Тема 9. Театр хх в.
Французская интеллектуальная драма 30-40-х гг. Жан Жироду (1882-1944) - один из крупнейших французских драматургов, принадлежащих к поколению писателей, появившихся после первой мировой войны. Художник природной жизненной силы, яркого остроумия, мастер метафор. Культ диалога в драме, блистательного и благородного слова. В предисловии к пьесе “Парижский экспромт” - театр добьется своего, если сохранит “свое благородство, сутью которого является слово, и свою честь, сутью которой является слово”.
Его драматургия: “Зигфрид” (1928), “Амфитриан 38” (1929), “Содом и Гоморра” (1943). Самая известная пьеса, прошедшая по сценам мира, в том числе и России - “Троянской войны не будет” (1935). Один из лучших режиссеров-постановщиков пьес Жироду - Луи Жуве, поставивший все пьесы драматурга. Противопоставление буржуазно-мещанской обыденности наступающему фашистскому варварству гуманистических ценностей культуры.
Альбер Камю (1913-1960). Влияние философии Платона, Августина, Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера и Шестова. Связь со среднеземноморской культурой, с ее представлениями о гармонии. Влияние Ф. Достоевского и Л. Толстого. Внимание к современникам - Мальро, Сент-Экзюпери, Сартру. Тенденции экзистенциализма, связанные не с мерзостями жизни, а с мыслью о величии личности, не способной найти связь с прекрасным, но равнодушным миром. Ощущение абсурдности итогов благих намерений и действий человека, противоречие между затратой целенаправленной активности и нулевым результатом. Активная позиция Камю как сторонника социальной справедливости, не приемлющего нищету, голод, разрушение традиционных моральных ценностей (“Чума”, “Праведные”, “Бунтующий человек”, “Падение”, “Изгнание из царства”). Драматургия Камю: “Калигула” (1938), “Недоразумение” (1943), “Осадное положение” (1948), “Справедливые” (1949). Связь “Калигулы” и “Недоразумения” с проблематикой таких произведений Камю как “Посторонний” и “Миф о Сизифе”. Богатая сценическая судьба “Калигулы”, в которой рассмотрены проблемы свободы, внутреннего краха и саморазрушения личности. Калигула - Жерар Филип.
Жан Поль Сартр (1905-1980) - французский философ, писатель, драматург. Участник движения Сопротивления в годы второй мировой войны. Отражение в драматургии проблематики философии экзистенциализма, одним из наиболее видных теоретиков которой он является. Противник коллаборационизма, колониализма, расизма, участник движения сторонников мира.
Пьеса “Мухи” (1943, Парижский городской театр, режиссер Ш. Дюллен) - современный вариант “Орестеи” Эсхила. Проблема выбора идеи новой морали, включающей в себя принцип сопротивления злу насилием. Трагический фарс “За закрытыми дверями” (1944, театр “Вьё каламбье”), идеи тотального зла, носителем которого являются люди, выступающие в роли палачей другого (“Палач и жертва”).
Заданность заранее сконструированной драматургом ситуации, наличие “агона”, интеллектуального диспута-диалога.
Жан Ануй (1910-1987). Начало литературной деятельности - пьеса “Горностай” (1932; театр “Творчество”). Социальная проблематика, комедийно-сатирические тенденции в пьесах “Бал воров” (1932; Театр искусств - 1938), “Дикарка” (1934), “Ужин в Санлисе” (1937; театр “Ателье” - 1941). Оригинальные вариации на темы античных трагедий - “Эвридика” (1939; театр “Ателье” - 1941), “Медея” (1946; театр “Ателье” - 1953). Наиболее значительная - “Антигона” (1943; театр “Ателье”). Прославление человеческого подвига - “Жанна д’Арк”. Преобладающее значение диалога. Ведущая роль слова, отвечающая исконной традиции французского театра. Критическое отношение к насилию, в том числе и революционному (“Бедняга Битос”, 1956, театр “Монпарнас”), пародия на образ Робеспьера. Среди пьес на исторические сюжеты: “Маленькая госпожа Мольер” (1959, театр “Одеон”), “Беккет, или Честь божья” (1959, театр “Монпарнас”). Популярность Ануя на многих сценах Европы, Америки, России.
Театр абсурда. Ведущие представители - Эжен Ионеско (1912-1994), Сэмюэль Беккет (р. 1906).
Истоки понятия “абсурда” (логический тупик, известный древнегреческим философам, средневековым богословам). Элементы абсурда в отдельных театральных драмах до возникновения течения театра абсурда в 50-х годах (Аристофан, Плавт, средневековый театр, комедия дель арте, Жарри, Аполлинер; в России - Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов). В философии - С. Кьеркегор, Л. Шестов, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю.
