logo search
Шелов-Коведяев_Введ в культ антропологию_2005

Философия истории

Ее, наверное, было бы лучше называть теорией исторического процесса, ибо история должна исследовать конкретные факты, обстоятельства и события, а философия истории — изучать то общее, что выявляется в результате работы историка, и описывать возникающие отсюда закономерности. Такое распределение компетенции общепринято и отражено в классическом труде Марка Блока. Из отечественного опыта надо сослаться, прежде всего, на публикации первого десятилетия XX в. будущего академика, а тогда профессора В.М. Хвостова.

В советское время обе дисциплины искусственно «скрестили» в «марксистско-ленинскую историографию», требуя от исторической работы создания глобальных обобщений. Это настолько извратило ее суть, что создало у представителей иных отраслей знания стойкое сомнение в ее научности. Возникли модные, но глубоко ошибочные рассуждения о том, что она не дает точных сведений, а потому сродни Литературе и искусству, и не может устанавливать научную истину. Сейчас, к счастью, снова появилась возможность отделит* практику от теории и восстановить естественное положение вещей.

Философия истории направлена на осмысление последовательности событий в жизни человечества как зеркала развертывания духа. В ее рамках основные субъекты исторического процесса представлены доминирующими смыслами, определяющими развитие общества на той или иной стадии его движения.

Логика истории доступна лишь в ее собственных пределах, постепенно открываясь по ее ходу. Ее позитивное содержание неразрывно связано с извечной, направляющей активность человека его жаждой доподлинно знать, зачем он живет. Ответ на

179

этот вопрос невозможен без понимания устройства мира в целом. Сложность последней проблемы требует постоянного самосовершенствования личности, а для этого — расширения ее опыта. По мере его накопления неизбежно наступает этап, когда практики отдельных персон либо общностей начинают требовать согласования.

Идеал истории заключается в достижении гармоничного состояния человеческого сообщества. Его реализация нуждается в том, чтобы он был осознан людьми и они вместе устремились к нему по пути совершенства. Такая задача, несомненно, может быть решена только в условиях четкой координации индивидуальных и коллективных усилий. Поэтому глобализация (при соблюдении принципов экологии природы и человека в широком понимании слова) становится неизбежной ступенью приближения к цели.

Течение истории в предельно сжатом виде допустимо представить следующим образом. Первоначально человеческое племя живет в непринужденном единении с природой. Иногда в нем появляются члены, влекомые страстью выйти за пределы знакомого круга явлений. В неизвестное нам время их становится достаточно, чтобы сформировать коллектив, ориентированный на новую установку распоряжения жизнью. Распространяя свои взгляды, они рекрутируют людей, изначально их не исповедовавших. В результате второе поколение уже объединяет и тех, кто унаследовал идею как саму собой разумеющуюся, и просто уважающих ее. В целом уверенных в ее истинности становится меньше. Третья генерация рождает новых реформаторов. Между тремя группами возникает конфликт. Для выхода из него призывают на помощь компромисс. Наступает господство морали. Поскольку попытки вернуться к исходному смыслу изначальных императивов не прекращаются, вызревает понимание необходимости стандартизации социального поведения.

Так появляются доминанта обычая, этнос и единовластие. Приходит царство культуры. Народности суть результат трансформации стабильных общностей на основе религиозных веро-

180

ваний, отчего их древнейший тип называется язычеством, т.е. этническим исповеданием. Первоначально оно возникает на основе идеи мировой справедливости.

Каждый народ складывался вокруг определенной религии. Историей неоднократно доказано, что именно она служит важнейшим фактором его устойчивости. Недаром позднейшие вероучения, а тем более секулярные доктрины, прорастают в уже существующих нациях. Самосознанию последних присуща и случайная идентификация, включающая в себя элементы, не связанные с изначальной общей идеей. Именно подобная вариантность делает каждую из них уникальной, одновременно порождая и серьезную опасность. Ведь в итоге угасания религиозности смысл жизни духовной общности рискует выродиться в голую этническую доминанту, в том числе в агрессивный национализм. В дальнейшем индивидуализация постепенно разъедает общие традиции и приводит к основанной на интересе цивилизации.

Под углом зрения духовной эволюции история предстает как движение от естественной жизни под воздействием внутренних и внешних природных сил через кризис естественности, религиозность с метафизической мотивацией, ее слом, торжество морали с превалированием добра, ее оскудение, приоритет традиции с доминантой общепринятого, ее упадок, диктат права с ориентацией на юридически оформленную дозволенность к жизни в реальной цивилизации с ее экономическими императивами.