Натурализм и символизм во французском театре
Эмиль Золя (1840-1902) - крупнейший теоретик и практик французского театра второй половины XIX в.
Подступы к обоснованию эстетического направления - натурализма (в литературе, театре). О соотношении двух элементов (статьи о “Салоне”) в литературном произведении - реального (природа) и индивидуального (человек). Первый - величина постоянная, второй - изменчивая (сколько голов, столько и произведений).
Понимание интриги в художественном произведении как интриги жизни с ее действительно житейской связью событий и личностей, управляемых силой наследственности и среды.
Теория экспериментального романа. Значение опыта и наблюдений. Роль фактов, т.е. родословной героя, данных о его воспитании, среде бытования; определение детерминизма этих фактов, их “как” и “почему”. Своеобразная полемика с Мопассаном, для которого правда в искусстве подразумевает иллюзию правды.
Драматургия Золя. “Тереза Ракен” (1875). Тенденции натурализма и пессимизма. Реализм “Наследников Рабурдена” (1874). Разоблачение собственнических инстинктов и бездуховности в раскрытии образа человека и его отношений с обществом. Элементы народного фарса. Значение инсценировок по прозе Э. Золя (“Милый друг”, “Нана” и др.) для французского и мирового театра.
Морис Метерлинк (1862-1949) - бельгийский драматург-символист. Его популярность во французском театре и роль в развитии мирового театра на рубеже XIX-ХХ веков.
Влияние философских учений XIX века на формирование эстетики символического театра. Атака на позитивизм, признание особой власти “непознаваемого”, стоящего за пределами научного знания. Влияние идей Шопенгауэра (критик Реми де Гурмон: “Мир - это мое представление”).
Учение французского философа А. Бергсона, защищающего “интуитивизм как непосредственность вещей”, сосредотачивающего внимание на “бессознательном”. Утверждение субъективной теории “непосредственных данных сознания”.
Ранние произведения Метерлинка (“Принцесса Мален”, 1889; “Слепые”, 1890; “Там внутри”, 1894; “Смерть Тентажиля”, 1894), утверждающие зависимость человека от тайных потусторонних сил, от рока, неизбежно настигающего людей. Утверждение, что цель искусства есть проникновение в тайны бытия, в среду потустороннего. Обращение к легендарно-сказочной проблематике периода средневековья (“Пелеас и Мелизанда”, “Жуазель” и др.). Обращение к средневековым формам театра (миракль - “пьеса о чудесах святых”). Связь с мистическим иррационализмом, отказ от реалистических моментов. Театрально-эстетические взгляды Метерлинка, его теория драмы. Роль лирики в структуре драмы, “подводного течения” (“Сокровища смиренных”, 1897; “Погребенный храм” 1902; “Двойной сад”, 1904).
Театральная деятельность Метерлинка с конца 90-х гг. XIX в. до начала первой мировой войны.
Преодоление в поздних пьесах пессимистических мотивов, страха смерти (“Монна Ванна”, “Чудо святого Антония”, 1902-1903).
Поиски положительного разрешения конфликтов и утверждение возможности счастья внутри нас - “Синяя птица” (1908). Нобелевская премия (1911).
Знаменитая постановка “Синей птицы” во МХАТе, через которую прошли несколько поколений актеров его труппы. Постановка “Чуда святого Антония” в студии Е. Вахтангова (1921).
Пьесы 20-30-х годов. “Бургомистр и Сильмонда” (1921, “Театр Менси”), “Соль жизни”. Тема защиты общества.
"Беда проходит”, “Мария Виктория” (1926), “Иуда Искариот”, “Берннкель” (1929), “Принцесса Изабелла” (1935). Создание во время второй мировой войны восьми пьес, из которых издана лишь “Жанна д’Арк” (1948). Деятельность в Париже Художественного театра, открывшегося в 1890 году под руководством поэта-символиста Поля Фора.
Противопоставление мещанскому театру “Театра поэтов”: “Поэт создает общечеловеческие образы, в которых воплощается исключительная и властная страсть. Он создает их силой слова, и они шествуют по свету как вечные странники” (П. Кийер). Роль слова в рождении театральной декорации. Пропаганда символической поэзии (Малларме, Бодлер, Артюр Рэмбо (“Пьяный корабль”); Эдгар По (“Ворон”, в переводе Малларме).
Андре Антуан - будущий крупнейший режиссер и реформатор французского театра. Свободный театр Андре Антуана. Сценическая реформа. Свобода от связи с одним художественным направлением. Принцип “либерального эклектизма”. Произведения таких авторов, как Золя, Мопассан, Гонкуры, в репертуаре. Связь с литературной группой меданцев - писателей-натуралистов. “Власть тьмы” Л. Толстого и “Привидение” Г. Ибсена. Тургенев и Гауптман в репертуаре театра. Гастроли в России. Влияние на мировой театр. Движение “свободных театров” (Берлин, Прага, Москва). Театральная деятельность Антуана в ХХ веке.
- Тематический план для студентов специальности «Социально-культурная деятельность» (по семестрам)
- Тематический план 1 курса «Раздел I. История изобразительного искусства»
- Тематический план 2 курса «Раздел II. История театра»
- Тематический план 3 курса «Раздел III. История музыки»
- Тематический план 4 курса «Раздел IV. « История искусства Востока»
- Содержание дисциплины
- Раздел 1. История изобразительного искусства
- Тема 2. Первобытное искусство.