Книга М. Эсслина “Театр абсурда” (1961). Классификация “стратегий” абсурда (П. Пави) как структурного принципа отражения вселенского хаоса, как сатирическое парадоксальное изображение действительности в гротесковой драме.
Знаменитые пьесы: “Носорог” Э. Ионеско, постановка Ж.-Л. Борро (1960), “В ожидании Годо” Беккета. Абсурдисты на российской сцене (до 80-90-х годов).
"Комеди Франсез” - ведущий театр Франции. Сохранение и развитие классических традиций французской сцены. Постановка пьес Корнеля, Расина, Мольера, Мариво, Мюссе, Бомарше. Близость актеров принципам творчества Коклена. Высокое профессиональное мастерство. Лаконизм и минимализм сценографии. Гастроли в России в 1954 г.
Театральная деятельность Шарля Дюллена (1885-1949). Организация им театра “Ателье”. Спектакли “Вольпоне”, “Архипелаг Ленуар”, “Мухи”. Педагогическая деятельность Дюллена.
Театральная деятельность Луи Жуве (1887-1951). Создание им театра “Атеней”. Спектакли Жуве по пьесам Жироду: “Зигфрид”, “Троянской войны не будет” и др. Утверждение принципов “интеллектуального театра”.
Театральная деятельность Гастона Бати (1885-1952). Театры “Химера”, “Монпарнас-Бати”. Спектакли с участием Маргерит Жамуа “Мадам Бовари”, “Преступление и наказание” и др.
Театральная деятельность Жоржа (1885-1938) и Людмилы (1895-1951) Питоевых. Их спектакли по пьесам Чехова, Пиранделло и др. Традиции русского театра на французской сцене. Актерское искусство Жоржа и Людмилы Питоевых.
Организаторские принципы объединения “Картель четырех” (Дюллен, Жуве, Бати, Питоев; 1926).
Жак Копо (1879-1949) - французский режиссер, актер, театральный деятель. Основание в 1913 году Театра Старой Голубятни. Манифест-программа выступлений театрального искусства против пошлости коммерческого театра (“необузданная индустриализация, которая с каждым днем все циничнее снижает французский театр и отвращает от него культурную часть зрителей; захват большинства театров горсточкой развлекателей, состоящих на жаловании у потерявших честь торгашей…”). Стремление к созданию философского поэтического спектакля, глубоко раскрывающего жизнь человеческого духа. Детерминизация сценического пространства. Студийная атмосфера творчества.
Антонен Арто (1896-1948). Эстетическая концепция Арто, включающая в себя отношение к развитию культуры и роли театра в культуре ХХ века.
Расширение смысловых возможностей театра через включение пространства, света, вещей на сцене. Поиски актерской психотехники. Книга Арто “Театр и его двойник” (1938). Значение исканий Арто для современного театра.
Жан Вилар (1912-1971). Деятельность в Национальном народном театре. Современное прочтение классики. Образность и лаконизм выразительных средств. Дематериализация сценического пространства. “Сид” Корнеля. “Мария Тюдор” В. Гюго. Актеры в спектаклях Жана Вилара - Мария Казарес (р. 1922), Жерар Филип (1922-1958).
- Тематический план для студентов специальности «Социально-культурная деятельность» (по семестрам)
- Тематический план 1 курса «Раздел I. История изобразительного искусства»
- Тематический план 2 курса «Раздел II. История театра»
- Тематический план 3 курса «Раздел III. История музыки»
- Тематический план 4 курса «Раздел IV. « История искусства Востока»
- Содержание дисциплины
- Раздел 1. История изобразительного искусства
- Тема 2. Первобытное искусство.
- Тема 3. Античное изобразительное искусство.
- Тема 4. Изобразительное искусство эпохи средневековья.
- Тема 5.Изобразительное искусство эпохи Возрождения
- Тема 6. Искусство Древней Руси
- Тема 7. Западноевропейское изобразительное искусство XVII-XVIII веков
- Тема 8.Изобразительное искусство России XVIII века
- Тема 9. Западноевропейское изобразительное искусство XIX века
- Тема 10. Изобразительное искусство России XIX – начала XX вв.
