Борьба за осуществление театральной реформы.
Творческого и организационного обновления русского театра добиваются выдающиеся мастера Малого и Александринского театров. Такое обновление стало насущным. Тормозом оказывается театральная монополия, дирекция императорских театров пресекает любые попытки обновления.
Передовые деятели театра понимают, что без коренного реформирования театр не только утратит свои передовые позиции, но и вовсе захиреет.
В числе театральных деятелей, стремившихся к реформированию русского театра, был великий драматург А.Н. Островский (1823 – 1886). Создав своей драматургией целый театр, принимая деятельное участие в творчестве актеров Малого театра, Островский как никто ощущал острую необходимость обновления русского театра. Театр нуждался в достойном репертуаре, в свободе творческого поиска, что исключало цензуру. Насущным требованием времени становилась театральная школа и система подготовки творческой актерской смены. Театр нуждался в грамотной, доброжелательной, профессиональной критике. Таким образом, театральная реформа должна была коснуться всех сторон жизни театра. (О деятельности А.Н. Островского по реформированию русского театра см. выше, в разделе «А.Н. Островский»).
Борьба против театральной монополии тем не менее увенчалась успехом: весной 1882 г. «монополия дирекции императорских театров на театральные предприятия в столицах» была официально отменена указом Александра III Сенату с предписанием: «На будущее время к публичным забавам, зрелищам и увеселениям в столицах применять общие правила, установленные в этом отношении для всех местностей империи». Смысл этого акта состоял в том, чтобы с расширением театральной сети за счет частных театральных предприятий отвлечь широкие круги населения от общественно-политических интересов, возросших в обществе после убийства Александра II. Правительственные круги не оставляли надежды превратить театр в «социальный громоотвод».
Другим активным борцом за театральное обновление был А.П. Ленский (1847 – 1908). Актер широкого диапазона, выходец из провинции, он создал на сцене Малого театра образы Уриэля Акосты, Гамлета, Отелло, Фамусова, Городничего, Глумова.
Ленский известен также как автор многих водевилей, не сходящих со сцены и в наши дни («Лев Гурыч Синичкин»), как режиссер и педагог. В 1888 г. он руководил классом сценического искусства на Драматических курсах при Московском театральном училище. Здесь он впервые применяет методическую работу над ролью, вместо показа «с голоса», и добивается специальных утренников – силами актерской молодежи Малого театра. Эти спектакли отличаются слаженностью, ансамблевостью, художественной целеустремленностью.
В 1898 г. он организует специальный «Новый театр» – первый опыт создания театральной студии при Малом театре. Здесь Ленский ставит «Сон в летнюю ночь» Шекспира, «Снегурочку» Островского и ряд других спектаклей, в которых формируются новые актерские кадры Малого театра.
Ленский выступает и как режиссер в Малом театре и, по сути, он явился первым режиссером-постановщиком на казенной сцене. Он поставил «Ромео и Джульетту», «Кориолана» Шекспира, ряд других пьес. Он ведет длительную работу по подготовке спектакля, как репетиционную, так и работу по оформлению спектакля, продумывает костюмы, грим.
Он стремится изжить театральную рутину: ставит вопрос о неуместности вызовов актеров среди действия («вызовы актеров нарушают стройность спектакля и целостность впечатления), но официального запрета добивается только через 8 лет (в 1890 г).
С 1907 г. Ленский становится главным режиссером Малого театра. Он намечает целый ряд реформ. Но равнодушие и косность театральной дирекции помешали ее осуществлению. Видя бесплодность всех попыток преобразовать казенную сцену, Ленский уходит в отставку. В 1908 г. его не стало.
Таким образом, в течение 60 – 90-х годов, несмотря на ряд отдельных нововведений, полностью реформировать театр не удается никому. А между тем, театр к концу века все ближе подходит к полосе кризиса, и реформа тут не только необходима, но и неизбежна.
