Этнос, язык, культура
Культурный феномен, наряду с универсальными, которых мы уже коснулись, имеет и различные парциальные измерения. К ним относятся, в частности, расовые, этнолингвистические, классово-групповые, этнонациональные, половозрастные и региональные аспекты.
Подчеркивание расового фактора породило расизм во всех его формах: как «классический» белый, теоретиком которого выступил еще Ж.А. Гобино и который произвел такие уродливые явления, как преследования и дискриминация негров и цветных в США, ЮАР и Европе, так и современный африканский негритюд, постулирующий, наоборот, исконное превосходство цивилизационной модели Черного Континента. Аналогичные настроения применительно к людям своей расы бытуют также в Китае, Японии, арабском и тюркском мирах. Расизм как одно из наиболее отвратительных порождений человечества в настоящее время несколько ослаб. Но несмотря на то что с точки зрения истории культуры (как мы выяснили, универсальных опти-мумов тут не существует) он абсолютно несостоятелен, до полного его истребления еще далеко.
91
Живучесть расизма объясняется главным образом двумя обстоятельствами. Во-первых, низким, дальше некуда, уровнем требований к его адептам: от них самих не требуется ровным счетом ничего, поскольку расовая идентификация принадлежит всем от рождения, т.е. с биологической точки зрения от нас не зависит. Тем самым, для ленивой души он подсовывает оптимальный способ самоутверждения («царствуй, лежа на боку»): можешь ничего не делать, не заботиться о своем росте ни в каком смысле, ты лучше по самому факту своего существования. Просто ты (на выбор) — белый, ариец, черный, китаец, араб... Этим все сказано. Во-вторых, кроющийся в его основе этноцентризму постулирующий всеобщую эталонность своих обычаев и доходящий в наше время до ксенофобии и агрессивного национализма (наиболее страшный образчик последнего — германский нацизм), стар как мир. 6 науке такое мировоззрение получило название «правило Геродота»: известно, что отец истории придерживался в своих трудах представления об априорном превосходстве эллинов над остальными народами. К тому же и сейчас человечеству, судя по всему, еще долго предстоит идти к проникновенному осознанию своего единства в многообразии.
По сути, этноцентризм есть бытовая форма культурного релятивизма. Но им переболели и философия, и антропология. Аристотель думал так же, как Геродот, а М. де Монтень полагал, что каждая нация способна создать только какой-то определенный тип объединяющей ее творческие силы доктрины, что и является ее уникальной национальной идеей. Подарив миру торбу, с которой до сих пор носятся наши штатные патриоты, О. Шпенглер вслед за Н.Д. Данилевским выступил с тезой об обособленности цивилизационных моделей и непроницаемости культурных перегородок между ними. А К. Леви-Строс и Г. Гумилев подхватили ее на новом материале. Всем этим, благодаря Э. Хантингтону, сейчас заразилась политология.
Расизму противоположен космополитизм или культурный универсализм. Это «правило Гомера»: у легендарного автора
92
«Илиады» и «Одиссеи» все народы выступают на равных. Реальность общемировой культуры признавали уже Ж Ж. Руссо, И. Кант, И.В. Гёте. Последний ставил ее выше национальной.
Гигант русской философии Владимир Соловьев называл «соборностью» процесс постепенного объединения, «собирания» воедино разъединенных национальных («локальных» как промежуточного этапа к мировой) культур. И отводил в нем решающую роль христианству. На дилемму «Запад-Восток» в версии Р. Киплинга («вместе им не сойтись»), заимствованную впоследствии К.Г. Юнгом, Соловьев отвечал: они сольются в единую мировую цивилизацию, завершив реализацию соборности. Таким образом, его позицию можно считать предтечей современной теории глобализации.
Мировую цивилизацию и культуру плодотворно не противопоставлять, но находить в них взаимодополняющие элементы. Основу первой в нынешнем виде составляют наука, техника, технологии: налицо ускоренное становление ее планетарного измерения. Нет национальной математики и электроники, они универсальны. И они определяют лицо объединяющей землян цивилизации.
Мировая культура — иное дело. Ее золотой фонд представляет собой сумму лучших достижений национальных культур. Сейчас, правда, происходят их некоторые нивелировка, усреднение, приведение их по многим параметрам к единообразию. Но, вне зависимости от данного процесса, каждая из них остается национальной в своей основе. Да и в наступившем этапе гомогенизации надо видеть предтечу трансформации в грядущую на новом витке и иной основе диверсификацию. Это как прилив и отлив: на протяжении истории человечества уже несколько раз случалось так, что примитивизация и стандартизация (на переходе от неолита к бронзовому веку, от микенской к классической Греции, от античности к Возрождению...) рождали качественно более высокое разнообразие. Вопрос во времени: раньше подобный оборот занимал столетия и даже тысячелетия, теперь он должен идти быстрее, — все ускоряется.
93
Переходя в социальную область, напомним, что массовой и народной культуре было отведено место выше. Здесь надо сказать несколько слов, прежде всего об элите: ее узусы привержены соблюдению старых, а то и древних, общенациональных и корпоративных традиций, строгого этикета, манер, вежливости, интересу к отточенности и изысканности (иногда излишней) культурных форм* требованию во всем, в том числе применительно к искусству, следовать такту и безупречному вкусу. Именно поэтому приходится констатировать, что в нашей стране данный слой пока почти напрочь отсутствует. Из признаков элиты те, кто претендует ею у нас быть, большей частью располагают только корпоративной замкнутостью и ориентацией на свои сословные обычаи, а не на общие нормы права. Те же, кто подходит по перечисленным критериям, не имеют, как правило, должных имущественного статуса и влияния, без которых элитарности тоже не бывает.
Что же касается средних слоев, то они повсеместно ориентируются на массовую культуру с локальным оттенком. Однако к ним относится и основная часть интеллигенции, которая как носитель высшего уровня интеллекта и творческого потенциала и во многом пионер обновления общественных установок получает материал для него из того же источника.
Кроме того, вторая половина XX в. принесла с собой продолжающийся расцвет целого набора субкультур, из которых отметим три. Все они, лишенные каких бы то ни было отличительных этнических черт, созданы и эксплуатируются искусственно: женская навязчиво канализируется исключительно в направлении моды, косметики, диет, прочих псевдомедицинских и иных способов ухода за телом, индустрии туризма и развлечений и т.п.; молодежная — музыки, спорта, модного жаргона, эпатажа в одежде, видео, напитков, компьютерных суррогатов общения и пр.; мужская — моды, техники, оружия, охоты, алкоголя, табака и бодибилдинга; все три— в направлении секса и любых типов экстрима.
Фундаментом, внутренним нервом культуры является национальный язык. Вот только некоторые наиболее яркие суждения
94
о его феномене. М. Хайдеггер называл язык домом бытия. Еще ранее Ф.М. Достоевский ставил знак равенства между языком и народом. А позднее А. Камю сказал: «моя родина — французский язык», явив, тем самым, кстати, блестящий пример классического космополитизма.
Степень грамотности владения языком дает вам в руки наиболее простой и эффективный инструмент определения культурного уровня общества. А.Ф. Лосев и Д.С. Лихачев всерьез считали, что интеллигенция в СССР почти пропала тогда, когда, желая блеснуть «ученостью», представители ее советской генерации стали в любом контексте употреблять глагол «довлеть», означающий «долженствовать, быть должным» (почему грамотно говорить «мне довлеет» как синоним «мне должно, я должен»), в смысле «давить».
Язык есть базовый критерий при типологизации культуры, без которого она не получает внятной этнической привязки. Давая всему определения, он представляет собой главный инструмент познания и освоения внешнего мира и универсальное сред ство общения (оттого разные формы взаимодействия людей и способов произвести на других желаемый эффект также частенько называют языками: жестов, мимики, музыки, изобразительного искусства, математики, архитектуры, одежды и т.д.). Показательна уже одна тесная филиация с его именем соответствующего этнонима. Как таковой язык неотвратимо разделяет судьбу создавшего его народа. Например, он может умереть или совершить экспансию. Сформировать в слиянии с иным лингвистическим материалом некое качественно отличное от обоих единство, или стать прародителем целого веера диалектов, которые потом выделятся в самостоятельные языки.
Это некогда случилось с латынью, которая сначала захватила все Средиземноморье, затем, в широких слоях народа, не пережила гибель Римской империи, но вырастила из своего корня мощную романскую ветвь, интегрировавшуюся потом с германской в единую семью. Нам, нынешним, повезло: и на наших глазах тоже одновременно развиваются обе тенденции. С одной
95
стороны, идет образование новых языков — пока в виде сленга, по принципу слияния («франгле» или «френглиш», кому как больше нравится). С другой — по линии разделения (уже четко выделившиеся американское, канадское, австралийское, новозеландское наречия на базе классического британского варианта английского).
Характерно, что параллельно аналогичные процессы переживает вместе с ними и вся культура Западной и Центральной Европы. Здесь, в рамках ЕС, происходит фольклоризация ее национальных вариантов. Подобно тому, как прежде то же самое случилось с некогда самостоятельными региональными культурами внутри национальных государств: Нормандии и Вандеи во Франции, Уэльса и Шотландии в Британии, Баварии и Саксонии в Германии, Ломбардии и Сицилии в Италии, и т.д. Список может быть продолжен как по этим, так и по другим государствам. Ведь во Франции возобладала над другими областями модель маленького района Иль-де-Франс, в Британии — Англии, в Германии — Пруссии...
96
- Введение в культурную антропологию
- Оглавление
- Глава 1. Понятие и определение культуры...............................................45
- Глава 2. Основные школы и концепции изучения культуры...................................97
- Глава 3. Возникновение культуры и религии................137
- Глава 4. Религия, культура и мораль .......................172
- Глава 5. Типология культуры .............................189
- Глава 6. Древневосточный тип культуры ...................206
- Глава 7. Античный тип культуры ..........................219
- Глава 8. Конфуцианско-даосистский тип культуры..........243
- Глава 10. Культуры авраамического круга. Ветхий Завет.....271
- Глава 11. Культура ислама................................296
- Глава 12. Христианский тип культуры........................311
- Глава 13. Русская культура...............................329
- Глава 14. Важнейшие политические доктрины...............................352
- Предисловие автора
- Введение
- Краткий обзор книги
- Почему не культурология?
- Против вульгарных интерпретаций
- О России со здоровой любовью
- Не надо создавать и тиражировать мифы
- Объект культуры
- Термин «культура»
- Изучение культуры как спектр профессий
- Типичные ошибки
- Кому и зачем нужно знание культуры и ее закономерностей
- Связь культурных традиций и стереотипов с процессами в современном обществе
- Актуальность толерантности и диалога
- Глава 1 Понятие и определение культуры
- Сущность культуры
- Содержание культуры
- Традиция
- Массовость культуры
- Общечеловеческие основы
- Способ реализации созидательных способностей человека
- Явления культуры; культурные объекты
- Фундаментализм в культуре
- Существование и действительность культуры
- Понятие символа; символ в культуре
- Системность культуры; система понятий (модель) культуры
- Общество, культура, человек
- Этнос, язык, культура
- Глава 2 Основные школы и концепции изучения культуры
- Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры
- Суждения древних и христианских мыслителей Античность
- Христианство
- Взгляды эпох Возрождения и Просвещения Возрождение
- Просвещение
- Позиции философов Нового времени
- Теория «локальных цивилизаций» и их столкновения: от н. Данилевского до а. Тойнби и э. Хантингтона
- Культура и бессознательное: 3. Фрейд и к.Г. Юнг
- Структурализм
- Антропологическое направление
- Концепция игровой культуры
- Теоретики элитной культуры
- Глава з Возникновение культуры и религии
- Основные периоды и тенденции в эволюции культуры
- Культура первобытности
- Культура и миф Что такое миф?
- Мифология
- Миф и психология
- Функции мифа в обществе
- Миф в Новое и новейшее время
- Миф в первобытной культуре
- Тотемизм и магизм
- Анимизм
- Фетишизм, идолопоклонство, ритуализм, табу
- Глава 4 Религия, культура и мораль
- Философия религии
- Философия морали
- Философия культуры
- Философия искусства
- Философия истории
- Политические категории в культуре; философия политики
- Конфликт культур и его влияние на ход истории
- Глава 5 типология культуры
- Цивилизационные модели; культура и цивилизация
- Культура и человек; культура и деятельность
- Природа и культура
- Философия права
- Философия экономики
- Глава 6 Древневосточный тип культуры
- Исторический контур
- Религиозно-философские системы Междуречья, Переднего Востока и Египта
- Материальная и художественная культура
- Рождение науки
- Ex Oriente Lux — «Свет с Востока»
- Глава 7 Античный тип культуры
- Полис; гражданские доблести
- Древнеримская специфика
- Агон и «греческое чудо»
- Об одном парадоксе
- Античная культура в европейском наследии
- Эллин и варвар, Запад и Восток, Европа и Азия
- Античная философия; Аристотель и Платон
- Формирование основ современной науки
- Греко-римская метафизика и христианство
- Глава 8 Конфуцианско-даосистский тип культуры
- О китайской специфике
- Социальный характер картины мира
- Образ Неба и концепция Поднебесной Империи
- Этика служения и иерархия социальных связей
- Традиционная система ценностей
- Культ предков
- «Семейная» модель общества и государства
- Этика труда, отношений и успеха
- Исследование материального в системе культуры
- Особенности религиозности и науки, цивилизационные параллели
- Конфуцианско-даосистская модель в Азии; культура Японии
- Глава 9 Индо - буддистский тип культуры
- Система ценностей
- Традиционная мудрость
- Общественная функция кастовой структуры
- Мировоззренческие и социальные основы брахманизма, буддизма и индуизма
- Нормативный универсализм
- Роль и вклад науки в мировой фонд знаний
- Место предприимчивости в ценностном ряду культуры; соотношение человека и окружающей среды
- Экспансия и модификации буддистской модели
- Глава 10 Культуры авраамического круга. Ветхий Завет
- Общие постулаты трех религий
- Сепаратный параллелизм иудаизма и христианства, иудаизма и ислама
- История иудеев до разделения царств
- Значение религии в истории еврейского народа
- Всеобъемлющий характер Торы
- Монотеизм и Богоизбранничество
- Религиозные заимствования
- Рационализм и мистицизм
- Представления об учености и словесности; науки, искусства и ремесла
- Практическая философия
- Обряды и запреты; семейные отношения
- Закон и талмудическое право
- Глава 11 Культура ислама
- Картина мира
- Отношение к иным религиям и их практикам
- Последовательный монотеизм и предопределенность
- Теократическая модель социума; структура общественных отношений
- Вероучение ислама
- Система мусульманских ценностей
- Мораль, право и предпринимательство
- Ислам и политика
- Глава 12 Христианский тип культуры
- Предпосылки и предтечи христианства
- Христианская картина мира
- Ценностные ориентации
- Догматика и этика
- Схоластика и мистика
- Религия и наука
- Средневековье; Византия и Запад
- Специфика Возрождения; тенденции Реформации
- Перипетии Нового и новейшего времени
- Художественная практика христианства
- Этика и прагматика
- Исторические корни глобализации
- Родство глобализма и антиглобализма
- Глава 13 Русская культура
- Условия формирования
- Исторический очерк
- Происхождение славян
- Характеристики русской культуры
- Наследие Византии и его значение
- Особенности русского православия
- Система ценностей
- О текущих задачах
- Русское искусство
- Русская философия
- Глава 14 Важнейшие политические доктрины
- Ближний Восток
- Индия и Китай
- Античность
- Средневековье
- Эпоха Возрождения
- Век Просвещения
- Девятнадцатый век
- Новейший период
- Литература Основная
- Дополнительная