в эволюции культуры
- Культура первобытности
- Культура и миф Что такое миф?
- Мифология
- Миф и психология
- Функции мифа в обществе
- Миф в Новое и новейшее время
- Миф в первобытной культуре
- Тотемизм и магизм
- Анимизм
- Фетишизм, идолопоклонство, ритуализм, табу
- Глава 4 Религия, культура и мораль
- Философия религии
- Философия морали
- Философия культуры
- Философия искусства
- Философия истории
- Политические категории в культуре; философия политики
- Конфликт культур и его влияние на ход истории
- Глава 5 типология культуры
- Цивилизационные модели; культура и цивилизация
- Культура и человек; культура и деятельность
- Природа и культура
- Философия права
- Философия экономики
- Глава 6 Древневосточный тип культуры
- Исторический контур
- Религиозно-философские системы Междуречья, Переднего Востока и Египта
- Материальная и художественная культура
- Рождение науки
- Ex Oriente Lux — «Свет с Востока»
- Глава 7 Античный тип культуры
- Полис; гражданские доблести
- Древнеримская специфика
- Агон и «греческое чудо»
- Об одном парадоксе
- Античная культура в европейском наследии
- Эллин и варвар, Запад и Восток, Европа и Азия
- Античная философия; Аристотель и Платон
- Формирование основ современной науки
- Греко-римская метафизика и христианство
- Глава 8 Конфуцианско-даосистский тип культуры
- О китайской специфике
- Социальный характер картины мира
- Образ Неба и концепция Поднебесной Империи
- Этика служения и иерархия социальных связей
- Традиционная система ценностей
- Культ предков
- «Семейная» модель общества и государства
- Этика труда, отношений и успеха
- Исследование материального в системе культуры
- Особенности религиозности и науки, цивилизационные параллели
- Конфуцианско-даосистская модель в Азии; культура Японии
- Глава 9 Индо - буддистский тип культуры
- Система ценностей
- Традиционная мудрость
- Общественная функция кастовой структуры
- Мировоззренческие и социальные основы брахманизма, буддизма и индуизма
- Нормативный универсализм
- Роль и вклад науки в мировой фонд знаний
- Место предприимчивости в ценностном ряду культуры; соотношение человека и окружающей среды
- Экспансия и модификации буддистской модели
- Глава 10 Культуры авраамического круга. Ветхий Завет
- Общие постулаты трех религий
- Сепаратный параллелизм иудаизма и христианства, иудаизма и ислама
- История иудеев до разделения царств
- Значение религии в истории еврейского народа
- Всеобъемлющий характер Торы
- Монотеизм и Богоизбранничество
- Религиозные заимствования
- Рационализм и мистицизм
- Представления об учености и словесности; науки, искусства и ремесла
- Практическая философия
- Обряды и запреты; семейные отношения
- Закон и талмудическое право
- Глава 11 Культура ислама
- Картина мира
- Отношение к иным религиям и их практикам
- Последовательный монотеизм и предопределенность
- Теократическая модель социума; структура общественных отношений
- Вероучение ислама
- Система мусульманских ценностей
- Мораль, право и предпринимательство
- Ислам и политика
- Глава 12 Христианский тип культуры
- Предпосылки и предтечи христианства
- Христианская картина мира
- Ценностные ориентации
- Догматика и этика
- Схоластика и мистика
- Религия и наука
- Средневековье; Византия и Запад
- Специфика Возрождения; тенденции Реформации
- Перипетии Нового и новейшего времени
- Художественная практика христианства
- Этика и прагматика
- Исторические корни глобализации
- Родство глобализма и антиглобализма
- Глава 13 Русская культура
- Условия формирования
- Исторический очерк
- Происхождение славян
- Характеристики русской культуры
- Наследие Византии и его значение
- Особенности русского православия
- Система ценностей
- О текущих задачах
- Русское искусство
- Русская философия
- Глава 14 Важнейшие политические доктрины
- Ближний Восток
- Индия и Китай
- Античность
- Средневековье
- Эпоха Возрождения
- Век Просвещения
- Девятнадцатый век
- Новейший период
- Литература Основная
- Дополнительная