- Тема 11. Искусство советского и постсоветского периодов
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература общий раздел Справочники. Энциклопедии
- Введение в теорию и историю изобразительного искусства
- Первобытное искусство
- Античное изобразительное искусство
- Византийское искусство
- Западноевропейское средневековое искусство
- Изобразительное искусство итальянского возрождения
- Северное возрождение (Германия, Нидерланды)
- Древнерусское искусство
- Западноевропейское искусство 17 века
- Западноевропейское искусство 18 века
- Русское искусство 18 века
- Западноевропейское искусство 19 начала 20 века
- Русское искусство 19 века
- Русское искусство конца 19 - начала 20 веков
- Интернет-ресурсы по истории изобразительного искусства
- 1. Официальные сайты художественных музеев и галерей
- 2. Информационно-поисковые и справочные сайты
- 3. Общеисторические сайты
- Тематические сайты
- Раздел II. История театра
- Часть 1. Зарубежное театральное искусство
- Тема 1. Театр Древней Греции. Эсхил. Софокл. Еврипид. Аристофан
- Тема 2. Театр Древнего Рима
- Тема 3. Средневековый театр
- Тема 4. Театр эпохи Возрождения
- Тема 5. Уильям Шекспир, “человек из Стратфорда”: биография, характеристика и периодизация творчества
- Тема 6. Театр XVII века. Пьер Корнель. Жан Расин. Мольер
- Тема 7. Театр XVIII в.
- Тема 8. Театр XIX века
- Французский театр XIX в.
- Натурализм и символизм во французском театре
- Английский театр XIX в.
- Немецкий театр XIX в.
- Итальянский театр XIX в.
- Скандинавский театр XIX в. Генрик Ибсен. Август Стриндберг
- Английский театр рубежа XIX-хх вв. Питер Брук
- Тема 9. Театр хх в.
- Немецкий театр XX в.
- Итальянский театр и кино хх в.
- Испанский театр хх в. Федерико Гарсия Лорка
- Американский театр хх в.
- Режиссура и актерское искусство сша
- Часть 2. Отечественное театральное искусство
- Тема 10. Народные истоки русского театра. Театр в XVII и XVIII веках. Стили, виды, жанры
- Тема 11. Театр XIX века
- Тема 12. Театр и драматургия Серебряного века (конец XIX — начало хх века)
- Тема 13. Театр эпохи Октябрьской революции 1917 года, строительства социализма в ссср, эпохи Великой Отечественной войны
- Тема 14. Театр второй половины хх века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету Зарубежное театральное искусство
- Отечественное театральное искусство
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература Античный театр
- Средневековый театр
- Театр эпохи Возрождения и Нового времени
- Театр эпохи Просвещения
- Театр XIX века
- Театр хх века
- Литература
- Интернет-ресурсы
- Раздел III. История музыки
- Тема 1. Античная музыкальная культура
- Тема 2. Музыкальная культура средневековья
- Тема 3. Музыкальная культура европейского Возрождения
- Тема 4. Особенности музыки эпохи барокко
- Тема 5. Иоганн Себастьян Бах
- Тема 6. Георг Фридрих Гендель
- Тема 7. Франц Йозеф Гайдн - основоположник классической симфонии
- Тема 8. Вольфганг Амадей Моцарт
- Тема 9. Людвиг ван Бетховен
- Тема 10. Романтизм в музыкальном искусстве
- Тема 11. Немецкая и австрийская музыкальная культура. Рихард Вагнер и проблемы музыкальной драмы
- Тема 12. Творчество Джузеппе Верди
- Тема 13. Французская музыкальная культура. Импрессионизм. Клод Дебюсси. Морис Равель
- Тема 14. Австрийская музыкальная культура. Густав Малер. Экспрессионизм и новая венская школа
- Часть II. Отечественное музыкальное искусство
- Тема 15. История и теория русской музыкальной культуры X-XVII вв.
- Тема 16. Церковно-певческое искусство Руси в XIV - XVII вв.
- Тема 17. Русская музыкальная культура XVIII-начала XIX вв. И первые русские оперы
- Тема 18. Русская музыка XIX века. Становление русской профессиональной композиторской школы
- Тема 19. Русская музыкальная культура XX века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Раздел II
- Отечественное музыкальное искусство
- Интернет-ресурсы
- Раздел IV. История искусства Востока
- Тема 1. Искусство и культура традиционного (мусульманского) Востока
- Тема 2. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Тема 3. Искусство Индии
- Тема 4. Искусство Китая
- Тема 5. Искусство Японии
- Примерные вопросы для подготовки к экзамену
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел II. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Раздел III. Искусство Индии
- Раздел IV. Искусство Китая
- Раздел V. Искусство Японии
- Интернет-ресурсы