Появление литературной драмы в Риме
Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков, перевели на латинский язык и приспособили к своим понятиям и вкусам.
Еще когда начинались завоевания городов Южной Италии римлянами, они познакомились со многими образцами греческой культуры. Греки стали появляться в Риме в качестве дипломатических представителей, педагогов, заложников, военнопленных. Знакомство с греческим языком всё шире и шире распространяется среди нобилей. Греческое культурное влияние усиливается во время 1-й и 2-й Пунических войн, которые возникли из-за экономического соперничества Рима и Карфагена. Эти войны окончились победой Рима. Теперь уже Рим не знал соперников в бассейне Средиземноморья.
В обстановке общественного подъема, вызванного победоносным окончанием 1-й Пунической войны, на праздничных играх 240 г. до н.э. было решено поставить драматическое представление. Постановку поручили греку Ливию Андронику, попавшему в Рим в качестве военнопленного. Андроник был рабом одного римского сенатора, от которого получил свое второе имя – Ливий. Сенатор быстро понял, что его раб очень образованный человек, и он поручил ему обучение и воспитание своих детей, а затем отпустил его на волю. Вольноотпущенный Ливий Андроник стал обучать греческому и латинскому языкам сыновей римской знати.
Ливий Андроник перевел на латинский язык великие произведения греческого эпоса и драматургии, благодаря чему римское общество смогло познакомиться с литературой его великой родины. Он явился, по сути дела, первым в мире переводчиком. Ему и было поручено поставить на праздничных играх греческую трагедию. Предполагают, что была поставлена и комедия. Ливий Андроник не просто переводил эти произведения, но, учитывая вкусы и настрой общества, перерабатывал греческие пьесы.
Постановка Ливия Андроника дала толчок дальнейшему развитию римского театра.
Другим драматургом был Гней Невий, который начал ставить свои пьесы с 235 г. до н.э. В отличие от греческих драматургов, он сочинял и трагедии и комедии. Это тоже были переделки греческих трагедий с мифологическим сюжетом. Кроме того, он был создателем трагедий из римской истории. Но наибольшей славы он достиг в области комедии.
Литературная комедия III – II в.в. до н.э. тоже представляла собой переделку греческой бытовой комедии. Политическую комедию, подобно комедии Аристофана, аристократический сенат Рима никогда бы не допустил. Римскую комедию, которая являлась переработкой греческих оригиналов, называли паллиатой, так как ее персонажи носили греческий плащ – паллий. Действующие лица паллиаты имели греческие имена, и действие этих комедий происходило всегда где-нибудь в Греции.
Другие римские драматурги (Энний, Пакувий, Акций) писали трагедии и брали для переработки произведения Эсхила, Софокла и Еврипида. Но наиболее любимым оригиналом для них был Еврипид. Его стремление к реализму, элементы семейно-бытовой драмы в некоторых его произведениях делали их доступнее для римских зрителей, чем пьесы Эсхила и Софокла.
Почему же великие греческие трагедии Эсхила и Софокла, поднимавшие сложные политические, религиозно-философские и моральные проблемы, не могли ставиться в древнем Риме? Это объясняется огромным различием и в социально-политическом строе, и в культурном уровне Греции V в. и Рима III-II в. до н.э. Римляне не испытывали никакого интереса к высоким гражданским и моральным проблемам. Их интересы простирались в области гладиаторских боев. Их более захватывали кровавые зрелища, нежели размышления над смыслом бытия. Поэтому греческие трагедии приходилось перерабатывать: насыщать их событиями, запутывать действие, усиливать чисто зрелищную сторону. А характерам придавались чисто римские черты.
Но даже и в таком переработанном виде греческая трагедия оказывалась сложной по своему содержанию для римской публики. Комедия была понятнее и вызывала большее удовольствие.
- Л.М. Петрова
- Формы осмысления действительности называются формами общественного сознания, иными словами – это мысли, идеи, представления, сложившиеся в обществе.
- П р о с т р а н с т в е н н ы е и с к у с с т в а
- Античный театр древняя греция
- Устройство античного театра
- Греческая драматургия
- Эсхил (525 – 456 г.Г. До н.Э.)
- Софокл (496-406 г.Г. До н.Э.)
- Еврипид (485-406 г.Г. До н.Э.)
- Греческая комедия
- Аристофан (446-385 г.Г. До н.Э.)
- Менандр (343/2 – 292 г.Г. До н.Э.)
- Античная теория искусства
- Платон (427-347 гг. До н.Э.)
- Театр древнего рима
- Появление литературной драмы в Риме
- Римская комедия
- Плавт (254 – 184 г.Г. До н.Э.)
- «Наука поэзии» Горация
- Организация театральных представлений в Риме.
- Значение античного театра и античной культуры
- Истоки средневековой культуры
- Содержание средневекового искусства
- Формы театрального искусства средневековья
- Эпоха возрождения Италия – родина Возрождения
- Итальянский театр Возрождения
- Маски комедии дель арте
- Мировое значение комедии дель арте.
- Испанское возрождение. «Золотой век» испанского театра.
- Устройство театра и организация театральных зрелищ.
- Организация театрального дела в Испании
- Английское возрождение Английский театр
- Особенности исторического развития Англии в XVI веке
- Английские гуманисты
- Английская драматургия и театр в XVI веке
- Устройство театра
- Шекспир (23 апреля 1564 – 23 апреля 1616)
- Английский театр после Шекспира
- Значение английского театра Возрождения
- Эпоха классицизма. Французский театр классицизма
- Драматургия классицизма
- Классицизм в искусстве актера и в сценографии. (о том, как шел процесс развития театра классицизма)
- Английский театр эпохи Просвещения
- Разработка теории актерского искусства в XVIII веке
- Таким образом, только обладая и разумом и чувствительностью, актер будет трогать зрительный зал как в трагедии, так и в комедии.
- Французское Просвещение. Французский театр.
- Вольтер (1694-1778)
- Театральное искусство
- Итальянский театр эпохи Просвещения
- Немецкий театр эпохи Просвещения.
- Драматургия Шиллера.
- Эстетика Шиллера
- Сценическое искусство Германии
- Стилевые тенденции эпохи Просвещения
- Русский театр от истоков до конца XVIII века
- Культура и театр русского средневековья
- Русское народное прикладное искусство Русский фольклор и фольклорный театр
- Формы русского средневекового театра
- Скоморохи на Руси.
- Театр при Алексее Михайловиче
- Художественная культура и театр России в первой половине хiх века
- Комедия начала XIX века
- Актерское искусство
- Декорационное оформление спектаклей начала XIX века
- А.С. Грибоедов и театр
- Сценическая история комедии «Горе от ума»
- О трактовках образа Чацкого на сцене
- Русский романтический театр
- А.С. Пушкин и театр
- Сценическая судьба трагедии «Борис Годунов».
- «Маленькие трагедии»
- Сценическая судьба «маленьких трагедий»
- Значение драматургии Пушкина в развитии русского театра.
- Н.В. Гоголь и театр
- История и эстетика театра
- Часть II. Мировой театр XIX века Европейский театр XIX века (до 1871 г.) Введение
- Французский театр Театр периода Великой Французской революции
- Театр начала XIX века
- Актерское искусство Франции периода романтизма.
- Сценическое искусство
- Английский романтический театр
- Актерское искусство
- Немецкий романтический театр
- Итальянский театр периода романтизма.
- Европейский театр конца XIX века
- Введение
- Французский театр
- Актерское искусство
- Скандинавский театр
- Английский театр
- Актерское искусство
- Немецкий театр
- Создание Свободной сцены
- Итальянский театр
- Русская художественная культура и театр второй половины XIX века
- Сатирическая драматургия
- Борьба за осуществление театральной реформы.
- Осуществление театральной реформы
- А.П. Чехов и театр
- Театральное учение к.С. Станиславского и мировой театр