Еврипид (485-406 г.Г. До н.Э.)
Еврипид – самый трагический поэт.
Он первый стал изображать людей с присущими им недостатками и достоинствами, с их увлечениями, горестями, страстями, толкнувшими их на преступления, страданиями. Поэтому его можно считать родоначальником психологической драмы. Его интересует человек и его внутренние переживания. Герои его трагедий – те же мифологические персонажи. Но они наделялись мыслями, чувствами, стремлениями, страстями современных ему людей.
В ряде трагедий Еврипида звучит критика религиозных воззрений, и Боги оказываются нередко более коварными, жестокими и мстительными, чем люди. Это религиозное свободомыслие, постоянно встречающееся в трагедиях Еврипида, не могло найти сочувствия у рядового афинянина, и в этом прежде всего надо искать причину неуспеха драматурга.
Еврипид выступал на театральных состязаниях 22 раза, но только 5 раз удостаивался первого места, причем последний раз – уже посмертно. Сам он не выступал в своих трагедиях, не писал к ним и музыки, поручая эту работу другим лицам. До нас дошли полностью 18 драм и большое количество отрывков (а всего им написано по разным данным от 75 до 92 пьес).
Еврипид еще глубже, чем Софокл, проникал в мир душевных переживаний человека. При этом он не боялся изображать низкие человеческие страсти или борьбу противоречивых стремлений в душе человека. Особенно выразительны у него женские образы; он считается знатоком женской души.
При постановке своих трагедий Еврипид пользовался тремя актерами. Хор еще меньше связан с развитием действия. Иногда песни хора выражали мысли и идеи самого автора.
Одна из наиболее известных трагедий Еврипида – «Медея». В ее основе – миф об аргонавтах.
По мифу, завладеть золотым руном Ясону помогла дочь колхидского царя волшебница Медея, влюбившаяся в Ясона и совершившая ради него ряд преступлений. Изгнанные из родного города Ясон и Медея нашли приют в Коринфе. У них родилось два сына. Но вот Ясон решил оставить Медею и жениться на дочери коринфского царя. С этого момента и начинается действие трагедии.
Сюжет трагедии страшен. Желая мстить, Медея с помощью отравленных даров губит сначала молодую жену Ясона и ее отца, а затем убивает своих детей, рожденных от Ясона, и улетает на крылатой колеснице.
Ревность, негодование на измену мужа, чувство оскорбленного человеческого достоинства, мысли о покинутой родине – всё перемешалось в душе Медеи. Еврипид показывает, как из хаоса всех этих переживаний зарождается мысль о мести. Медея принадлежит к натурам, которые никогда не прощают нанесенную им обиду. Ее действиями руководит только страсть, никакие божества не управляют ею. И только страсть становится той роковой силой, которая подчиняет разум и волю Медеи, хотя она и сознаёт, что этим своим преступлением она разрушает и свою собственную жизнь.
Зритель не может простить преступления Медеи, но он понимает, кем и как она была доведена до него.
Ясон изображен в трагедии эгоистичным, расчётливым человеком, заботящимся только о своих собственных интересах и удовольствиях.
Трагедии Еврипида обычно ограничиваются пределами семейных коллизий и по преимуществу поднимают вопросы морали.
Своим гражданским пафосом выделяется последняя трагедия Еврипида – «Ифигения в Авлиде». Она была поставлена уже после смерти Еврипида и завоевала первое место. В ее основу положен миф о том, как Богиня повелела Агамемнону принести в жертву его дочь Ифигению, чтобы Эллада, в которой царит свобода, победила Трою, в которой процветает рабство. Ифигения сначала просит отца пощадить ее. Но когда с развитием событий она убеждается в том, что ее жизнь нужна ее стране, ее охватывает героический порыв, и она сама идет на эту жертву.
Как видим, трагедии Еврипида существенно отличались от трагедий Эсхила и Софокла. Афинянам не нравилось, что Еврипид свободно обращается с мифами и официальной религией, реалистически изображает жизнь. Они считали, что это – нарушение традиционного характера трагедии. Поэтому так мало побед он одерживал на театральных состязаниях. Но уже в IV веке до н.э. его называли величайшим трагическим поэтом, и такое суждение сохранилось до конца античного мира.
У Еврипида появляется тема безысходности страданий человека.
Эсхил и Софокл – непревзойденные мастера в изображении взаимоотношений человека с согражданами и с государством (т.е. с властью).
Еврипид – непревзойденный в древности мастер изображения взлета и падения человеческой души и одолевающих эту душу страстей.
