Анимизм
Эта всеобщая, на определенном этапе, религиозная доктрина выросла из убеждения в одушевленности всей природы. Оттуда вера в наличие (в той или иной степени) души у всякого живого существа попала и в более развитые системы. Человек рано понял, что причина его жизни и мыслей лежит в духовной области, которая владеет его волей и сознанием.
162
Анимист верит, что его душа способна покидать свою физическую оболочку и входить в другие тела, овладевать ими и действовать через них. Он видит в потере сознания, сне и смерти различные эффекты ее временной отлучки либо полного отсутствия по эту сторону бытия.
После кончины своего плотского вместилища душа продолжает самостоятельное существование в «тонком мире», где может быть допущена в среду духов, управляющих земными субстанциями и жизнью человека и не зависящих ни от каких материальных оболочек. Эти высшие духовные создания реагируют на действия людей и иногда общаются с ними и в земной юдоли.
Накопленные здесь сведения о подобных качествах заоблачных обитателей были целиком восприняты антропоморфными и даже более продвинутыми религиями. Боги античных мифов и германских саг вершат судьбы смертных и так же спускаются с небес к своим любимцам. Да и Господь-Вседержитель посещает Авраама в образе ангела. Своеобразную их инверсию мы обнаруживаем сейчас у ряда авторов, пишущих на эзотерические темы. Наблюдая в последнее время бурное возрождение ряда давно забытых или едва теплившихся культов, они выдвинули гипотезу о том, что все почитавшиеся когда-либо божества продолжают жить и поныне, но только, подобно ослабленному организму, в болезненном, полусонном состоянии, ожидая лишь увеличения числа своих последователей, чтобы вновь воспрянуть в полном блеске своего могущества.
Анимизм вообще много передал позднейшим исповеданиям. Например, все они унаследовали от него учение о бессмертии души. Кроме того, на его основе был сделан вывод, что «образы» и жизненное начало суть две грани ее же самой как единого для них активного прототипа. Поэтому с тех пор столь большое значение придается набожными людьми толкованию видений (а в их реальность верят неукоснительно), посещающих сознание в болезни, утомлении, возбуждении и т.д. Здесь кроется причина изнуряющих постов, самоистязаний и наркотизации, предусмотренных ритуалами ряда верований.
163
Впрочем, в религиях, где аскеза мыслится испытанием, а не сознательным (добровольным) мучением, постные предписания обусловлены необходимостью всеобъемлющего очищения личности, а также сезонным рационом. Давно замечено, что наиболее длительные ограничения по мясу в христианстве приходятся на месяцы, когда либо его количество объективно ограничено в крестьянском хозяйстве, либо мясо, без ущерба здоровью, может быть легко заменено иными высококалорийными и богатыми витаминами продуктовыми группами»
Уже до анимизма было известно, что специфически мощное влияние на окружающих оказывают «озарения» и «прозрения» индивидуально сильных (пассионарных, харизматических) личностей. Но он творчески раздвинул пределы применения их возможностей. От него же эстафета была подхвачена последующими эпохами.
Эти возможности, в частности, лежат в основе всякого театра и шоу, но особенно — массовых «постановок» нацистов и большевиков. Здесь видения одного становятся реальностью многих, что провоцирует коллективные психозы, вплоть до общенациональных масштабов. Ностальгия современной русской власти по неконтролируемому гражданами манипулированию сознанием («промыванию мозгов») в советское время в сочетании с заигрыванием ею с магическими практиками, тоже заимствованными из арсеналов КГБ и КПСС, несомненно, усугубляют нынешние разлад и фрагментированность нашего общества.
Начиная с анимистической стадии религиозного сознания присутствие души связывается с наличием у живого объекта тени и дыхания. Во многих языках тень и душа либо обозначаются одной лексемой, либо составляют синонимическую пару. В некоторых архаичных европейских традициях потеря тени приравнивается к утрате души.
