logo
История театра - Лекции

Еврипид (485-406 г.Г. До н.Э.)

Еврипид – самый трагический поэт.

Он первый стал изображать людей с присущими им недостатками и достоинствами, с их увлечениями, горестями, страстями, толкнувшими их на преступления, страданиями. Поэтому его можно считать родоначальником психологической драмы. Его интересует человек и его внутренние переживания. Герои его трагедий – те же мифологические персонажи. Но они наделялись мыслями, чувствами, стремлениями, страстями современных ему людей.

В ряде трагедий Еврипида звучит критика религиозных воззрений, и Боги оказываются нередко более коварными, жестокими и мстительными, чем люди. Это религиозное свободомыслие, постоянно встречающееся в трагедиях Еврипида, не могло найти сочувствия у рядового афинянина, и в этом прежде всего надо искать причину неуспеха драматурга.

Еврипид выступал на театральных состязаниях 22 раза, но только 5 раз удостаивался первого места, причем последний раз – уже посмертно. Сам он не выступал в своих трагедиях, не писал к ним и музыки, поручая эту работу другим лицам. До нас дошли полностью 18 драм и большое количество отрывков (а всего им написано по разным данным от 75 до 92 пьес).

Еврипид еще глубже, чем Софокл, проникал в мир душевных переживаний человека. При этом он не боялся изображать низкие человеческие страсти или борьбу противоречивых стремлений в душе человека. Особенно выразительны у него женские образы; он считается знатоком женской души.

При постановке своих трагедий Еврипид пользовался тремя актерами. Хор еще меньше связан с развитием действия. Иногда песни хора выражали мысли и идеи самого автора.

Одна из наиболее известных трагедий Еврипида – «Медея». В ее основе – миф об аргонавтах.

По мифу, завладеть золотым руном Ясону помогла дочь колхидского царя волшебница Медея, влюбившаяся в Ясона и совершившая ради него ряд преступлений. Изгнанные из родного города Ясон и Медея нашли приют в Коринфе. У них родилось два сына. Но вот Ясон решил оставить Медею и жениться на дочери коринфского царя. С этого момента и начинается действие трагедии.

Сюжет трагедии страшен. Желая мстить, Медея с помощью отравленных даров губит сначала молодую жену Ясона и ее отца, а затем убивает своих детей, рожденных от Ясона, и улетает на крылатой колеснице.

Ревность, негодование на измену мужа, чувство оскорбленного человеческого достоинства, мысли о покинутой родине – всё перемешалось в душе Медеи. Еврипид показывает, как из хаоса всех этих переживаний зарождается мысль о мести. Медея принадлежит к натурам, которые никогда не прощают нанесенную им обиду. Ее действиями руководит только страсть, никакие божества не управляют ею. И только страсть становится той роковой силой, которая подчиняет разум и волю Медеи, хотя она и сознаёт, что этим своим преступлением она разрушает и свою собственную жизнь.

Зритель не может простить преступления Медеи, но он понимает, кем и как она была доведена до него.

Ясон изображен в трагедии эгоистичным, расчётливым человеком, заботящимся только о своих собственных интересах и удовольствиях.

Трагедии Еврипида обычно ограничиваются пределами семейных коллизий и по преимуществу поднимают вопросы морали.

Своим гражданским пафосом выделяется последняя трагедия Еврипида – «Ифигения в Авлиде». Она была поставлена уже после смерти Еврипида и завоевала первое место. В ее основу положен миф о том, как Богиня повелела Агамемнону принести в жертву его дочь Ифигению, чтобы Эллада, в которой царит свобода, победила Трою, в которой процветает рабство. Ифигения сначала просит отца пощадить ее. Но когда с развитием событий она убеждается в том, что ее жизнь нужна ее стране, ее охватывает героический порыв, и она сама идет на эту жертву.

Как видим, трагедии Еврипида существенно отличались от трагедий Эсхила и Софокла. Афинянам не нравилось, что Еврипид свободно обращается с мифами и официальной религией, реалистически изображает жизнь. Они считали, что это – нарушение традиционного характера трагедии. Поэтому так мало побед он одерживал на театральных состязаниях. Но уже в IV веке до н.э. его называли величайшим трагическим поэтом, и такое суждение сохранилось до конца античного мира.

У Еврипида появляется тема безысходности страданий человека.

Эсхил и Софокл – непревзойденные мастера в изображении взаимоотношений человека с согражданами и с государством (т.е. с властью).

Еврипид – непревзойденный в древности мастер изображения взлета и падения человеческой души и одолевающих эту душу страстей.

Несмотря на эти различия, в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида много общего. Прежде всего – это стремление показать общественные, философские и нравственные проблемы, волновавшие афинян в V веке до н.э. и решить их с гуманных позиций. Это и делало театр школой, воспитателем гражданских нравов.

Уже в творчестве Еврипида наметились два направления, по которым будет развиваться в дальнейшем греческая серьезная драма, – это трагедия страстей и драма, приближающаяся к бытовой (в последствии она получила название новоаттической комедии).