logo search
История искусств

Тема 8. Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) - великий классик австрийской и мировой музыкальной культуры. Содержание творчества. Исключительное жанровое разнообразие при ведущем значении оперы. Жизненный путь. Эстетические взгляды Моцарта, его творческие принципы.

Особенности музыкального языка. Красота и богатство мелодики, высокохудожественное претворение в ней австрийских, немецких, славянских, итальянских интонаций. Контрастно-конфликтная драматургия музыкальной формы.

Оперное творчество Моцарта, его выдающееся реформаторское значение, идейная связь с движением “Бури и натиска”. Создание реалистической музыкальной драматургии на основе исторически сложившихся оперных жанров. Жизненная правдивость, богатство выражения внутреннего мира героев, индивидуализация их характеров. Роль арий, ансамблей, финалов в оперной драматургии. Роль оркестра.

Высшие оперные достижения Моцарта. “Похищение из сераля” - лирико-психологическая трактовка зингшпиля. “Свадьба Фигаро” - реалистическая комедия характеров. “Дон Жуан” - уникальный образец совершенного синтеза музыкальной драмы и оперы-буффа. “Волшебная флейта” - сказочный, философски-возвышенный зингшпиль.

Инструментальная музыка Моцарта, ее единство с оперным творчеством композитора. Расширение круга образов в симфонических и камерно-инструментальных произведениях. Новые черты музыкальных циклов. Последние симфонии Моцарта как новый этап в развитии симфонизма, особенности их музыкально-драматических концепций. Концерты для скрипки и фортепиано Моцарта как связующее звено между “развлекательно-бытовой” и симфонической музыкой. Их значение в эволюции жанра.

Фортепианные произведения, инструментальные ансамбли (дивертисменты, серенады) Моцарта.

Выдающееся философское и художественное значение “Реквиема”. Творческое развитие в нем этических и художественных идеалов Генделя и Баха. Наследие Моцарта в мировой музыкальной культуре.