Оттуда, кстати, в литературу и кино о призраках и вампирах пришел штамп о том, что они не отбрасывают тени. Вся интрига знаменитой пьесы Е. Шварца «Тень» построена на том, что тень, отделившись от своего хозяина, напитывается энергией из окружающей среды и постепенно замещает его. А тот, в свою очередь, лишившись ее, постепенно угасает, теряя силы, утекающие из него с вместе с тенью. Конечно, иносказание о власти него-
164
дяев и ничтожеств над честными и одаренными людьми, характерной для того периода применительно не только к Германии, но и СССР, здесь очевидно. Но примечателен сам образ, взятый писателем за основу его концептуальной метафоры.
Однако чаще душа отождествляется с дыханием. Неудивительно: ведь до самого недавнего времени момент смерти наиболее легко идентифицировался на основе прекращения у человека ощутимых вдохов и выдохов. Недаром было принято подносить к его губам зеркало, чтобы по тому, запотеет оно или нет, определить, дышит ли он. Если нет, считалось, что он «испустил дух», Что может лучше подчеркнуть равенство жизни (а она сосредоточена в душе) и дыхания? Вспомним, что удар, перехватывающий (слово-то какое!) у противника дыхание и наносимый в область сердца, на народном языке тем не менее тоже называется «под дых». Уникальное значение, придававшееся дыханию, как универсальному качеству, определяющему индивидуальность, лишний раз подтверждает и его присутствие в таком понятии, как спирт. По-латыни данный термин звучит spiritus vini — «дыхание (и одновременно дух, душа) вина». Очень примечательная полисемия!
Далее. Изначально различались два вида душ покойных. Голливуд не просто так перманентно выдает фильмы о восставших из гроба мумиях, скелетах и пр. Это отзвук плохо понятого, за древностью, анимизма: поскольку душа не умирает, то считалось, что она может оживить труп. Правда, «свежий», который и нанесет урон близким.
У такого поверья обнаруживается рациональное объяснение. Аналогично тому, как высшие приматы (гориллы, орангутаны и пр.) просиживают еще несколько дней рядом с околевшим родичем, пытаясь его кормить и развлекать, люди сначала оставляли своих усопших в том же помещении (пещере), где продолжали обитать и сами, не вырыв для них могилы. Даже просто заваливать их тела камнями начали далеко не сразу. Естественно, что их разлагающаяся плоть в подобных условиях была потенциальным источником болезней и смерти для родных, при-
165
носивших мм еду и питье. Теперь ясно, почему в фольклоре балканских народов упыри высасывают кровь, начиная с наиболее дорогих им в земной действительности родственников, предпочитая в качестве первых жертв собственных детей. А археоло-гам-первобытникам нередко попадаются связанные либо изуродованные (с обрубленными руками и ногами и т.д.), но любовно захороненные останки.
Души же давно умерших, наоборот, почитались (оттуда уважительное отношение к предкам дошло до наших дней) за то, что, являясь своим котомкам в снах и видениях, помогали им, если они в том нуждались (как бывает и сейчас), мудрыми советами или важной информацией. Именно потому, что, как думали, они утратили способность вернуться в свою бренную оболочку (ибо полностью истлевшие ткани уже не представляли опасности физическому состоянию родни).
Анимисты развили учение о возвращении души к свободному существованию после смерти ее плотской темницы. Отсюда логично следовало, что для продолжения привычного ей существования «за гробом» ей нужны бывшие для ее носителя необходимыми в прошлом предметы обихода и слуги. Поэтому в погребальный обряд включаются соответствующий инвентарь и пища, а затем и жертвоприношения зверей и людей. Знатный умерший забирал с собой своих любимых животных (лошадей, собак и пр.) и ближайших представителей прислуги и окружения. Проследовать за ним в мир иной считалось невероятной удачей и честью для них. Многие долго и упорно добивались особо приближенного положения к лидеру, не страшась перспективы преставиться до срока.
