Итальянский театр XIX в.
Национально-освободительное движение в Италии XIX века (рисорджименто), движение карбонариев и деятельность “Молодой Италии” Мадзини. Революционная деятельность Гарибальди, завершение воссоединения Италии (1870).
Идеи национально-освободительной борьбы, героики и патриотизма в драматургии итальянских романтиков.
Сильвио Пеллико (1789-1854) и его трагедия “Франческо да Римини” (1815), впервые сыгранная в том же году в Миланском театре.
Важнейшая роль в утверждении романтической драмы Алессандро Мандзони (1785-1873). Исторические трагедии - “Граф Карманьоло” (1819), “Адельгиз” (1822). Мандзони как теоретик романтической драмы. Паоло Джекометти (1817-1882) и его социальная драма “Гражданская смерть” (1868).
Густаво Модено (1803-1861). Сочетание актерской, педагогической деятельности с участием в боях за национальное освобождение страны. Театр как школа воспитания человеческой личности. Реалистические тенденции творчества: борьба с канонами классицизма, холодной риторикой, изображением чувств, напыщенной декламацией. Художественное воздействие на итальянских трагиков XIX века А. Ристори, Э. Росси, Т. Сальвини. Принцип сочетания на сцене правды жизни с романтической приподнятостью образа. Продолжение эстафеты искусства больших идей в творчестве.
Аделаида Ристори (1822-1906). Правда и свобода выражения страстей. Утверждение принципов сценического реализма с яркой романтической окрыленностью. Трагедийный репертуар: “Макбет” Шекспира, “Мария Стюарт” Шиллера, “Федра” Расина, “Лукреция Борджиа” Гюго, “Адриана Лекуврер” Скриба. Гастроли за рубежом.
Эрнесто Росси (1829-1906). Этапы творчества. Героические образы в национальной драматургии. Росси в драмах Шекспира.
Утверждение гуманистических идей мирового звучания, идей “школы переживания”, общечеловеческих нравственных ценностей (Гамлет, Лир). Монументальность и глубина психологической характеристики образов. Высокая оценка творчества Э. Росси К. С. Станиславским. Гастроли в России. Исполнение ролей в трагедиях А. С. Пушкина и А. К. Толстого. Теоретические высказывания об актерском творчестве.
Томмазо Сальвини (1829-1916). Один из великих актеров мирового театра. Этапы творчества. Участие в отряде Гарибальди. Гастроли с собственной труппой, созданной в 1856 г., за рубежом - в Европе, Америке, России.
Утверждение высокого нравственного идеала. Постижение правды человеческих страстей и характеров. Монументальность и обобщенность образов, чуждых обыденности. Трагический разрыв между мечтой и действительностью - романтическая подоплека реалистического искусства Сальвини. Шекспировские образы в его творчестве. Новаторские открытия в ролях Отелло, Гамлета, Лира и др. Станиславский о трагическом стиле Сальвини - лучшего актера искусства переживания.
Веризм в итальянском театре. Джованни Верга (1840-1922) - глава веристского течения в литературе и драматургии. Пьесы Верга “Сельская честь” (1884) и “Волчица” (1896); тенденции сентиментализма в изображении сельской жизни.
Символизм и неоромантизм в итальянском театре. Габриеле Д’Аннунцио (1863-1938).
Элеонора Дузе (1858-1924) - великая итальянская трагическая актриса. Гуманистическая направленность ее творчества. Связь с итальянской школой сценического реализма, главой которой был Т. Сальвини.
Дузе - выразительница трагических веяний эпохи. Искренность игры Дузе, совершенное владения психотехникой. Уход из театра по состоянию здоровья в 1905 году. Возвращение в театр в 1921 году. Гастроли в Америке. Болезнь и смерть.
- Тематический план для студентов специальности «Социально-культурная деятельность» (по семестрам)
- Тематический план 1 курса «Раздел I. История изобразительного искусства»
- Тематический план 2 курса «Раздел II. История театра»
- Тематический план 3 курса «Раздел III. История музыки»
- Тематический план 4 курса «Раздел IV. « История искусства Востока»
- Содержание дисциплины
- Раздел 1. История изобразительного искусства
- Тема 2. Первобытное искусство.
- Тема 3. Античное изобразительное искусство.
- Тема 4. Изобразительное искусство эпохи средневековья.
- Тема 5.Изобразительное искусство эпохи Возрождения
- Тема 6. Искусство Древней Руси
- Тема 7. Западноевропейское изобразительное искусство XVII-XVIII веков
- Тема 8.Изобразительное искусство России XVIII века
- Тема 9. Западноевропейское изобразительное искусство XIX века
- Тема 10. Изобразительное искусство России XIX – начала XX вв.
