logo search
Культорология

17.2. Белорусская культура эпохи средневековья. Ренессанс и гуманизм на белорусских землях

Наиболее древним историческим типом мировоззрения является мифология. И по сей день в памяти белорусского народа живут многочисленные предания и легенды, в которых с мифологических позиций объясняется происхождение Вселенной, Земли, Солнца, звезд,'различных объектов живой и неживой природы, человека; пересказываются фольклорные сюжеты, главными героями которых являются различные персоналии народной демонологии. Среди таких персоналий выделяются: праматерь вселенной, великая Мать-Богиня — женщина-Лосиха, Леший — хозяин леса, пущи, Водяной, Болотяник, Русалки — духи воды, болот, рек, озер, Полевик — дух полей, Денница и Вечерница — духи рассвета и заката, к домашним духам относили Домового, Гуменника, Хлевника, Лазника. Все они наделялись антропоморфными чертами и считались вначале добрыми для человека. Среди священных животных — тотемов на Беларуси называют лося, утку, ужа, медведя. Археологи находят их изображения в рисунках на горшках и в виде небольших костяных, глиняных статуэток на стоянках древних людей в период раннеродовой общины. Приблизительно тогда же распространились мифы о наших предках, которые были полулюдьми-полуживотными (оборотни, упыри, волколаки). Присутствуют в народных поверьях и злые духи: ведьма, ведьмак, «мара», «трасца», «ночницы», «крыксы», напускающие разные болезни, порчи, страшные сны. Наиболее распространенным в народе был образ черта, который считался причиной любой беды, несчастья, зла и позже, под влиянием христианской демонологии, был отождествлен с дьяволом.

Задабривание духов происходило с помощью заговоров, мифологически ритуализированной еды (каш, блинов, оладий), выставлявшейся или закапывавшейся в поле, лесу, у камней-валунов, дорог. Духам приносили в качестве жертвы животных (быков), снопы зерновых культур, ткани (куски полотна, вышитые рушники, ленты, что развешивались на столетних деревьях, стоявших глубоко в пущах или у перекрестков дорог, позже на смену деревьям пришли христианские кресты). Отголоски древнего мифологического мироощущения проявились также в гротескных карнавальных обрядах календарного цикла — Погребение стрелы (орудия Перуна), Коляды, Масленица, Семуха, Купалье (солярный культ), в каравайной обрядности. Обряд приготовления каравая как мифологической модели мира по сути своей есть повторение творения мира в языческом представлении. Круглый каравай, украшенный вылепленными из теста солнцем, луной, звездами, птицами, животными, растениями, шишками, воткнутыми в него ветками, сучками вишни или яблони, символизировал мифологическое мировое древо жизни, центр вселенной. Он был одновременно символом высших космогонических сил и жертвой для них, чтобы испросить плодородие для людей, хлебов, скота. Помимо этого, мифологические ритуалы заметны в проведении тотемных праздников, из которых дошла к нам Комоедица (пробуждение медведя после зимней спячки). Почитание же культа предков нашло свое отражение в праздновании Дедов, Радуницы.

С переходом от родового строя к государству у наших предков происходили заметные изменения в мировоззренческой сфере. На смену культу природы (солнца, огня, воды, камней, деревьев) с поклонением олицетворяющим ее фантастическим существам приходит земледельческий культ Рода как символа жизни, всеобъемлющего бога Вселенной. В пантеоне богов теперь присутствуют много персонажей, представляющих различные природные стихии: Перун, Жи-жель, Зюзя, Тетя, Ярила, Хоре, Даждьбог, Стрибог (Сварог), Белее (Волос), Лада, Леля (Ляля), Милда и др. И чем дальше, тем более очевидной становится тенденция к выделению в пантеоне единого бога-громовержца (Род-Сварог-Даждьбог-Перун), что можно рассматривать как свидетельство движения от язычества к монотеизму и заката мифологии как доминирующего мировоззрения. Принятие и распространение христианства на земле Беларуси дало импульс формированию нового мировоззрения, которое принципиально иначе, нежели мифология, объясняло сущность бытия, истории, человека, его места в мире и предназначения, отношение к другим людям и самому себе. Потребности распространения и утверждения новой веры стали причиной распространения письменности и литературы. Важную роль в этих условиях призваны были играть книги теолого-догматического содержания, где раскрывались принципы христианского вероучения, христианской нравственности и давалось толкование библейских текстов. Это были произведения Иоанна Дамас-кина, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина и др. Широко были известны переведенные с греческого языка жития святых, представлявшие собой важный литературный жанр не только периода существования белорусского праэтноса, но и последующего времени.

Особенная популярность в Средневековье житийных (агиографических) произведений во многом обусловливалась их содержательной спецификой. Можно сказать, что в житиях осуществлялась своеобразная конкретизация христианских принципов, которые,представали не в чисто идеологическом виде (проповедь, наставление, послание), а воплощались в материале, взятом из реальности, в конкретном человеческом образе. Весьма показательно, что агиограф обращался не столько к разуму читателя, сколько к его чувствам, его живому воображению. Вместе с тем человек в житиях — это умозрительная конструкция, призванная иллюстрировать тот образ жизни, который, с точки зрения христианских представлений, считался истинным или «святым». Не то, каким в реальности является человек, а то каким он должен быть, — вот что доминирует в этом жанре, морали-заторском и поучительном по своему характеру.

