Введение
Вторая половина и конец XIX века – это тот период всемирной истории, когда капиталистические отношения достигают своего апогея, когда резко обостряется классовая борьба между буржуазией и пролетариатом и когда эти противоречия выливаются в очередную революцию во Франции – Парижскую коммуну. А далее социальные катаклизмы перебрасываются в Россию и выявляются в форме революции 1905 г. Затем – первая мировая война и Октябрьская революция в России. Все эти события не могли не повлиять на состояние духовной жизни общества, на состояние искусства в целом, в том числе и театра.
В духовной жизни буржуазного общества всё явственнее обозначаются признаки начинающегося кризиса. В то же время в области культуры и искусства прогрессивные тенденции, сыгравшие определенную роль в первой половине XIX века, теперь отступают. Парижская коммуна (1871 г.) из-за кратковременности своего существования не изменила господствующего типа буржуазного театра. Театральное законодательство Коммуны утверждало, что театр должен стать средством просвещения народа, но воплотиться оно не успело.
В 70-80-х годах театр вступает в пору идейно-творческого кризиса, хотя внешне театральная жизнь в Европе выглядит вполне благополучно, потому что идейно-эстетический уровень спектаклей складывался под влиянием вкусов буржуазной публики. А она восторженно приветствовала театр, который создавал образ мира по законам буржуазной морали.
Такой тип театра сложился во Франции, и он приобрел значение норма и образца для театров других стран. И французская буржуазная драма занимает большое место в театрах Европы и влияет на драматургию этих стран.
Передовой художественный метод – критический реализм, позволивший крупнейшим писателям и художникам правдиво показывать современность, отражая ее противоречия и общественные пороки, – был чужд буржуазному зрителю. Поэтому подлинная жизненная правда не была представлена на сценах. Более того, чтобы отвергнуть пьесы, отвечающие критическому реализму, была сформулирована своеобразная эстетическая концепция «сценичности». Суть ее состояла в том, что законы сцены якобы не позволяют «грубого реализма», что жизненная правда на театре должна заменяться некой внешней театральностью. И потому театр питался пьесами с традиционной сюжетной схемой, использовал весь арсенал сценических эффектов, и в финале спектакля всегда торжествовала добродетель и наказывался порок. Это отвечало вкусам буржуазной публики. А пьесы, выражавшие подлинную жизненную правду, не отвечали вкусам этой публики и поэтому признавались не соответствующими «законам сцены».
Идеализация жизни на сцене выражалась в подчеркнутой театральности, в оформлении спектакля, в декорациях, в костюмах. В исторических пьесах это выражалось в пышности и эффектности, а в современных актеры демонстрировали красоту и богатство костюма, а отнюдь не особенности характера своего героя.
Такое состояние театра должно было вызвать всплеск борьбы за его демократизацию.
- Л.М. Петрова
- Формы осмысления действительности называются формами общественного сознания, иными словами – это мысли, идеи, представления, сложившиеся в обществе.
- П р о с т р а н с т в е н н ы е и с к у с с т в а
- Античный театр древняя греция
- Устройство античного театра
- Греческая драматургия
- Эсхил (525 – 456 г.Г. До н.Э.)
- Софокл (496-406 г.Г. До н.Э.)
- Еврипид (485-406 г.Г. До н.Э.)
- Греческая комедия
- Аристофан (446-385 г.Г. До н.Э.)
- Менандр (343/2 – 292 г.Г. До н.Э.)
- Античная теория искусства
- Платон (427-347 гг. До н.Э.)
- Театр древнего рима
- Появление литературной драмы в Риме
- Римская комедия
- Плавт (254 – 184 г.Г. До н.Э.)
- «Наука поэзии» Горация
- Организация театральных представлений в Риме.
- Значение античного театра и античной культуры
- Истоки средневековой культуры
- Содержание средневекового искусства
- Формы театрального искусства средневековья
- Эпоха возрождения Италия – родина Возрождения
- Итальянский театр Возрождения
- Маски комедии дель арте
- Мировое значение комедии дель арте.
- Испанское возрождение. «Золотой век» испанского театра.
- Устройство театра и организация театральных зрелищ.
- Организация театрального дела в Испании
- Английское возрождение Английский театр
- Особенности исторического развития Англии в XVI веке
- Английские гуманисты
- Английская драматургия и театр в XVI веке
- Устройство театра
- Шекспир (23 апреля 1564 – 23 апреля 1616)
- Английский театр после Шекспира
- Значение английского театра Возрождения
- Эпоха классицизма. Французский театр классицизма
- Драматургия классицизма
- Классицизм в искусстве актера и в сценографии. (о том, как шел процесс развития театра классицизма)
- Английский театр эпохи Просвещения
- Разработка теории актерского искусства в XVIII веке
- Таким образом, только обладая и разумом и чувствительностью, актер будет трогать зрительный зал как в трагедии, так и в комедии.
- Французское Просвещение. Французский театр.
- Вольтер (1694-1778)
- Театральное искусство
- Итальянский театр эпохи Просвещения
- Немецкий театр эпохи Просвещения.
- Драматургия Шиллера.
- Эстетика Шиллера
- Сценическое искусство Германии
- Стилевые тенденции эпохи Просвещения
- Русский театр от истоков до конца XVIII века
- Культура и театр русского средневековья
- Русское народное прикладное искусство Русский фольклор и фольклорный театр
- Формы русского средневекового театра
- Скоморохи на Руси.
- Театр при Алексее Михайловиче
- Художественная культура и театр России в первой половине хiх века
- Комедия начала XIX века
- Актерское искусство
- Декорационное оформление спектаклей начала XIX века
- А.С. Грибоедов и театр
- Сценическая история комедии «Горе от ума»
- О трактовках образа Чацкого на сцене
- Русский романтический театр
- А.С. Пушкин и театр
- Сценическая судьба трагедии «Борис Годунов».
- «Маленькие трагедии»
- Сценическая судьба «маленьких трагедий»
- Значение драматургии Пушкина в развитии русского театра.
- Н.В. Гоголь и театр
- История и эстетика театра
- Часть II. Мировой театр XIX века Европейский театр XIX века (до 1871 г.) Введение
- Французский театр Театр периода Великой Французской революции
- Театр начала XIX века
- Актерское искусство Франции периода романтизма.
- Сценическое искусство
- Английский романтический театр
- Актерское искусство
- Немецкий романтический театр
- Итальянский театр периода романтизма.
- Европейский театр конца XIX века
- Введение
- Французский театр
- Актерское искусство
- Скандинавский театр
- Английский театр
- Актерское искусство
- Немецкий театр
- Создание Свободной сцены
- Итальянский театр
- Русская художественная культура и театр второй половины XIX века
- Сатирическая драматургия
- Борьба за осуществление театральной реформы.
- Осуществление театральной реформы
- А.П. Чехов и театр
- Театральное учение к.С. Станиславского и мировой театр