Несмотря на эти различия, в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида много общего. Прежде всего – это стремление показать общественные, философские и нравственные проблемы, волновавшие афинян в V веке до н.э. и решить их с гуманных позиций. Это и делало театр школой, воспитателем гражданских нравов.
Уже в творчестве Еврипида наметились два направления, по которым будет развиваться в дальнейшем греческая серьезная драма, – это трагедия страстей и драма, приближающаяся к бытовой (в последствии она получила название новоаттической комедии).
- Л.М. Петрова
- Формы осмысления действительности называются формами общественного сознания, иными словами – это мысли, идеи, представления, сложившиеся в обществе.
- П р о с т р а н с т в е н н ы е и с к у с с т в а
- Античный театр древняя греция
- Устройство античного театра
- Греческая драматургия
- Эсхил (525 – 456 г.Г. До н.Э.)
- Софокл (496-406 г.Г. До н.Э.)
- Еврипид (485-406 г.Г. До н.Э.)
- Греческая комедия
- Аристофан (446-385 г.Г. До н.Э.)
- Менандр (343/2 – 292 г.Г. До н.Э.)
- Античная теория искусства
- Платон (427-347 гг. До н.Э.)
- Театр древнего рима
- Появление литературной драмы в Риме
- Римская комедия
- Плавт (254 – 184 г.Г. До н.Э.)
- «Наука поэзии» Горация
- Организация театральных представлений в Риме.
- Значение античного театра и античной культуры
- Истоки средневековой культуры
- Содержание средневекового искусства
- Формы театрального искусства средневековья
- Эпоха возрождения Италия – родина Возрождения
- Итальянский театр Возрождения
- Маски комедии дель арте
- Мировое значение комедии дель арте.
- Испанское возрождение. «Золотой век» испанского театра.
- Устройство театра и организация театральных зрелищ.
- Организация театрального дела в Испании
- Английское возрождение Английский театр
- Особенности исторического развития Англии в XVI веке
- Английские гуманисты
- Английская драматургия и театр в XVI веке
- Устройство театра
- Шекспир (23 апреля 1564 – 23 апреля 1616)
- Английский театр после Шекспира
- Значение английского театра Возрождения
- Эпоха классицизма. Французский театр классицизма
- Драматургия классицизма
- Классицизм в искусстве актера и в сценографии. (о том, как шел процесс развития театра классицизма)
- Английский театр эпохи Просвещения
- Разработка теории актерского искусства в XVIII веке
- Таким образом, только обладая и разумом и чувствительностью, актер будет трогать зрительный зал как в трагедии, так и в комедии.
- Французское Просвещение. Французский театр.
- Вольтер (1694-1778)
- Театральное искусство
- Итальянский театр эпохи Просвещения
- Немецкий театр эпохи Просвещения.
- Драматургия Шиллера.
- Эстетика Шиллера
- Сценическое искусство Германии
- Стилевые тенденции эпохи Просвещения
- Русский театр от истоков до конца XVIII века
- Культура и театр русского средневековья
- Русское народное прикладное искусство Русский фольклор и фольклорный театр
- Формы русского средневекового театра
- Скоморохи на Руси.
- Театр при Алексее Михайловиче
- Художественная культура и театр России в первой половине хiх века
- Комедия начала XIX века
- Актерское искусство
- Декорационное оформление спектаклей начала XIX века
- А.С. Грибоедов и театр
- Сценическая история комедии «Горе от ума»
- О трактовках образа Чацкого на сцене
- Русский романтический театр
- А.С. Пушкин и театр
- Сценическая судьба трагедии «Борис Годунов».
- «Маленькие трагедии»
- Сценическая судьба «маленьких трагедий»
- Значение драматургии Пушкина в развитии русского театра.
- Н.В. Гоголь и театр
- История и эстетика театра
- Часть II. Мировой театр XIX века Европейский театр XIX века (до 1871 г.) Введение
- Французский театр Театр периода Великой Французской революции
- Театр начала XIX века
- Актерское искусство Франции периода романтизма.
- Сценическое искусство
- Английский романтический театр
- Актерское искусство
- Немецкий романтический театр
- Итальянский театр периода романтизма.
- Европейский театр конца XIX века
- Введение
- Французский театр
- Актерское искусство
- Скандинавский театр
- Английский театр
- Актерское искусство
- Немецкий театр
- Создание Свободной сцены
- Итальянский театр
- Русская художественная культура и театр второй половины XIX века
- Сатирическая драматургия
- Борьба за осуществление театральной реформы.
- Осуществление театральной реформы
- А.П. Чехов и театр
- Театральное учение к.С. Станиславского и мировой театр