Немецкий театр XX в.
Творчество М. Рейнхарда (1873-1943) - важнейший этап развития театрального искусства Германии конца XIX - первого десятилетия ХХ в. Постановка в основанном М. Рейнхардом Малом театре в Берлине (1902) “Ночлежки” (“На дне”, 1903) М. Горького. Понимание художественной ограниченности натурализма. Обращение к античности, Шекспиру, немецкой классике, русской драматургии.
Постановки: “Сон в летнюю ночь” Шекспира, “Царь Эдип” Софокла в поэтическом переложении Гуго фон Гофмансталя (1874-1929). Работа с актерами.
Творчество Сандро Моиси (1880-1935). Образы, созданные актером, - Гамлет, Ромео, Маркиз де Поза, Франц Моор, Царь Эдип, Освальд и др.
Экспрессионизм как реакция на первую мировую войну. Анархически-бунтарские, антибуржуазные тенденции, направленные против системы, городской цивилизации и техники. Особенности экспрессионистической драматургии: противоречивость, болезненный психологизм, тенденции патологии и натурализма.
Георг Кайзер (1874-1946) - ведущий драматург экспрессионизма. Тема борьбы против обезличивания человека техникой и машинерией в трилогии “Коралл” (1917), “Газ I” и “Газ II”. Высмеивание послевоенной буржуазной Германии (комедия “Кинороман”, 1929). Тема бедственного положения простых тружеников.
Вальтер Газенклевер (1890-1940). Тема борьбы двух поколений (“Сын”, 1913). Тема ужасов войны (“Антигона”, 1917). Тема буржуазного делячества и аморализма (“Деловой человек”, 1927).
Эрнст Толлер (1893-1939). Участие в Баварской республике, образованной в 1919 г. Арест после ее разгрома. Творческий путь драматурга - от экспрессионизма до реализма. Ранние экспрессионистские драмы. Тема бесперспективного протеста против городской цивилизации (“Человек-масса”, “Эуген Несчастный”). Критические тенденции в драме “Гоа-ля, мы живем”, 1927. Антифашистская направленность последней драмы Толлера “Пастор Халль” (1939).
Фридрих Вольф (1888-1953). Антифашистские пьесы Вольфа “Профессор Мамлок” (1933), “Троянский конь” (1935), “Как звери в лесу” (1944). Обращение к героическому жанру (“Томас Мюнцер”, 1952, о событиях Великой крестьянской войны в Германии XVI в.).
Бертольд Брехт (1898-1956) - крупный поэт, драматург, театральный деятель, создатель театрально-драматической системы, оказавший многомерное влияние на развитие мирового театра второй половины ХХ в.
Условно-плакатная форма с публицистической направленностью против социальной несправедливости ранних пьес Брехта: “Ваал” (1918), “Барабаны в ночи” (1922), “В джунглях города” (1924-1927). Драма “Мать” (1932), написанная по мотивам романа М. Горького. Приверженность суровой правде, трезвому реализму, антикапиталистическая направленность - основополагающие черты эстетики Брехта. Критика социальной лжи - “Что тот солдат, что этот” (“Man is man”, 1927), раскрытие принципиального родства уголовного преступления и “честной коммерции” (“Трехгрошовая опера”, 1928). Антивоенная и антифашистская направленность целого ряда пьес 30-х годов: “Остроголовые и круглоголовые” (1933), “Мамаша Кураж и ее дети” (1938), драма-памфлет “Страх и нищета в III империи” и позднее - “Карьера Артура Уи”.
Сочетание в последних пьесах остросоциального и философского содержания с новаторской формой “Добрый человек из Сезуана” (1938-1940), “Кавказский меловой круг” (1944-1945).
Теория эпического театра.
Усиление общественно-познавательной функции театра, предметом исследования которого становятся механизмы социально-человеческих взаимоотношений. Театр как один из путей, позволяющих человеку прийти к уяснению и изменению мира. Фабула как образ развивающихся отношений между людьми, событийный ряд как сердцевина драматургии. Усиление социальных обстоятельств “исторического потока”, эпического начала в драме. “Эффект отчуждения” (отстранения) как принцип художественного анализа и обобщения действительности.
Принцип ассоциативного сопоставления, монтажа обособленных тематических фрагментов в создании сюжета: “одно понимается через другое, сцена, вначале самостоятельная по смыслу, благодаря ее связи с другими сценами, обнаруживает и другой смысл” (Б. Брехт).
Музыкализация драматического действия (зонги). Режиссерская деятельность Б. Брехта в театре “Берлинский ансамбль”. Влияние брехтовской поэтики на драматургию и режиссуру ХХ века.
Драматургия Петера Вайса (1916-1982). Эстетика и проблематика документальной драмы “Дознание”. “Преследование и убийство Жана Поля Марата, представленное труппой психиатрической лечебницы в Шарантоне под руководством Маркиза де Сада” (“Марат Сад”).
- Тематический план для студентов специальности «Социально-культурная деятельность» (по семестрам)
- Тематический план 1 курса «Раздел I. История изобразительного искусства»
- Тематический план 2 курса «Раздел II. История театра»
- Тематический план 3 курса «Раздел III. История музыки»
- Тематический план 4 курса «Раздел IV. « История искусства Востока»
- Содержание дисциплины
- Раздел 1. История изобразительного искусства
- Тема 2. Первобытное искусство.
