Философия религии
Религия есть символическая система, которая дает личности целостное мировоззрение, т.е. представление о причинно-следственных связях в окружающем человека мире, основанное на аксиоме взаимодействия высших («горних») и земных («дольних») событий и акторов, и содержит в себе базовую систему
172
императивов, опирающуюся, как правило, на веру в воздаяние высшими силами мироздания. Она указывает на первопричину Творения, которая властвует над миром и человеком, и на задачи, самостоятельно доступные индивидууму и социуму. Она снимает противоречие между необходимостью расходовать жизненную энергию «пассивно», под давлением внешних обстоятельств, и естественным стремлением тратить усилия только «активно», на свободную реализацию собственных замыслов.
Первая обычно воспринимается страданием и лихом, а второе — благом. Но ведь деятельность вообще невозможна без траты сил. Значит, надо уметь воспринимать неизбежное зло без излишних мучений и по возможности извлекать из него добрые для себя последствия. Вера примиряет каждого с неотвратимостью постоянно обращать худшее в лучшее, и дарит утешение: поскольку жизнь как результат воздействия извне есть удел, как итог реализации намерений живущего — его миссия, а она растет из надежды, каковую судьба оставляет любому.
Иначе говоря, религия представляет собой форму духа, в коей он проявляет себя посредством смысла, — не мимолетного, но глобального, опирающегося на универсальный принцип бытия и высшую цель жизни людей и их объединений — групп, наций, государств, цивилизаций. Она несет объяснение и оправдание человеческой деятельности с точки зрения предельных основ и ценностей мироздания, высшую санкцию ее содержания. Она формирует идеал как конечное предназначение персональных и коллективных устремлений.
Вера, не отрицая роли материального обеспечения жизни, открывает перспективу, выходящую за пределы ограниченного потреблением существования, предоставляет возможность для раскрытия индивидуальности и позволяет ей жить полноценно, осмысленно. Ибо любое учение всегда открывается в моменты крайнего духовного напряжения и даже тяжелого кризиса общепризнанного на данный момент мироощущения, когда подвергаются переоценке важнейшие проблемы бытия и востребуются новые подходы к их решению, включая элементарное вы-
173
живание, распространяющиеся как на отдельного индивида, так и на сложнейшие цивилизационные модели.
Тем самым догматы веры суть постулаты практического разума, поскольку указывают человеку, как он должен поступать в тех или иных обстоятельствах. Если мы сталкиваемся с тем, что кажется нам противоречием в ее предписаниях, то это связано либо с динамикой конкретно-исторических условий создания различных священных текстов, образующих единый кодекс, либо с их обращением к разным социальным группам.
Религия узаконивает существование общества, санкционируя действующие в нем нормы, вдохновляет, направляет, регламентирует жизнь и занятия индивидов и их сообществ. Именно перечисленные качества позволяют говорить о коммунистической и национал-социалистической идеологиях, как о квази- или псевдорелигиях, что делает доктрины, подобные последним, особенно опасными.
Итак, функции религии допустимо условно разделить на две главные составляющие: 1) интегративную, идеологическую или мировоззренческую; 2) ориентирующую, ценностную, нормативную, регулятивную или легитимирующую. Поэтому в ее истории трудно говорить о прогрессе и регрессе. Секуляризация и ренессанс благочестия, язычество и теизм, интернационализация и возврат к этничности, затухание и возрождение, триумф и исчезновение религиозных систем нередко перемежаются.
Ведь религиозное многообразие отражает множественность возможных смыслов человеческой жизни. И все они живы. В истории духа все идеи обладают близкой степенью простоты и сложности, но разной степенью проработанности. Разработка и есть развитие идеи. Значит, хоть и не все религии сохранили сейчас своих адептов, нельзя исключить возможности (история XX в. применительно, например, к некоторым течениям индуизма либо архаичным верованиям тропической Африки, Полинезии и Центральной Америки, смешанным с примитивным христианством, это многократно подтвердила), что однажды они сплотят вокруг себя новые массы людей.
