logo search
История искусств

Английский театр XIX в.

Исторические условия: развитие капитализма, обострение социальных противоречий. Влияние идей французской революции. Оживление демократического и народно-освободительного движений XVIII - начала XIX века.

Возникновение романтизма в Англии. Два направления: аристократическое с его реакцией на революционные идеи, бегством от современных проблем (“Озерная школа”) и демократическое с его связью с традициями Просвещения, идеями национально-освободительного и демократического движений.

Д. Г. Байрон - великий поэт, крупнейший представитель английского романтизма; его связь с демократическим движением первой четверти XIX века. Трагическое осмысление просветительских идей и надежд, иллюзий в условиях наступления реакции, обострения социальных катаклизмов, борьбы за национальную независимость, за свободу.

Защита человеческой личности. Протест против всех форм угнетения и насилия. Несовместимость идеалов поэта с миром торгашества и властью денег. Культ разочарованного мрачного героя. Поэзия зла: “Манфред” (1817). Идеи тираноборчества (“Марино Фальеро”, 1820).

Идеи гуманизма, борьбы за человеческие права в мистерии “Каин” (1821). Разоблачение власти золота “Вернер, или Наследство” (1826).

"Дон Жуан” Байрона - интерпретация старой темы. “Дон Жуан” Байрона в сценическом воплощении Н. П. Акимова на сцене Ленинградского театра комедии. Постановка “Каина” во МХАТе (1920). Значение актерской работы В. Качалова в интерпретации трагедии Байрона. Открытия К. С. Станиславского в интерпретации трагедии.

Перси Биши Шелли (1792-1822). Социальный мотив творчества - несправедливость разделения общества на привилегированные слои и народ. Идеи республики, равенства, свободы как условия гармонического существования личности и общества.

"Прометей” (1819), нетерпимость к социальному злу. Тираноборческая проблематика (“Ченчи”, 1819). Связь с современностью. Тенденции реалистической обрисовки характера.

Творчество актера-романтика Эдмунда Кина (1789-1833), его связь с социальной борьбой и подъемом демократического движения в Англии начала XIX века. Новая эстетическая программа, противостоящая классицизму. Борьба за органику существования на сцене, правдивость образа, естественность речи, чуждой штампам декламации. Успех в шекспировских ролях. Новаторское прочтение роли Шейлока.

Чарльз Джон Кин (1811-1868) - сын Эдмунда Кина. Работа в театре “Принцесса” - установка на буржуазно-аристократического зрителя. Стремление к зрелищности и архаической точности в спектакле. Тенденции эстетики натурализма в режиссуре Ч. Кина.

Тяготение в репертуаре к мелодраме и Шекспиру (20 шекспировских спектаклей). Вольное обращение с текстом автора. Новации в режиссуре: длительность показа одной пьесы, что позволяло содержать небольшую актерскую труппу.

Оскар Уайльд (1854-1900), его театральная концепция и драматургия. Театральная деятельность Бернарда Шоу (1856-1950) - крупнейшего представителя критического реализма. “Профессия миссис Уоррен” (1890), 1900-е годы - “Пигмалион”, “Дом, где разбиваются сердца”. Поздний период - “Святая Иоанна”. Известные киноверсии “Пигмалиона” (“Моя прекрасная леди” - мюзикл с Олдри Хепберн в главной роли (1965); “Галатея” - фильм-балет с Е. Максимовой и М. Лиепой (1989).

Сценическое искусство Англии на рубеже XIX-ХХ веков. “Независимый театр”. Творчество Генри Ирвинга (1838-1905). Творчество Элен Терри (1847-1928).

Реалистические тенденции в английском театре. Возникновение театра “Олд Вик” (1904) с его шекспировскими постановками.