Антропологическое направление
Клод Леви-Строс (1908—1990) продолжил анализировать процессы формирования человеческого разума, его структуру и их отражение в организации и функционировании социальных институтов на материале антропологии. Примененная им методика в полной мере испытала на себе влияние модных в его время течений в лингвистике и психоанализе. Его многолетняя работа среди туземцев Черной Африки и индейцев в джунглях Южной Америки принесла ему поистине всеобщие известность и признание в научном мире и всемирную славу, что однажды не замедлило сыграть с ним, потратившим много времени на изучение психологических аспектов поведенческой мотивации, классическую фрейдистскую шутку. Юбилейная конференция, проводившаяся в его честь в США, совпала со столетием известной джинсовой марки. Увидев по дороге из аэропорта в гостиницу растяжку над хайвэем с надписью «Levi-Strauss Welcome to Detroit*, он без тени сомнения сказал сопровождавшим его местным коллегам: «Ну, дорогие друзья, это вы уже слишком».
Придавая исключительное значение в культуре ее творческому аспекту, Леви-Строс постулирует, что каждая из них оригинальна, и между ними нельзя установить какой-либо иерархии. Проведя же большую часть своей жизни в полевых исследованиях, он, подобно Данилевскому, Шпенглеру и Тойнби, писал, что в любой культуре самой по себе всегда есть некоторая «герметичность». Поэтому он скептически относился к самой вероятности существования где- и когда-либо мировой цивилизации.
Намного лучше Руссо зная свой предмет, он тем более идеализирует первобытные народы. Человек, говорит он, есть единство внешнего (мира символов) и внутреннего {бессознательной структуры разума). Первое уводит от второго, полученного от природы и идентичного ей. Притом эндотерика в нас не подвержена трансформации, а эмпирическая реальность, напротив, постоянно модифицируется. Именно поэтому, заметим в подтвер-
128
ждение тезиса, никто особенно не спорит, что люди, по большому счету, не меняются. Со времен фараонов уж точно: если бы и душа совершала (следом за материальной сферой) столь же радикальные повороты, то вид homo sapiens давно бы поголовно сошел с ума.
Однако такая разновекторность, показывает Леви-Строс, нарушает структурную связь внешнего и внутреннего в человеке. Для восстановления гармонии и требуется обращение к опыту «примитивных» племен. Подобно Ницше и Шпенглеру он пишет, что утрата свойственного им единства чувственного и рационального ведет, по мере развертывания истории, к деградации и полной потере гуманизма.
Значит, кризисные явления современной культуры сводятся к драме самой личности. Главная ее задача, с которой она никак не может справиться, как и тысячелетия назад, понять свое собственное Я. Потому-то XXI в. должен стать эпохой гуманитарных наук. Подчеркнем, что данная постановка была хорошо понятна и известна уже древним: самая распространенная максима, приписывавшаяся эллинами поочередно наиболее авторитетным оракулам и знаменитым философам и даже начертанная, по свидетельствам литературных памятников, на фронтоне дельфийского храма, гласит: γνώθι σεαυτόν («познай самого себя»).
Леви-Строс убежден, что в основе культуры лежит подсознательный креатив духа. Оттого в ее постижении следует двигаться от сознания к бессознательному, изучая слова и поступки для выявления устойчивых структурных элементов как порождающей их психики, так и самой цивилизации.
Остается добавить, что сейчас это направление продолжает развиваться практически повсюду. Особую роль здесь играют ученики и последователи Леви-Строса, такие, как Роллан Барт, Жан Лиотар и пр.
Эмиль Дюркгейм (1858—1917), антрополог, имя которого у нас почему-то транскрибируют на немецкий манер (как если бы других великих эльзасцев мы называли Шлумбергером и Гум-бертом вместо Шлюмберже и Юмбер) трактовал, вопреки уз-
129
кому подходу марксизма-ленинизма, не о биологическом происхождении человеческого рода, а о комплексе параметров его развития: природе, поведении, а также физической* социальной и цивилизационной эволюции.