174
Кроме того, эволюция вероучения может вести к двояким последствиям. Одни добавления или изменения его положений ведут только к развитию идеи либо ее смене, не вызывающей, однако, перемены системы в целом. Таково большинство случаев в иудаизме и христианстве. Иные — принципиальные — порождают новую веру. Как проповеди Христа и Пророка, а также новых сект (речь не идет, естественно, о тоталитарных их разновидностях, направленных на полный контроль над сознанием их последователей: это старый, кдк мир, и хорошо знакомый магизм).
Теологи и философы пытались систематизировать религии исходя из разных признаков — формальных, культурных, этических и т.д. Наиболее полной, простой и ориентирующей на главное представляется классификация русского мыслителя В. Соловьева, отражающая постижение духом ступеней откровения. Она опирается на базовую характеристику, присущую всем вероучениям, и свободна от чрезмерной детализации. Согласно ей существуют три вида верований: 1) язычество, а в Новое время материализм, вытекающий из успехов экспериментальной науки (естественное, или непосредственное, откровение, ведущее к познанию внешнего мира, природы), добавим сюда возникшие позже большевизм, национал-социализм, позитивизм и советский атеизм; 2) пессимистические и аскетические доктрины (отрицательное откровение, где Абсолют проявляется сверхприродным Ничто, противостоящим физическому миру), например буддизм; 3) положительное откровение, в котором Абсолют манифестируется как таковой, явленное в Торе иудеев, Логосе античных философов, учении Иисуса (добавим: и Коране).
- Введение в культурную антропологию
- Оглавление
- Глава 1. Понятие и определение культуры...............................................45
- Глава 2. Основные школы и концепции изучения культуры...................................97
- Глава 3. Возникновение культуры и религии................137
- Глава 4. Религия, культура и мораль .......................172
- Глава 5. Типология культуры .............................189
- Глава 6. Древневосточный тип культуры ...................206
- Глава 7. Античный тип культуры ..........................219
- Глава 8. Конфуцианско-даосистский тип культуры..........243
- Глава 10. Культуры авраамического круга. Ветхий Завет.....271
- Глава 11. Культура ислама................................296
- Глава 12. Христианский тип культуры........................311
- Глава 13. Русская культура...............................329
- Глава 14. Важнейшие политические доктрины...............................352
- Предисловие автора
- Введение
- Краткий обзор книги
- Почему не культурология?
- Против вульгарных интерпретаций
- О России со здоровой любовью
- Не надо создавать и тиражировать мифы
- Объект культуры
- Термин «культура»
- Изучение культуры как спектр профессий
- Типичные ошибки
- Кому и зачем нужно знание культуры и ее закономерностей
- Связь культурных традиций и стереотипов с процессами в современном обществе
- Актуальность толерантности и диалога
- Глава 1 Понятие и определение культуры
- Сущность культуры
- Содержание культуры
- Традиция
- Массовость культуры
- Общечеловеческие основы
- Способ реализации созидательных способностей человека
- Явления культуры; культурные объекты
- Фундаментализм в культуре
- Существование и действительность культуры
- Понятие символа; символ в культуре
- Системность культуры; система понятий (модель) культуры
- Общество, культура, человек
- Этнос, язык, культура
- Глава 2 Основные школы и концепции изучения культуры
- Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Суждения древних и христианских мыслителей Античность
- Христианство
- Взгляды эпох Возрождения и Просвещения Возрождение
- Просвещение
- Позиции философов Нового времени
- Теория «локальных цивилизаций» и их столкновения: от н. Данилевского до а. Тойнби и э. Хантингтона
- Культура и бессознательное: 3. Фрейд и к.Г. Юнг
- Структурализм
- Антропологическое направление
- Концепция игровой культуры
- Теоретики элитной культуры
- Глава з Возникновение культуры и религии
- Основные периоды и тенденции в эволюции культуры
- Культура первобытности
- Культура и миф Что такое миф?
