Сценическое искусство
Если в театральном искусстве Франции времен Второй империи явно проступали признаки начинающегося упадка, то театральное дело процветало: оно стало одним из видов коммерции. В Париже в 1847 г. было 29 театров, а в 1868 г. их стало 45.
«Комеди Франсез» продолжал лидировать, репертуар у него был преимущественно классический, он был хранителем национальных традиций актерского искусства. В нем были сосредоточены крупнейшие актерские силы страны, и он был центром театрального образования. Идейно-политические позиции театра определялись мировоззрением его ведущих актеров, которые враждебно относились к демократическим веяниям; они примыкали к наиболее консервативной части буржуазной интеллигенции.
Коммерческие театры Парижа были сосредоточены на бульварах и в Латинском квартале. Основная масса театральной публики (мелкая и средняя буржуазия) посещала именно их. Самыми крупными театрами были «Порт-Сен-Мартен», «Варьете», «Жимназ», «Буфф», «Водевиль», «Амбигю-Комик» и др. Репертуар этих театров был пёстр и разнообразен – от нравоучительных драм Ожье и Дюма до водевилей, пантомим, мелодрам и обозрений.
В театральной жизни Франции второй половины XIX века значительную роль играла так называемая клака, т.е. наемные хлопальщики, которые должны были аплодисментами и прочими знаками одобрения содействовать успеху пьесы или автора. Клакеров использовали и для провала пьесы Их оплачивали обычно директора театров, иногда – авторы пьес.
Этот пример оказался заразительным, и клакеры появляются во второй половине XIX века в Англии, Германии, США.
В актерском искусстве этой поры можно отметить реалистические черты, характерные для актеров «Комеди Франсез». Наиболее яркое явление – Эдмон Го (1822-1891). С первых лет пребывания в театре «Комеди Франсез» он привлек внимание публики и критики трактовкой и исполнением роли Маскариля в комедии Мольера «Смешные жеманницы». Он уходит от нарочитого комизма, и комические образы мольеровских комедий в его исполнении приобретают драматические черты. Так Тартюф в его исполнении – умный, сильный, но аморальный человек, для которого лицемерие служит средством обмана доверчивых буржуа. Это было новаторством. До него Тартюфа изображали в комедийном плане трусливым лицемером.
Искусство Го было высоко оценено Андре Антуаном, крупнейшим театральным деятелем Франции конца XIX в., отметившим в его искусстве простоту, оригинальность и правду.
- Л.М. Петрова
- Формы осмысления действительности называются формами общественного сознания, иными словами – это мысли, идеи, представления, сложившиеся в обществе.
- П р о с т р а н с т в е н н ы е и с к у с с т в а
- Античный театр древняя греция
- Устройство античного театра
- Греческая драматургия
- Эсхил (525 – 456 г.Г. До н.Э.)
- Софокл (496-406 г.Г. До н.Э.)
- Еврипид (485-406 г.Г. До н.Э.)
- Греческая комедия
- Аристофан (446-385 г.Г. До н.Э.)
- Менандр (343/2 – 292 г.Г. До н.Э.)
- Античная теория искусства
- Платон (427-347 гг. До н.Э.)
- Театр древнего рима
- Появление литературной драмы в Риме
- Римская комедия
- Плавт (254 – 184 г.Г. До н.Э.)
- «Наука поэзии» Горация
- Организация театральных представлений в Риме.
- Значение античного театра и античной культуры
- Истоки средневековой культуры
- Содержание средневекового искусства
- Формы театрального искусства средневековья
- Эпоха возрождения Италия – родина Возрождения
- Итальянский театр Возрождения
- Маски комедии дель арте
- Мировое значение комедии дель арте.
- Испанское возрождение. «Золотой век» испанского театра.
- Устройство театра и организация театральных зрелищ.
- Организация театрального дела в Испании
- Английское возрождение Английский театр
- Особенности исторического развития Англии в XVI веке
- Английские гуманисты
- Английская драматургия и театр в XVI веке
- Устройство театра
- Шекспир (23 апреля 1564 – 23 апреля 1616)
- Английский театр после Шекспира
- Значение английского театра Возрождения
- Эпоха классицизма. Французский театр классицизма
- Драматургия классицизма
- Классицизм в искусстве актера и в сценографии. (о том, как шел процесс развития театра классицизма)
- Английский театр эпохи Просвещения
- Разработка теории актерского искусства в XVIII веке
- Таким образом, только обладая и разумом и чувствительностью, актер будет трогать зрительный зал как в трагедии, так и в комедии.
- Французское Просвещение. Французский театр.
- Вольтер (1694-1778)
- Театральное искусство
- Итальянский театр эпохи Просвещения
- Немецкий театр эпохи Просвещения.
- Драматургия Шиллера.
- Эстетика Шиллера
- Сценическое искусство Германии
- Стилевые тенденции эпохи Просвещения
- Русский театр от истоков до конца XVIII века
- Культура и театр русского средневековья
- Русское народное прикладное искусство Русский фольклор и фольклорный театр
- Формы русского средневекового театра
- Скоморохи на Руси.
- Театр при Алексее Михайловиче
- Художественная культура и театр России в первой половине хiх века
- Комедия начала XIX века
- Актерское искусство
- Декорационное оформление спектаклей начала XIX века
- А.С. Грибоедов и театр
- Сценическая история комедии «Горе от ума»
- О трактовках образа Чацкого на сцене
- Русский романтический театр
- А.С. Пушкин и театр
- Сценическая судьба трагедии «Борис Годунов».
- «Маленькие трагедии»
- Сценическая судьба «маленьких трагедий»
- Значение драматургии Пушкина в развитии русского театра.
- Н.В. Гоголь и театр
- История и эстетика театра
- Часть II. Мировой театр XIX века Европейский театр XIX века (до 1871 г.) Введение
- Французский театр Театр периода Великой Французской революции
- Театр начала XIX века
- Актерское искусство Франции периода романтизма.
- Сценическое искусство
- Английский романтический театр
- Актерское искусство
- Немецкий романтический театр
- Итальянский театр периода романтизма.
- Европейский театр конца XIX века
- Введение
- Французский театр
- Актерское искусство
- Скандинавский театр
- Английский театр
- Актерское искусство
- Немецкий театр
- Создание Свободной сцены
- Итальянский театр
- Русская художественная культура и театр второй половины XIX века
- Сатирическая драматургия
- Борьба за осуществление театральной реформы.
- Осуществление театральной реформы
- А.П. Чехов и театр
- Театральное учение к.С. Станиславского и мировой театр