logo search
История искусств

Тема 5.Изобразительное искусство эпохи Возрождения

Происхождение и значение термина «Возрождение». Хронологические и региональные границы эпохи. Возрождение в Италии: проторенессанс, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение. Возрождение в странах Северной Европы («Северное Возрождение»).

Философские основы Ренессанса: гуманизм, антропоцентризм, рационализм. Формирование нового художественного мировоззрения: искусство как универсальный способ познания, античные формы как образец для подражания, религиозное содержание и светские формы в искусстве. Развитие теории искусств. Обновление художественного языка и технических приемов в изобразительном искусстве: изучение законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, освоение светотеневой моделировки, реалистическая трактовка человеческого тела. Характеристика художественного стиля эпохи Возрождения: содержательные и формальные нормативы.

Морфология художественной культуры: живопись – ведущий вид художественного творчества. Художник и общество. Формирование профессионального художественного сообщества – творческой интеллигенции. Меценатство. Значение эпохи Возрождения в развитии европейской культуры и ее оценка в трудах отечественных и зарубежных исследователей.

Искусство Итальянского Возрождения: Проторенессанс

Проторенессанс (вторая пол. XIII – первая пол. XIV вв.). Зарождение ренессансных традиций: формирующийся интерес к античному художественному наследию, влияние романского и готического стилей, роль византийской художественной традиции. Основные художественные школы (Пиза, Флоренция, Сиена, Рим, Венеция) и их представители. Живопись: темы, сюжеты, стилистические особенности. Творчество Джотто. Значение художественной реформы Джотто для развития искусства Возрождения. Творчество живописцев Сиенской школы (Дуччо ди Буонисенья, Симоне Мартини, братья Лоренцетти). Церковная архитектура и скульптура (Арнольфо ди Камбио, Н. и Дж. Пизано). Гражданское зодчество. «Готическая волна» в искусстве (середина и вторая пол. XIV в.).

Искусство раннего Возрождения

Раннее Возрождение (XV в.). Развитие теории живописи. Рождение портретного жанра в изобразительном искусстве. Основные сюжеты. Трактовка образа человека. Изменение трактовок религиозных сюжетов. Натурализм как главная тенденция художественного мышления. Искусство и наука. Формирование профессионального художественного сообщества. Флоренция как центр раннего Возрождения. Основоположники ренессансного стиля в живописи (Мазаччо), в архитектуре (Ф. Брунеллески, Л.-Б. Альберти), в скульптуре (Донателло). Живопись. Флорентийская школа (С. Боттичелли). Умбрийская школа (Пьеро делла Франческа, Перуджино). Северо-итальянская школа (А. Мантенья). Раннее Возрождение в Венеции (Антонелло да Мессина, Джентилле и Джованни Беллини, Витторе Карпаччо). Особенности венецианского художественного стиля: живописность, синтез искусств, влияние традиций византийского искусства, слабый интерес к античному наследию, цвет как главное средство создания художественной образности . Значение венецианского искусства для развития европейского искусства.

Искусство высокого Возрождения

Высокое Возрождение (конец XV – первая четверть XVI вв.). Общественные идеалы и символы эпохи, и их воплощение в искусстве. Абсолютизация человеческой личности. Синтез искусств. Новые живописные жанры: портрет, пейзаж, исторический. Леонардо да Винчи: характеристика художественной концепции, наука и искусство в творчестве Леонардо, особенности живописного творчества. Основные произведения Леонардо да Винчи. Неосуществленные проекты Леонардо. Школа Леонардо. Рафаэль как идеал художественной гармонии. Осмысление Рафаэлем художественных достижений Леонардо и Микеланджело. Образ Мадонны в искусстве Рафаэля. Портретная живопись Рафаэля. Монументальное искусство в творчестве Рафаэля. Микеланджело: развитие идей ренессансного искусства и художественный синтез в его творчестве. Микеланджело-скульптор: развитие пластической концепции. Живописные работы Микеланджело. Микеланджело-архитектор. Микеланджело как предвестник барокко.

Архитектура высокого Возрождения (Браманте, А. да Сангалло Младший).

Высокое Возрождение в Венеции (Джорджоне, Тициан). Образы человека и природы в творчестве Джорджоне. Тициан: картины на мифологические и литературные сюжеты, портретная и пейзажная живопись, новые композиционные принципы алтарных образов. Автопортреты Тициана.

Значение искусства Высокого Возрождения для развития европейской художественной культуры Нового времени.

Позднее Возрождение. Маньеризм

Позднее Возрождение. Маньеризм (середина и 2-ая половина XVI века). Основные художественные достижения эпохи. Маньеризм как художественное направление. Стилистические особенности искусства маньеризма: содержательные и формальные характеристики. Живопись (Я. Понтормо, Пармиджанино), скульптура (Б. Челлини), архитектура (Дж. Виньола, А. Палладио, Дж. Вазари) позднего Возрождения.

Позднее Возрождение в Венеции. (Я. Тинторетто, П. Веронезе).

Изобразительное искусство Северного Возрождения

Северное Возрождение: происхождение и смысл термина. Хронологические границы эпохи. Общая характеристика художественной ситуации в странах Северной Европы (Германия, Нидерланды, Франция). Отличие Северного Возрождения от Возрождения в Италии. Готические традиции в искусстве Северного Возрождения.

Искусство Нидерландов XV-XVI веков: Я. ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, И. Босх, Лука Лейденский, П. Брейгель Старший и др.

Искусство Германии XV-XVI веков: М. Шонгауэр, Т. Рименшнейдер, А. Дюрер, М. Грюневальд, Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший и др.

Искусство Франции («французский Ренессанс»): аристократический характер культуры Возрождения во Франции. Школа Фонтенбло. Мастера французского Ренессанса: Ж. Фуке, Ф. Клуэ, Ж. Гужон и др.