- Тема 11. Искусство советского и постсоветского периодов
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература общий раздел Справочники. Энциклопедии
- Введение в теорию и историю изобразительного искусства
- Первобытное искусство
- Античное изобразительное искусство
- Византийское искусство
- Западноевропейское средневековое искусство
- Изобразительное искусство итальянского возрождения
- Северное возрождение (Германия, Нидерланды)
- Древнерусское искусство
- Западноевропейское искусство 17 века
- Западноевропейское искусство 18 века
- Русское искусство 18 века
- Западноевропейское искусство 19 начала 20 века
- Русское искусство 19 века
- Русское искусство конца 19 - начала 20 веков
- Интернет-ресурсы по истории изобразительного искусства
- 1. Официальные сайты художественных музеев и галерей
- 2. Информационно-поисковые и справочные сайты
- 3. Общеисторические сайты
- Тематические сайты
- Раздел II. История театра
- Часть 1. Зарубежное театральное искусство
- Тема 1. Театр Древней Греции. Эсхил. Софокл. Еврипид. Аристофан
- Тема 2. Театр Древнего Рима
- Тема 3. Средневековый театр
- Тема 4. Театр эпохи Возрождения
- Тема 5. Уильям Шекспир, “человек из Стратфорда”: биография, характеристика и периодизация творчества
- Тема 6. Театр XVII века. Пьер Корнель. Жан Расин. Мольер
- Тема 7. Театр XVIII в.
- Тема 8. Театр XIX века
- Французский театр XIX в.
- Натурализм и символизм во французском театре
- Английский театр XIX в.
- Немецкий театр XIX в.
- Итальянский театр XIX в.
- Скандинавский театр XIX в. Генрик Ибсен. Август Стриндберг
- Английский театр рубежа XIX-хх вв. Питер Брук
- Тема 9. Театр хх в.
- Немецкий театр XX в.
- Итальянский театр и кино хх в.
- Испанский театр хх в. Федерико Гарсия Лорка
- Американский театр хх в.
- Режиссура и актерское искусство сша
- Часть 2. Отечественное театральное искусство
- Тема 10. Народные истоки русского театра. Театр в XVII и XVIII веках. Стили, виды, жанры
- Тема 11. Театр XIX века
- Тема 12. Театр и драматургия Серебряного века (конец XIX — начало хх века)
- Тема 13. Театр эпохи Октябрьской революции 1917 года, строительства социализма в ссср, эпохи Великой Отечественной войны
- Тема 14. Театр второй половины хх века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету Зарубежное театральное искусство
- Отечественное театральное искусство
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература Античный театр
- Средневековый театр
- Театр эпохи Возрождения и Нового времени
- Театр эпохи Просвещения
- Театр XIX века
- Театр хх века
- Литература
- Интернет-ресурсы
- Раздел III. История музыки
- Тема 1. Античная музыкальная культура
- Тема 2. Музыкальная культура средневековья
- Тема 3. Музыкальная культура европейского Возрождения
- Тема 4. Особенности музыки эпохи барокко
- Тема 5. Иоганн Себастьян Бах
- Тема 6. Георг Фридрих Гендель
- Тема 7. Франц Йозеф Гайдн - основоположник классической симфонии
- Тема 8. Вольфганг Амадей Моцарт
- Тема 9. Людвиг ван Бетховен
- Тема 10. Романтизм в музыкальном искусстве
- Тема 11. Немецкая и австрийская музыкальная культура. Рихард Вагнер и проблемы музыкальной драмы
- Тема 12. Творчество Джузеппе Верди
- Тема 13. Французская музыкальная культура. Импрессионизм. Клод Дебюсси. Морис Равель
- Тема 14. Австрийская музыкальная культура. Густав Малер. Экспрессионизм и новая венская школа
- Часть II. Отечественное музыкальное искусство
- Тема 15. История и теория русской музыкальной культуры X-XVII вв.
- Тема 16. Церковно-певческое искусство Руси в XIV - XVII вв.
- Тема 17. Русская музыкальная культура XVIII-начала XIX вв. И первые русские оперы
- Тема 18. Русская музыка XIX века. Становление русской профессиональной композиторской школы
- Тема 19. Русская музыкальная культура XX века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Раздел II
- Отечественное музыкальное искусство
- Интернет-ресурсы
- Раздел IV. История искусства Востока
- Тема 1. Искусство и культура традиционного (мусульманского) Востока
- Тема 2. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Тема 3. Искусство Индии
- Тема 4. Искусство Китая
- Тема 5. Искусство Японии
- Примерные вопросы для подготовки к экзамену
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел II. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Раздел III. Искусство Индии
- Раздел IV. Искусство Китая
- Раздел V. Искусство Японии
- Интернет-ресурсы