С рядовыми общинниками уходили, с той же целью, военнопленные. Некоторые из этих традиций дожили до XX в. Полинезийские охотники за головами собирают их не только потому, что вбирают в себя энергию поверженных врагов, но и обеспечивают себе, таким образом, обслугу после кончины. Европейцы до сих пор оплакивают участь жен индуистов, всходящих на погребальный костер вместе с мужьями. Но дли тех, в их
166
шкале ценностей, это является их неотъемлемой специальной привилегией.
На следующем этапе эволюции анимизма загробная жизнь души рассматривается уже как компенсация за проявленные ею на земле доблесть, героизм, преданность племени либо возмездие ей за обратное. Тогда постепенно формируются унаследованные от него и развернутые в дальнейшем такие качества, как этническая солидарность, патриотизм, персональная жертвенность за общие интересы.
Наконец, анимистические представления доживают до стадии, на которой человечеству открываются нравственно-генерализирующие смыслы, связанные с появлением мировых религий, и активно интегрируются в их системы, Так складывается, например, понимание личной ответственности за соблюдение и сохранение догматов всеобщего характера.
Однако универсализм кроме плюсов имеет и свои минусы, Духи и боги язычников никогда не остаются равнодушными к жизни «своих» племени и человека, а Абсолют никак особенно не привязан к судьбе отдельных индивидов и народов. Некоторые архаичные элементы сохранились лишь в иудаизме, но получили там совершенно иную интерпретацию, о которой мы скажем ниже. Христианство же и ислам полностью исключили их из своих доктрин.
- Введение в культурную антропологию
- Оглавление
- Глава 1. Понятие и определение культуры...............................................45
- Глава 2. Основные школы и концепции изучения культуры...................................97
- Глава 3. Возникновение культуры и религии................137
- Глава 4. Религия, культура и мораль .......................172
- Глава 5. Типология культуры .............................189
- Глава 6. Древневосточный тип культуры ...................206
- Глава 7. Античный тип культуры ..........................219
- Глава 8. Конфуцианско-даосистский тип культуры..........243
- Глава 10. Культуры авраамического круга. Ветхий Завет.....271
- Глава 11. Культура ислама................................296
- Глава 12. Христианский тип культуры........................311
- Глава 13. Русская культура...............................329
- Глава 14. Важнейшие политические доктрины...............................352
- Предисловие автора
- Введение
- Краткий обзор книги
- Почему не культурология?
- Против вульгарных интерпретаций
- О России со здоровой любовью
- Не надо создавать и тиражировать мифы
- Объект культуры
- Термин «культура»
- Изучение культуры как спектр профессий
- Типичные ошибки
- Кому и зачем нужно знание культуры и ее закономерностей
- Связь культурных традиций и стереотипов с процессами в современном обществе
- Актуальность толерантности и диалога
- Глава 1 Понятие и определение культуры
- Сущность культуры
- Содержание культуры
- Традиция
- Массовость культуры
- Общечеловеческие основы
- Способ реализации созидательных способностей человека
- Явления культуры; культурные объекты
- Фундаментализм в культуре
- Существование и действительность культуры
- Понятие символа; символ в культуре
- Системность культуры; система понятий (модель) культуры
- Общество, культура, человек
- Этнос, язык, культура
- Глава 2 Основные школы и концепции изучения культуры
- Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Суждения древних и христианских мыслителей Античность
- Христианство
- Взгляды эпох Возрождения и Просвещения Возрождение
- Просвещение
- Позиции философов Нового времени
- Теория «локальных цивилизаций» и их столкновения: от н. Данилевского до а. Тойнби и э. Хантингтона
- Культура и бессознательное: 3. Фрейд и к.Г. Юнг
- Структурализм
- Антропологическое направление
- Концепция игровой культуры
- Теоретики элитной культуры
- Глава з Возникновение культуры и религии
- Основные периоды и тенденции в эволюции культуры
- Культура первобытности
- Культура и миф Что такое миф?