В конце XII в. на Полоцкой земле создается •«Житие Ефросиньи Полоцкой». Ефросинья Полоцкая (ок. 1110—1173), княжна-просветительница, дочь полоцкого князя Святослава (Георгия). Сам факт создания этого произведения — важный показатель политической и культурной самостоятельности Полоцкой земли. Содержательная оригинальность «Жития» — в утверждении любви к книге и знаниям, в идее духовного совершенствования человека. Истинная человеческая жизнь — это верность идее, избранному пути, это ориентация человека на высшие ценности и благородные цели. Исходя из этих принципов, княжна-просветительница решала сугубо земные проблемы: «старых учила терпению и воздержанию, юных — душевной чистоте и телесной умиротворенности... слову благочинному: при старых молчать, мудрых слушать; к старшим — покорность, к равным и меньшим — любовь без лицемерия; мало говорить, а много разуметь. Такой уж дар был дан блаженной Ефросиньи от Бога: если кто спросит о какой вещи, — она давала ему ответ, и кто слушал, тот получал добро (имел пользу). И не хотела она видеть, чтобы кто враждовал: ни князь с князем, ни боярин с боярином, ни из простых кто со своим другом, но всех хотела видеть как единую душу»127.

Короткие жития были созданы в древности и на Туровской земле. Наиболее значительное из них — «Память иже во святых отца нашего Кирилла, епископа Туровского», о жизни Кирилла Туровского (ок. 1130 — 1182). Наиболее ярко поэтический талант проповедника проявился в «Словах», написанных по поводу различных праздников. Туровский был глубоким и оригинальным мыслителем, сочетающим в одном лице философа, богослова и художника, его сочинения включали в сборники наряду с творениями отцов церкви128.

С распространением христианства и ростом городов связывают также и возникновение первых памятников зодчество на Беларуси в IX—XI вв. Вместе с так называемой греческой верой из Византии на земли восточных славян пришло умение строить каменные храмы. К XII в. был широко распространен тип крестово-купольного храма, разработанного еще в эпоху средневизантийского зодчества (VIII—XIII вв.). На Беларуси — это Спасо-Ефросиньевская церковь (архитектор Иоанн) и храмы Бельчицкого монастыря в Полоцке, Благовещенская церковь в Витебске, Пречистенская и Нижняя церкви в Гродно. Самым выдающимся памятником XI в. считается большой пятинефный Софийский собор в Полоцке, а XII в. — Борисоглебская церковь (Коложская) в Гродно.

Белорусское искусство XIII—XVI вв. развивалось в условиях укрепления Великого княжества Литовского. На его территории формировалась региональная своеобразная ре-нессансная культура, для которой характерно органичное соединение и творческая переработка византийской, западноевропейской и народной традиции. В X—XIII вв. определяющее влияние на культуру Беларуси оказывала византий-ско-восточная традиция, а в XIV — первой половине XVI в. как восточно-, так и западноевропейская традиция. Со второй половины XVI в. доминировать стала западная культурно-идеологическая, философская и религиозно-церковная традиция. Положение белорусской культуры с конца XV—XVI вв. было очень стабильное, только под конец века в условиях контрреформации наблюдается угасание некоторых культурных форм и проявлений древнерусской традиции. Однако это не меняло ситуации, белорусская культура и далее сохраняла лидерство в восточнославянском регионе, но это происходило за счет постепенной потери национального обличия. Это проявилось вначале в определенном со-словно-культурном плюрализме белорусского общества, позже—в исчезновении языкового единства письма, а в итоге, в конфессиональном расколе культуры, связанном с подписанием Брестской унии 1596 г129.

Проведение в жизнь унии, которую Ватикан рассматривал как переходный этап к католицизму, положило начало наступлению феодально-католической реакции на национальную белорусскую и украинскую культуру, политике полонизации. Инициаторами и организаторами ее выступили отдельные представители высшего православного духовенства при поддержке части феодалов, которые надеялись вернуть православной церкви ее ведудаую роль в "государстве. Уния должна была покончить в ВКЛ с враждебностью между сторонниками православия и католицизма, однако она вводилась насильственными средствами. Это ярко показали в своих произведениях современники, белорусские и украинские писатели-полемисты конца XVI—XVII вв. П. Скарга, Л. Зизаний, 3. Копыстенский, X. Филолет, М. Смотриц-кий, Л. Карпович, А. Филипович, И. Руцкий, П. Могила, И. Потей. С развитием церковно-полемической литературы, издаваемой при самоотверженной поддержке таких знаменитых православных белорусско-украинских родов, как князья Ходкевичи, Острожские, Слуцкие, Хрептовичи, Ванько-вичи, Соломерецкие, Огинские, связывают не только рост книгопечатания, расширение школьного дела, но и качественно новый этап в становлении отечественной богословско-философской школы130.