Культурная антропология, которой он себя посвятил, занимается исследованием развития культуры. Она выросла из результатов компаративистики в этнографии и этнологии на базе сравнительного анализа существующих у разных людских сообществ их основных институтов (брака, детства, права, религии, политических установлений и т.п.). На этом фундаменте выстраиваются социологические обобщения, выясняются причины сходств и различий, прослеживаются тенденции устойчивости либо нестабильности отдельных институциональных форм. Ее отличие от социального и экономического подразделений той же науки заключается в наличии у нее другого, несходного с ними, предмета.
В своих трудах Дюркгейм делал акцент на понимании общества в его целостности, на креативности его среды, изучении активного социума изнутри. Притом он исходил из презумпции аналогичности его структур органам и системам тела. Интересно, что такое же сопоставление проводилось всеми баснописцами, начиная с Месопотамии и Египта, вплоть до самых знаменитых — Эзопа, Лафонтена и И .А. Крылова — когда они, иносказательно представляя спор различных частей организма на предмет наибольшей их полезности для общего, бичевали сословные противоречия.
Дюркгейм использовал в работе органистический метод, изучая самоорганизующиеся группы людей в единстве их характеристик. Его манера получила в кругу экспертов известность как техника холизма (от древнегреч. όλος — «целый»). Вместе с Леви-Стросом он оказал решающее влияние на становление американской школы прикладных антропологических изысканий (представленной, прежде всего, Ф. Боасом с его учениками и последователями), растиражировавшей применение его методи-ки вплоть до исследования мельчайших частностей.
130
- Введение в культурную антропологию
- Оглавление
- Глава 1. Понятие и определение культуры...............................................45
- Глава 2. Основные школы и концепции изучения культуры...................................97
- Глава 3. Возникновение культуры и религии................137
- Глава 4. Религия, культура и мораль .......................172
- Глава 5. Типология культуры .............................189
- Глава 6. Древневосточный тип культуры ...................206
- Глава 7. Античный тип культуры ..........................219
- Глава 8. Конфуцианско-даосистский тип культуры..........243
- Глава 10. Культуры авраамического круга. Ветхий Завет.....271
- Глава 11. Культура ислама................................296
- Глава 12. Христианский тип культуры........................311
- Глава 13. Русская культура...............................329
- Глава 14. Важнейшие политические доктрины...............................352
- Предисловие автора
- Введение
- Краткий обзор книги
- Почему не культурология?
- Против вульгарных интерпретаций
- О России со здоровой любовью
- Не надо создавать и тиражировать мифы
- Объект культуры
- Термин «культура»
- Изучение культуры как спектр профессий
- Типичные ошибки
- Кому и зачем нужно знание культуры и ее закономерностей
- Связь культурных традиций и стереотипов с процессами в современном обществе
- Актуальность толерантности и диалога
- Глава 1 Понятие и определение культуры
- Сущность культуры
- Содержание культуры
- Традиция
- Массовость культуры
- Общечеловеческие основы
- Способ реализации созидательных способностей человека
- Явления культуры; культурные объекты
- Фундаментализм в культуре
- Существование и действительность культуры
- Понятие символа; символ в культуре
- Системность культуры; система понятий (модель) культуры
- Общество, культура, человек
- Этнос, язык, культура
- Глава 2 Основные школы и концепции изучения культуры
- Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Суждения древних и христианских мыслителей Античность
- Христианство
- Взгляды эпох Возрождения и Просвещения Возрождение
- Просвещение
- Позиции философов Нового времени
- Теория «локальных цивилизаций» и их столкновения: от н. Данилевского до а. Тойнби и э. Хантингтона
- Культура и бессознательное: 3. Фрейд и к.Г. Юнг
- Структурализм
- Антропологическое направление
- Концепция игровой культуры
- Теоретики элитной культуры
- Глава з Возникновение культуры и религии
- Основные периоды и тенденции в эволюции культуры
- Культура первобытности
- Культура и миф Что такое миф?