- Тема 3. Античное изобразительное искусство.
- Тема 4. Изобразительное искусство эпохи средневековья.
- Тема 5.Изобразительное искусство эпохи Возрождения
- Тема 6. Искусство Древней Руси
- Тема 7. Западноевропейское изобразительное искусство XVII-XVIII веков
- Тема 8.Изобразительное искусство России XVIII века
- Тема 9. Западноевропейское изобразительное искусство XIX века
- Тема 10. Изобразительное искусство России XIX – начала XX вв.
- Тема 11. Искусство советского и постсоветского периодов
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература общий раздел Справочники. Энциклопедии
- Введение в теорию и историю изобразительного искусства
- Первобытное искусство
- Античное изобразительное искусство
- Византийское искусство
- Западноевропейское средневековое искусство
- Изобразительное искусство итальянского возрождения
- Северное возрождение (Германия, Нидерланды)
- Древнерусское искусство
- Западноевропейское искусство 17 века
- Западноевропейское искусство 18 века
- Русское искусство 18 века
- Западноевропейское искусство 19 начала 20 века
- Русское искусство 19 века
- Русское искусство конца 19 - начала 20 веков
- Интернет-ресурсы по истории изобразительного искусства
- 1. Официальные сайты художественных музеев и галерей
- 2. Информационно-поисковые и справочные сайты
- 3. Общеисторические сайты
- Тематические сайты
- Раздел II. История театра
- Часть 1. Зарубежное театральное искусство
- Тема 1. Театр Древней Греции. Эсхил. Софокл. Еврипид. Аристофан
- Тема 2. Театр Древнего Рима
- Тема 3. Средневековый театр
- Тема 4. Театр эпохи Возрождения
- Тема 5. Уильям Шекспир, “человек из Стратфорда”: биография, характеристика и периодизация творчества
- Тема 6. Театр XVII века. Пьер Корнель. Жан Расин. Мольер
- Тема 7. Театр XVIII в.
- Тема 8. Театр XIX века
- Французский театр XIX в.
- Натурализм и символизм во французском театре
- Английский театр XIX в.
- Немецкий театр XIX в.
- Итальянский театр XIX в.
- Скандинавский театр XIX в. Генрик Ибсен. Август Стриндберг
- Английский театр рубежа XIX-хх вв. Питер Брук
- Тема 9. Театр хх в.
- Немецкий театр XX в.
- Итальянский театр и кино хх в.
- Испанский театр хх в. Федерико Гарсия Лорка
- Американский театр хх в.
- Режиссура и актерское искусство сша
- Часть 2. Отечественное театральное искусство
- Тема 10. Народные истоки русского театра. Театр в XVII и XVIII веках. Стили, виды, жанры
- Тема 11. Театр XIX века
- Тема 12. Театр и драматургия Серебряного века (конец XIX — начало хх века)
- Тема 13. Театр эпохи Октябрьской революции 1917 года, строительства социализма в ссср, эпохи Великой Отечественной войны
- Тема 14. Театр второй половины хх века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету Зарубежное театральное искусство
- Отечественное театральное искусство
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература Античный театр
- Средневековый театр
- Театр эпохи Возрождения и Нового времени
- Театр эпохи Просвещения
- Театр XIX века
- Театр хх века
- Литература
- Интернет-ресурсы
- Раздел III. История музыки
- Тема 1. Античная музыкальная культура
- Тема 2. Музыкальная культура средневековья
- Тема 3. Музыкальная культура европейского Возрождения
- Тема 4. Особенности музыки эпохи барокко
- Тема 5. Иоганн Себастьян Бах
- Тема 6. Георг Фридрих Гендель
- Тема 7. Франц Йозеф Гайдн - основоположник классической симфонии
- Тема 8. Вольфганг Амадей Моцарт
- Тема 9. Людвиг ван Бетховен
- Тема 10. Романтизм в музыкальном искусстве
- Тема 11. Немецкая и австрийская музыкальная культура. Рихард Вагнер и проблемы музыкальной драмы
- Тема 12. Творчество Джузеппе Верди
- Тема 13. Французская музыкальная культура. Импрессионизм. Клод Дебюсси. Морис Равель
- Тема 14. Австрийская музыкальная культура. Густав Малер. Экспрессионизм и новая венская школа
- Часть II. Отечественное музыкальное искусство
- Тема 15. История и теория русской музыкальной культуры X-XVII вв.
- Тема 16. Церковно-певческое искусство Руси в XIV - XVII вв.
- Тема 17. Русская музыкальная культура XVIII-начала XIX вв. И первые русские оперы
- Тема 18. Русская музыка XIX века. Становление русской профессиональной композиторской школы
- Тема 19. Русская музыкальная культура XX века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Раздел II
- Отечественное музыкальное искусство
- Интернет-ресурсы
- Раздел IV. История искусства Востока
- Тема 1. Искусство и культура традиционного (мусульманского) Востока
- Тема 2. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Тема 3. Искусство Индии
- Тема 4. Искусство Китая
- Тема 5. Искусство Японии
- Примерные вопросы для подготовки к экзамену
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел II. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Раздел III. Искусство Индии
- Раздел IV. Искусство Китая
- Раздел V. Искусство Японии
- Интернет-ресурсы