logo
История театра - Лекции

Сценическое искусство

Если в театральном искусстве Франции времен Второй империи явно проступали признаки начинающегося упадка, то театральное дело процветало: оно стало одним из видов коммерции. В Париже в 1847 г. было 29 театров, а в 1868 г. их стало 45.

«Комеди Франсез» продолжал лидировать, репертуар у него был преимущественно классический, он был хранителем национальных традиций актерского искусства. В нем были сосредоточены крупнейшие актерские силы страны, и он был центром театрального образования. Идейно-политические позиции театра определялись мировоззрением его ведущих актеров, которые враждебно относились к демократическим веяниям; они примыкали к наиболее консервативной части буржуазной интеллигенции.

Коммерческие театры Парижа были сосредоточены на бульварах и в Латинском квартале. Основная масса театральной публики (мелкая и средняя буржуазия) посещала именно их. Самыми крупными театрами были «Порт-Сен-Мартен», «Варьете», «Жимназ», «Буфф», «Водевиль», «Амбигю-Комик» и др. Репертуар этих театров был пёстр и разнообразен – от нравоучительных драм Ожье и Дюма до водевилей, пантомим, мелодрам и обозрений.

В театральной жизни Франции второй половины XIX века значительную роль играла так называемая клака, т.е. наемные хлопальщики, которые должны были аплодисментами и прочими знаками одобрения содействовать успеху пьесы или автора. Клакеров использовали и для провала пьесы Их оплачивали обычно директора театров, иногда – авторы пьес.

Этот пример оказался заразительным, и клакеры появляются во второй половине XIX века в Англии, Германии, США.

В актерском искусстве этой поры можно отметить реалистические черты, характерные для актеров «Комеди Франсез». Наиболее яркое явление – Эдмон Го (1822-1891). С первых лет пребывания в театре «Комеди Франсез» он привлек внимание публики и критики трактовкой и исполнением роли Маскариля в комедии Мольера «Смешные жеманницы». Он уходит от нарочитого комизма, и комические образы мольеровских комедий в его исполнении приобретают драматические черты. Так Тартюф в его исполнении – умный, сильный, но аморальный человек, для которого лицемерие служит средством обмана доверчивых буржуа. Это было новаторством. До него Тартюфа изображали в комедийном плане трусливым лицемером.

Искусство Го было высоко оценено Андре Антуаном, крупнейшим театральным деятелем Франции конца XIX в., отметившим в его искусстве простоту, оригинальность и правду.