- Л.М. Петрова
- Формы осмысления действительности называются формами общественного сознания, иными словами – это мысли, идеи, представления, сложившиеся в обществе.
- П р о с т р а н с т в е н н ы е и с к у с с т в а
- Античный театр древняя греция
- Устройство античного театра
- Греческая драматургия
- Эсхил (525 – 456 г.Г. До н.Э.)
- Софокл (496-406 г.Г. До н.Э.)
- Еврипид (485-406 г.Г. До н.Э.)
- Греческая комедия
- Аристофан (446-385 г.Г. До н.Э.)
- Менандр (343/2 – 292 г.Г. До н.Э.)
- Античная теория искусства
- Платон (427-347 гг. До н.Э.)
- Театр древнего рима
- Появление литературной драмы в Риме
- Римская комедия
- Плавт (254 – 184 г.Г. До н.Э.)
- «Наука поэзии» Горация
- Организация театральных представлений в Риме.
- Значение античного театра и античной культуры
- Истоки средневековой культуры
- Содержание средневекового искусства
- Формы театрального искусства средневековья
- Эпоха возрождения Италия – родина Возрождения
- Итальянский театр Возрождения
- Маски комедии дель арте
- Мировое значение комедии дель арте.
- Испанское возрождение. «Золотой век» испанского театра.
- Устройство театра и организация театральных зрелищ.
- Организация театрального дела в Испании
- Английское возрождение Английский театр
- Особенности исторического развития Англии в XVI веке
- Английские гуманисты
- Английская драматургия и театр в XVI веке
- Устройство театра
- Шекспир (23 апреля 1564 – 23 апреля 1616)
- Английский театр после Шекспира
- Значение английского театра Возрождения
- Эпоха классицизма. Французский театр классицизма
- Драматургия классицизма
- Классицизм в искусстве актера и в сценографии. (о том, как шел процесс развития театра классицизма)
- Английский театр эпохи Просвещения
- Разработка теории актерского искусства в XVIII веке
- Таким образом, только обладая и разумом и чувствительностью, актер будет трогать зрительный зал как в трагедии, так и в комедии.
- Французское Просвещение. Французский театр.
- Вольтер (1694-1778)
- Театральное искусство
- Итальянский театр эпохи Просвещения
- Немецкий театр эпохи Просвещения.
- Драматургия Шиллера.
- Эстетика Шиллера
- Сценическое искусство Германии
- Стилевые тенденции эпохи Просвещения
- Русский театр от истоков до конца XVIII века
- Культура и театр русского средневековья
- Русское народное прикладное искусство Русский фольклор и фольклорный театр
- Формы русского средневекового театра
- Скоморохи на Руси.
- Театр при Алексее Михайловиче
- Художественная культура и театр России в первой половине хiх века
- Комедия начала XIX века
- Актерское искусство
- Декорационное оформление спектаклей начала XIX века
- А.С. Грибоедов и театр
- Сценическая история комедии «Горе от ума»
- О трактовках образа Чацкого на сцене
- Русский романтический театр
- А.С. Пушкин и театр
- Сценическая судьба трагедии «Борис Годунов».
- «Маленькие трагедии»
- Сценическая судьба «маленьких трагедий»
- Значение драматургии Пушкина в развитии русского театра.
- Н.В. Гоголь и театр
- История и эстетика театра
- Часть II. Мировой театр XIX века Европейский театр XIX века (до 1871 г.) Введение
- Французский театр Театр периода Великой Французской революции
- Театр начала XIX века
- Актерское искусство Франции периода романтизма.
- Сценическое искусство
- Английский романтический театр
- Актерское искусство
- Немецкий романтический театр
- Итальянский театр периода романтизма.
- Европейский театр конца XIX века
- Введение
- Французский театр
- Актерское искусство
- Скандинавский театр
- Английский театр
- Актерское искусство
- Немецкий театр
- Создание Свободной сцены
- Итальянский театр
- Русская художественная культура и театр второй половины XIX века
- Сатирическая драматургия
- