logo search
Культорология

10.1. Типологическая характеристика культуры древних цивилизаций

Почти одновременно в трех областях земного шара возникают древние цивилизации:

египетская, шумеро-вавилонская и эгейская цивилизации

доарийская культура долины Инда (хараппская цивилизация)

Древний Китай II тыс. до н.э.

Немецкий философ К. Ясперс (1883—1969) указал следующие факторы, приведшие к возникновению древних цивилизаций49.

1. Древние цивилизации являлись по своей сути определенными формами решения проблемы организации ирригационных систем и регулирования их функционирования в долинах Нила, Тигра, Евфрата и Хуанхэ. Именно создание ирригационных систем побуждало развитие управленческого аппарата и государства.

Немецкий ученый К. А. Виттфогель (1896—1988) даже ввел особое понятие — гидравлическое общество, призванное подчеркнуть прямую причинно-следственную связь между спецификой естественных производительных сил (необходимость строительства крупномасштабных ирригационных сооружений) и спецификой общественного строя на Востоке (организующая общественные работы бюрократия становится господствующим классом)50.

2. В древних цивилизациях уже была письменность, появление которой относится в Шумере к началу III тыс. до н.э., а в Египте — к началу II тыс. до н.э.

3. Возникли народы, сознающие свое единство, обладающие общими языком, культурой и мифологией.

4. Были созданы первые империи, непосредственная причина появления которых заключалась в стремлении древних цивилизаций остановить постоянные вторжения кочевых племен на культивируемые земли.

Переход от неолита к культурам древних цивилизаций был противоречивым процессом, который сопровождался существенными изменениями способов человеческой жизнедеятельности. Приметами наступления новой культурной эпохи стали обработка металлов, появление городов и государств. Создается городская цивилизация, существенно отличающаяся от крестьянской цивилизации неолита. Город нуждается в жизненном разнообразии, следит за колебаниями событий, интересуется политическими новостями и кризисами. Ведущая роль теперь принадлежит письменности. Графическая запись не просто обеспечивает сохранность наблюдения и мысли, она создает особую реальность, замкнутую последовательность знаков, определяемую внутренними грамматическими правилами, универсально задающими связь означаемых и означающих.

В момент своего возникновения в цивилизациях Древнего Востока письменность служит целям, не известным первобытности. Иероглифы и клинопись вещают от имени богов и от имени власти. Письменность передает повеления, подтверждаемые должностным лицом — служителем надписи. Древние цивилизации по своей сути — письменные теократии. Письменность, преодолевая узкие рамки непосредственного общения неолитических сообществ, разносит веления власти по обширной территории, организуя людей в новую целостность и подчиняя их стремления государственным ценностям.

Неолит характеризовался культом плодородия, в рамках которого, по-видимому, и осуществлялось одомашнивание животных и окультуривание растений. Эти великие достижения неолита явились результатом развития символических, культовых, мифологических форм контроля человека над его собственной жизнью. Однако около 5 тыс. лет назад культурная ситуация изменилась. Возникает новая система ценностей, выходящая далеко за пределы ценностей неолитических аграрных сообществ. Появилась монотехника, целиком посвященная увеличению власти и богатства путем систематической организации деятельности по строго механическому образцу. Главным знамением этого изменения было создание сложных организаций, как считает известный социолог Л. Мэмфорд51. Согласно Мэмфорду, мегамашина — это иерархическая организация людей, функционирующая по аналогии с человеческим телом. Целью этой мегамашины было создание грандиозных инженерных сооружений. Кроме ирригационных систем такими сооружениями являлись культовые и погребальные комплексы, например, пирамиды в Древнем Египте.

Создание мегамашины изменило весь характер человеческой деятельности. Теперь работа над специальной задачей, отделенная от других биологических и социальных действий, завладела всем временем индивида. Систематически обособляясь от всей остальной жизни, труд стал проклятием. И в качестве реакции на этот новый режим жизнедеятельности пробуждаются компенсирующие мечты об освобождении не только от рабства, но и от труда вообще. Актуальной становится проблема посмертного воздаяния и загробного мира.