- Мифология
- Миф и психология
- Функции мифа в обществе
- Миф в Новое и новейшее время
- Миф в первобытной культуре
- Тотемизм и магизм
- Анимизм
- Фетишизм, идолопоклонство, ритуализм, табу
- Глава 4 Религия, культура и мораль
- Философия религии
- Философия морали
- Философия культуры
- Философия искусства
- Философия истории
- Политические категории в культуре; философия политики
- Конфликт культур и его влияние на ход истории
- Глава 5 типология культуры
- Цивилизационные модели; культура и цивилизация
- Культура и человек; культура и деятельность
- Природа и культура
- Философия права
- Философия экономики
- Глава 6 Древневосточный тип культуры
- Исторический контур
- Религиозно-философские системы Междуречья, Переднего Востока и Египта
- Материальная и художественная культура
- Рождение науки
- Ex Oriente Lux — «Свет с Востока»
- Глава 7 Античный тип культуры
- Полис; гражданские доблести
- Древнеримская специфика
- Агон и «греческое чудо»
- Об одном парадоксе
- Античная культура в европейском наследии
- Эллин и варвар, Запад и Восток, Европа и Азия
- Античная философия; Аристотель и Платон
- Формирование основ современной науки
- Греко-римская метафизика и христианство
- Глава 8 Конфуцианско-даосистский тип культуры
- О китайской специфике
- Социальный характер картины мира
- Образ Неба и концепция Поднебесной Империи
- Этика служения и иерархия социальных связей
- Традиционная система ценностей
- Культ предков
- «Семейная» модель общества и государства
- Этика труда, отношений и успеха
- Исследование материального в системе культуры
- Особенности религиозности и науки, цивилизационные параллели
- Конфуцианско-даосистская модель в Азии; культура Японии
- Глава 9 Индо - буддистский тип культуры
- Система ценностей
- Традиционная мудрость
- Общественная функция кастовой структуры
- Мировоззренческие и социальные основы брахманизма, буддизма и индуизма
- Нормативный универсализм
- Роль и вклад науки в мировой фонд знаний
- Место предприимчивости в ценностном ряду культуры; соотношение человека и окружающей среды
- Экспансия и модификации буддистской модели
- Глава 10 Культуры авраамического круга. Ветхий Завет
- Общие постулаты трех религий
- Сепаратный параллелизм иудаизма и христианства, иудаизма и ислама
- История иудеев до разделения царств
- Значение религии в истории еврейского народа
- Всеобъемлющий характер Торы
- Монотеизм и Богоизбранничество
- Религиозные заимствования
- Рационализм и мистицизм
- Представления об учености и словесности; науки, искусства и ремесла
- Практическая философия
- Обряды и запреты; семейные отношения
- Закон и талмудическое право
- Глава 11 Культура ислама
- Картина мира
- Отношение к иным религиям и их практикам
- Последовательный монотеизм и предопределенность
- Теократическая модель социума; структура общественных отношений
- Вероучение ислама
- Система мусульманских ценностей
- Мораль, право и предпринимательство
- Ислам и политика
- Глава 12 Христианский тип культуры
- Предпосылки и предтечи христианства
- Христианская картина мира
- Ценностные ориентации
- Догматика и этика
- Схоластика и мистика
- Религия и наука
- Средневековье; Византия и Запад
- Специфика Возрождения; тенденции Реформации
- Перипетии Нового и новейшего времени
- Художественная практика христианства
- Этика и прагматика
- Исторические корни глобализации
- Родство глобализма и антиглобализма
- Глава 13 Русская культура
- Условия формирования
- Исторический очерк
- Происхождение славян
- Характеристики русской культуры
- Наследие Византии и его значение
- Особенности русского православия
- Система ценностей
- О текущих задачах
- Русское искусство
- Русская философия
- Глава 14 Важнейшие политические доктрины
- Ближний Восток
- Индия и Китай
- Античность
- Средневековье
- Эпоха Возрождения
- Век Просвещения
- Девятнадцатый век
- Новейший период
- Литература Основная
- Дополнительная