logo search
История искусств

Тема 9. Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен (1770-1827). Мировое значение его творчества. Отражение идей и музыкальной практики французской буржуазной революции и немецкого Просвещения. Эстетические взгляды Бетховена, его отношение к И. Канту, И. В. Гете и другим писателям и мыслителям.

Бетховен как представитель нового этапа развития венской классической музыкальной школы. Его связи с австрийской музыкальной культурой, интерес к песенному творчеству разных народов.

Творческий путь Бетховена, основные периоды и их характеристика. Борьба за свободу против насилия и угнетения - главная тема творчества. Философское осмысление действительности.

Бетховенский симфонизм. Его монументальность, драматизм и острота контрастов как отражение жизненных противоречий и конфликтов. Диалектические принципы симфонизма Бетховена. Музыкальный тематизм. Особенности мелодики, ритмики, гармонии, оркестровки. Новый подход Бетховена к сонатной форме и сонатно-симфоническому циклу.

Симфоническое творчество и его ведущая роль в наследии Бетховена. Симфонии № 3, 5, 9, в которых наиболее полно и широко воплощена идея “через борьбу к победе”. Итог творческого пути - Девятая симфония, утверждающая идею братства и свободы народов. Новаторская трактовка симфонического жанра. Многообразие воплощения народно-массовых, лирических и жанрово-бытовых образов в симфониях № 2, 4, 6, 8. Увертюры “Эгмонт”, “Кориолан”, “Леонора” (№ 3) как образцы программного симфонизма.

Инструментальные концерты Бетховена - новая ступень в развитии жанра (симфонизация, расширение круга образов и их драматическое развитие).

Фортепианные сонаты Бетховена (богатство и глубина их содержания, новаторская трактовка цикла и многообразие решений). Обогащение выразительных возможностей фортепиано. Бетховен-пианист.

Опера “Фиделио”, ее свободолюбивая, этическая и гражданственная идея. Основные образы, особенности музыкальной драматургии. Сочетание традиций зингшпиля и “оперы спасения”. Ораториальные черты, особенности симфонического развития.

Музыка Бетховена к трагедии Гете “Эгмонт”, ее революционная идея и круг образов.

"Торжественная месса”, философско-этическое содержание и музыкальный стиль.