- Тема 3. Античное изобразительное искусство.
- Тема 4. Изобразительное искусство эпохи средневековья.
- Тема 5.Изобразительное искусство эпохи Возрождения
- Тема 6. Искусство Древней Руси
- Тема 7. Западноевропейское изобразительное искусство XVII-XVIII веков
- Тема 8.Изобразительное искусство России XVIII века
- Тема 9. Западноевропейское изобразительное искусство XIX века
- Тема 10. Изобразительное искусство России XIX – начала XX вв.
- Тема 11. Искусство советского и постсоветского периодов
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература общий раздел Справочники. Энциклопедии
- Введение в теорию и историю изобразительного искусства
- Первобытное искусство
- Античное изобразительное искусство
- Византийское искусство
- Западноевропейское средневековое искусство
- Изобразительное искусство итальянского возрождения
- Северное возрождение (Германия, Нидерланды)
- Древнерусское искусство
- Западноевропейское искусство 17 века
- Западноевропейское искусство 18 века
- Русское искусство 18 века
- Западноевропейское искусство 19 начала 20 века
- Русское искусство 19 века
- Русское искусство конца 19 - начала 20 веков
- Интернет-ресурсы по истории изобразительного искусства
- 1. Официальные сайты художественных музеев и галерей
- 2. Информационно-поисковые и справочные сайты
- 3. Общеисторические сайты
- Тематические сайты
- Раздел II. История театра
- Часть 1. Зарубежное театральное искусство
- Тема 1. Театр Древней Греции. Эсхил. Софокл. Еврипид. Аристофан
- Тема 2. Театр Древнего Рима
- Тема 3. Средневековый театр
- Тема 4. Театр эпохи Возрождения
- Тема 5. Уильям Шекспир, “человек из Стратфорда”: биография, характеристика и периодизация творчества
- Тема 6. Театр XVII века. Пьер Корнель. Жан Расин. Мольер
- Тема 7. Театр XVIII в.
- Тема 8. Театр XIX века
- Французский театр XIX в.
- Натурализм и символизм во французском театре
- Английский театр XIX в.
- Немецкий театр XIX в.
- Итальянский театр XIX в.
- Скандинавский театр XIX в. Генрик Ибсен. Август Стриндберг
- Английский театр рубежа XIX-хх вв. Питер Брук
- Тема 9. Театр хх в.
- Немецкий театр XX в.
- Итальянский театр и кино хх в.
- Испанский театр хх в. Федерико Гарсия Лорка
- Американский театр хх в.
- Режиссура и актерское искусство сша
- Часть 2. Отечественное театральное искусство
- Тема 10. Народные истоки русского театра. Театр в XVII и XVIII веках. Стили, виды, жанры
- Тема 11. Театр XIX века
- Тема 12. Театр и драматургия Серебряного века (конец XIX — начало хх века)
- Тема 13. Театр эпохи Октябрьской революции 1917 года, строительства социализма в ссср, эпохи Великой Отечественной войны
- Тема 14. Театр второй половины хх века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету Зарубежное театральное искусство
- Отечественное театральное искусство
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература Античный театр
- Средневековый театр
- Театр эпохи Возрождения и Нового времени
- Театр эпохи Просвещения
- Театр XIX века
- Театр хх века
- Литература
- Интернет-ресурсы
- Раздел III. История музыки
- Тема 1. Античная музыкальная культура
- Тема 2. Музыкальная культура средневековья
- Тема 3. Музыкальная культура европейского Возрождения
- Тема 4. Особенности музыки эпохи барокко
- Тема 5. Иоганн Себастьян Бах
- Тема 6. Георг Фридрих Гендель
- Тема 7. Франц Йозеф Гайдн - основоположник классической симфонии
- Тема 8. Вольфганг Амадей Моцарт
- Тема 9. Людвиг ван Бетховен
- Тема 10. Романтизм в музыкальном искусстве
- Тема 11. Немецкая и австрийская музыкальная культура. Рихард Вагнер и проблемы музыкальной драмы
- Тема 12. Творчество Джузеппе Верди
- Тема 13. Французская музыкальная культура. Импрессионизм. Клод Дебюсси. Морис Равель
- Тема 14. Австрийская музыкальная культура. Густав Малер. Экспрессионизм и новая венская школа
- Часть II. Отечественное музыкальное искусство
- Тема 15. История и теория русской музыкальной культуры X-XVII вв.
- Тема 16. Церковно-певческое искусство Руси в XIV - XVII вв.
- Тема 17. Русская музыкальная культура XVIII-начала XIX вв. И первые русские оперы
- Тема 18. Русская музыка XIX века. Становление русской профессиональной композиторской школы
- Тема 19. Русская музыкальная культура XX века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Раздел II
- Отечественное музыкальное искусство
- Интернет-ресурсы
- Раздел IV. История искусства Востока
- Тема 1. Искусство и культура традиционного (мусульманского) Востока
- Тема 2. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Тема 3. Искусство Индии
- Тема 4. Искусство Китая
- Тема 5. Искусство Японии
- Примерные вопросы для подготовки к экзамену
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел II. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Раздел III. Искусство Индии
- Раздел IV. Искусство Китая
- Раздел V. Искусство Японии
- Интернет-ресурсы