- Мифология
- Миф и психология
- Функции мифа в обществе
- Миф в Новое и новейшее время
- Миф в первобытной культуре
- Тотемизм и магизм
- Анимизм
- Фетишизм, идолопоклонство, ритуализм, табу
- Глава 4 Религия, культура и мораль
- Философия религии
- Философия морали
- Философия культуры
- Философия искусства
- Философия истории
- Политические категории в культуре; философия политики
- Конфликт культур и его влияние на ход истории
- Глава 5 типология культуры
- Цивилизационные модели; культура и цивилизация
- Культура и человек; культура и деятельность
- Природа и культура
- Философия права
- Философия экономики
- Глава 6 Древневосточный тип культуры
- Исторический контур
- Религиозно-философские системы Междуречья, Переднего Востока и Египта
- Материальная и художественная культура
- Рождение науки
- Ex Oriente Lux — «Свет с Востока»
- Глава 7 Античный тип культуры
- Полис; гражданские доблести
- Древнеримская специфика
- Агон и «греческое чудо»
- Об одном парадоксе
- Античная культура в европейском наследии
- Эллин и варвар, Запад и Восток, Европа и Азия
- Античная философия; Аристотель и Платон
- Формирование основ современной науки
- Греко-римская метафизика и христианство
- Глава 8 Конфуцианско-даосистский тип культуры
- О китайской специфике
- Социальный характер картины мира
- Образ Неба и концепция Поднебесной Империи
- Этика служения и иерархия социальных связей
- Традиционная система ценностей
- Культ предков
- «Семейная» модель общества и государства
- Этика труда, отношений и успеха
- Исследование материального в системе культуры
- Особенности религиозности и науки, цивилизационные параллели
- Конфуцианско-даосистская модель в Азии; культура Японии
- Глава 9 Индо - буддистский тип культуры
- Система ценностей
- Традиционная мудрость
- Общественная функция кастовой структуры
- Мировоззренческие и социальные основы брахманизма, буддизма и индуизма
- Нормативный универсализм
- Роль и вклад науки в мировой фонд знаний
- Место предприимчивости в ценностном ряду культуры; соотношение человека и окружающей среды
- Экспансия и модификации буддистской модели
- Глава 10 Культуры авраамического круга. Ветхий Завет
- Общие постулаты трех религий
- Сепаратный параллелизм иудаизма и христианства, иудаизма и ислама
- История иудеев до разделения царств
- Значение религии в истории еврейского народа
- Всеобъемлющий характер Торы
- Монотеизм и Богоизбранничество
- Религиозные заимствования
- Рационализм и мистицизм
- Представления об учености и словесности; науки, искусства и ремесла
- Практическая философия
- Обряды и запреты; семейные отношения
- Закон и талмудическое право
- Глава 11 Культура ислама
- Картина мира
- Отношение к иным религиям и их практикам
- Последовательный монотеизм и предопределенность
- Теократическая модель социума; структура общественных отношений
- Вероучение ислама
- Система мусульманских ценностей
- Мораль, право и предпринимательство
- Ислам и политика
- Глава 12 Христианский тип культуры
- Предпосылки и предтечи христианства
- Христианская картина мира
- Ценностные ориентации
- Догматика и этика
- Схоластика и мистика
- Религия и наука
- Средневековье; Византия и Запад
- Специфика Возрождения; тенденции Реформации
- Перипетии Нового и новейшего времени
- Художественная практика христианства
- Этика и прагматика
- Исторические корни глобализации
- Родство глобализма и антиглобализма
- Глава 13 Русская культура
- Условия формирования
- Исторический очерк
- Происхождение славян
- Характеристики русской культуры
- Наследие Византии и его значение
- Особенности русского православия
- Система ценностей
- О текущих задачах
- Русское искусство
- Русская философия
- Глава 14 Важнейшие политические доктрины
- Ближний Восток
- Индия и Китай
- Античность
- Средневековье
- Эпоха Возрождения
- Век Просвещения
- Девятнадцатый век
- Новейший период
- Литература Основная
- Дополнительная