Философия истории
Ее, наверное, было бы лучше называть теорией исторического процесса, ибо история должна исследовать конкретные факты, обстоятельства и события, а философия истории — изучать то общее, что выявляется в результате работы историка, и описывать возникающие отсюда закономерности. Такое распределение компетенции общепринято и отражено в классическом труде Марка Блока. Из отечественного опыта надо сослаться, прежде всего, на публикации первого десятилетия XX в. будущего академика, а тогда профессора В.М. Хвостова.
В советское время обе дисциплины искусственно «скрестили» в «марксистско-ленинскую историографию», требуя от исторической работы создания глобальных обобщений. Это настолько извратило ее суть, что создало у представителей иных отраслей знания стойкое сомнение в ее научности. Возникли модные, но глубоко ошибочные рассуждения о том, что она не дает точных сведений, а потому сродни Литературе и искусству, и не может устанавливать научную истину. Сейчас, к счастью, снова появилась возможность отделит* практику от теории и восстановить естественное положение вещей.
Философия истории направлена на осмысление последовательности событий в жизни человечества как зеркала развертывания духа. В ее рамках основные субъекты исторического процесса представлены доминирующими смыслами, определяющими развитие общества на той или иной стадии его движения.
Логика истории доступна лишь в ее собственных пределах, постепенно открываясь по ее ходу. Ее позитивное содержание неразрывно связано с извечной, направляющей активность человека его жаждой доподлинно знать, зачем он живет. Ответ на
179
этот вопрос невозможен без понимания устройства мира в целом. Сложность последней проблемы требует постоянного самосовершенствования личности, а для этого — расширения ее опыта. По мере его накопления неизбежно наступает этап, когда практики отдельных персон либо общностей начинают требовать согласования.
Идеал истории заключается в достижении гармоничного состояния человеческого сообщества. Его реализация нуждается в том, чтобы он был осознан людьми и они вместе устремились к нему по пути совершенства. Такая задача, несомненно, может быть решена только в условиях четкой координации индивидуальных и коллективных усилий. Поэтому глобализация (при соблюдении принципов экологии природы и человека в широком понимании слова) становится неизбежной ступенью приближения к цели.
Течение истории в предельно сжатом виде допустимо представить следующим образом. Первоначально человеческое племя живет в непринужденном единении с природой. Иногда в нем появляются члены, влекомые страстью выйти за пределы знакомого круга явлений. В неизвестное нам время их становится достаточно, чтобы сформировать коллектив, ориентированный на новую установку распоряжения жизнью. Распространяя свои взгляды, они рекрутируют людей, изначально их не исповедовавших. В результате второе поколение уже объединяет и тех, кто унаследовал идею как саму собой разумеющуюся, и просто уважающих ее. В целом уверенных в ее истинности становится меньше. Третья генерация рождает новых реформаторов. Между тремя группами возникает конфликт. Для выхода из него призывают на помощь компромисс. Наступает господство морали. Поскольку попытки вернуться к исходному смыслу изначальных императивов не прекращаются, вызревает понимание необходимости стандартизации социального поведения.
Так появляются доминанта обычая, этнос и единовластие. Приходит царство культуры. Народности суть результат трансформации стабильных общностей на основе религиозных веро-
180
ваний, отчего их древнейший тип называется язычеством, т.е. этническим исповеданием. Первоначально оно возникает на основе идеи мировой справедливости.
Каждый народ складывался вокруг определенной религии. Историей неоднократно доказано, что именно она служит важнейшим фактором его устойчивости. Недаром позднейшие вероучения, а тем более секулярные доктрины, прорастают в уже существующих нациях. Самосознанию последних присуща и случайная идентификация, включающая в себя элементы, не связанные с изначальной общей идеей. Именно подобная вариантность делает каждую из них уникальной, одновременно порождая и серьезную опасность. Ведь в итоге угасания религиозности смысл жизни духовной общности рискует выродиться в голую этническую доминанту, в том числе в агрессивный национализм. В дальнейшем индивидуализация постепенно разъедает общие традиции и приводит к основанной на интересе цивилизации.
Под углом зрения духовной эволюции история предстает как движение от естественной жизни под воздействием внутренних и внешних природных сил через кризис естественности, религиозность с метафизической мотивацией, ее слом, торжество морали с превалированием добра, ее оскудение, приоритет традиции с доминантой общепринятого, ее упадок, диктат права с ориентацией на юридически оформленную дозволенность к жизни в реальной цивилизации с ее экономическими императивами.
- Введение в культурную антропологию
- Оглавление
- Глава 1. Понятие и определение культуры...............................................45
- Глава 2. Основные школы и концепции изучения культуры...................................97
- Глава 3. Возникновение культуры и религии................137
- Глава 4. Религия, культура и мораль .......................172
- Глава 5. Типология культуры .............................189
- Глава 6. Древневосточный тип культуры ...................206
- Глава 7. Античный тип культуры ..........................219
- Глава 8. Конфуцианско-даосистский тип культуры..........243
- Глава 10. Культуры авраамического круга. Ветхий Завет.....271
- Глава 11. Культура ислама................................296
- Глава 12. Христианский тип культуры........................311
- Глава 13. Русская культура...............................329
- Глава 14. Важнейшие политические доктрины...............................352
- Предисловие автора
- Введение
- Краткий обзор книги
- Почему не культурология?