- Мифология
- Миф и психология
- Функции мифа в обществе
- Миф в Новое и новейшее время
- Миф в первобытной культуре
- Тотемизм и магизм
- Анимизм
- Фетишизм, идолопоклонство, ритуализм, табу
- Глава 4 Религия, культура и мораль
- Философия религии
- Философия морали
- Философия культуры
- Философия искусства
- Философия истории
- Политические категории в культуре; философия политики
- Конфликт культур и его влияние на ход истории
- Глава 5 типология культуры
- Цивилизационные модели; культура и цивилизация
- Культура и человек; культура и деятельность
- Природа и культура
- Философия права
- Философия экономики
- Глава 6 Древневосточный тип культуры
- Исторический контур
- Религиозно-философские системы Междуречья, Переднего Востока и Египта
- Материальная и художественная культура
- Рождение науки
- Ex Oriente Lux — «Свет с Востока»
- Глава 7 Античный тип культуры
- Полис; гражданские доблести
- Древнеримская специфика
- Агон и «греческое чудо»
- Об одном парадоксе
- Античная культура в европейском наследии
- Эллин и варвар, Запад и Восток, Европа и Азия
- Античная философия; Аристотель и Платон
- Формирование основ современной науки
- Греко-римская метафизика и христианство
- Глава 8 Конфуцианско-даосистский тип культуры
- О китайской специфике
- Социальный характер картины мира
- Образ Неба и концепция Поднебесной Империи
- Этика служения и иерархия социальных связей
- Традиционная система ценностей
- Культ предков
- «Семейная» модель общества и государства
- Этика труда, отношений и успеха
- Исследование материального в системе культуры
- Особенности религиозности и науки, цивилизационные параллели
- Конфуцианско-даосистская модель в Азии; культура Японии
- Глава 9 Индо - буддистский тип культуры
- Система ценностей
- Традиционная мудрость
- Общественная функция кастовой структуры
- Мировоззренческие и социальные основы брахманизма, буддизма и индуизма
- Нормативный универсализм
- Роль и вклад науки в мировой фонд знаний
- Место предприимчивости в ценностном ряду культуры; соотношение человека и окружающей среды
- Экспансия и модификации буддистской модели
- Глава 10 Культуры авраамического круга. Ветхий Завет
- Общие постулаты трех религий
- Сепаратный параллелизм иудаизма и христианства, иудаизма и ислама
- История иудеев до разделения царств
- Значение религии в истории еврейского народа
- Всеобъемлющий характер Торы
- Монотеизм и Богоизбранничество
- Религиозные заимствования
- Рационализм и мистицизм
- Представления об учености и словесности; науки, искусства и ремесла
- Практическая философия
- Обряды и запреты; семейные отношения
- Закон и талмудическое право
- Глава 11 Культура ислама
- Картина мира
- Отношение к иным религиям и их практикам
- Последовательный монотеизм и предопределенность
- Теократическая модель социума; структура общественных отношений
- Вероучение ислама
- Система мусульманских ценностей
- Мораль, право и предпринимательство
- Ислам и политика
- Глава 12 Христианский тип культуры
- Предпосылки и предтечи христианства
- Христианская картина мира
- Ценностные ориентации
- Догматика и этика
- Схоластика и мистика
- Религия и наука
- Средневековье; Византия и Запад
- Специфика Возрождения; тенденции Реформации
- Перипетии Нового и новейшего времени
- Художественная практика христианства
- Этика и прагматика
- Исторические корни глобализации
- Родство глобализма и антиглобализма
- Глава 13 Русская культура
- Условия формирования
- Исторический очерк
- Происхождение славян
- Характеристики русской культуры
- Наследие Византии и его значение
- Особенности русского православия
- Система ценностей
- О текущих задачах
- Русское искусство
- Русская философия
- Глава 14 Важнейшие политические доктрины
- Ближний Восток
- Индия и Китай
- Античность
- Средневековье
- Эпоха Возрождения
- Век Просвещения
- Девятнадцатый век
- Новейший период
- Литература Основная
- Дополнительная