- Против вульгарных интерпретаций
- О России со здоровой любовью
- Не надо создавать и тиражировать мифы
- Объект культуры
- Термин «культура»
- Изучение культуры как спектр профессий
- Типичные ошибки
- Кому и зачем нужно знание культуры и ее закономерностей
- Связь культурных традиций и стереотипов с процессами в современном обществе
- Актуальность толерантности и диалога
- Глава 1 Понятие и определение культуры
- Сущность культуры
- Содержание культуры
- Традиция
- Массовость культуры
- Общечеловеческие основы
- Способ реализации созидательных способностей человека
- Явления культуры; культурные объекты
- Фундаментализм в культуре
- Существование и действительность культуры
- Понятие символа; символ в культуре
- Системность культуры; система понятий (модель) культуры
- Общество, культура, человек
- Этнос, язык, культура
- Глава 2 Основные школы и концепции изучения культуры
- Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Суждения древних и христианских мыслителей Античность
- Христианство
- Взгляды эпох Возрождения и Просвещения Возрождение
- Просвещение
- Позиции философов Нового времени
- Теория «локальных цивилизаций» и их столкновения: от н. Данилевского до а. Тойнби и э. Хантингтона
- Культура и бессознательное: 3. Фрейд и к.Г. Юнг
- Структурализм
- Антропологическое направление
- Концепция игровой культуры
- Теоретики элитной культуры
- Глава з Возникновение культуры и религии
- Основные периоды и тенденции в эволюции культуры
- Культура первобытности
- Культура и миф Что такое миф?
- Мифология
- Миф и психология
- Функции мифа в обществе
- Миф в Новое и новейшее время
- Миф в первобытной культуре
- Тотемизм и магизм
- Анимизм
- Фетишизм, идолопоклонство, ритуализм, табу
- Глава 4 Религия, культура и мораль
- Философия религии
- Философия морали
- Философия культуры
- Философия искусства
- Философия истории
- Политические категории в культуре; философия политики
- Конфликт культур и его влияние на ход истории
- Глава 5 типология культуры
- Цивилизационные модели; культура и цивилизация
- Культура и человек; культура и деятельность
- Природа и культура
- Философия права
- Философия экономики
- Глава 6 Древневосточный тип культуры
- Исторический контур
- Религиозно-философские системы Междуречья, Переднего Востока и Египта
- Материальная и художественная культура
- Рождение науки
- Ex Oriente Lux — «Свет с Востока»
- Глава 7 Античный тип культуры
- Полис; гражданские доблести
- Древнеримская специфика
- Агон и «греческое чудо»
- Об одном парадоксе
- Античная культура в европейском наследии
- Эллин и варвар, Запад и Восток, Европа и Азия
- Античная философия; Аристотель и Платон
- Формирование основ современной науки
- Греко-римская метафизика и христианство
- Глава 8 Конфуцианско-даосистский тип культуры
- О китайской специфике
- Социальный характер картины мира
- Образ Неба и концепция Поднебесной Империи
- Этика служения и иерархия социальных связей
- Традиционная система ценностей
- Культ предков
- «Семейная» модель общества и государства
- Этика труда, отношений и успеха
- Исследование материального в системе культуры
- Особенности религиозности и науки, цивилизационные параллели
- Конфуцианско-даосистская модель в Азии; культура Японии
- Глава 9 Индо - буддистский тип культуры
- Система ценностей
- Традиционная мудрость
- Общественная функция кастовой структуры
- Мировоззренческие и социальные основы брахманизма, буддизма и индуизма
- Нормативный универсализм
- Роль и вклад науки в мировой фонд знаний
- Место предприимчивости в ценностном ряду культуры; соотношение человека и окружающей среды
- Экспансия и модификации буддистской модели
- Глава 10 Культуры авраамического круга. Ветхий Завет
- Общие постулаты трех религий
- Сепаратный параллелизм иудаизма и христианства, иудаизма и ислама
- История иудеев до разделения царств
- Значение религии в истории еврейского народа
- Всеобъемлющий характер Торы
- Монотеизм и Богоизбранничество
- Религиозные заимствования
- Рационализм и мистицизм
- Представления об учености и словесности; науки, искусства и ремесла
- Практическая философия
- Обряды и запреты; семейные отношения
- Закон и талмудическое право
- Глава 11 Культура ислама
- Картина мира
- Отношение к иным религиям и их практикам
- Последовательный монотеизм и предопределенность
- Теократическая модель социума; структура общественных отношений
- Вероучение ислама
- Система мусульманских ценностей
- Мораль, право и предпринимательство
- Ислам и политика
- Глава 12 Христианский тип культуры
- Предпосылки и предтечи христианства
- Христианская картина мира
- Ценностные ориентации
- Догматика и этика
- Схоластика и мистика
- Религия и наука
- Средневековье; Византия и Запад
- Специфика Возрождения; тенденции Реформации
- Перипетии Нового и новейшего времени
- Художественная практика христианства
- Этика и прагматика
- Исторические корни глобализации
- Родство глобализма и антиглобализма
- Глава 13 Русская культура
- Условия формирования
- Исторический очерк
- Происхождение славян
- Характеристики русской культуры
- Наследие Византии и его значение
- Особенности русского православия
- Система ценностей
- О текущих задачах
- Русское искусство
- Русская философия
- Глава 14 Важнейшие политические доктрины
- Ближний Восток
- Индия и Китай
- Античность
- Средневековье
- Эпоха Возрождения
- Век Просвещения
- Девятнадцатый век
- Новейший период
- Литература Основная
- Дополнительная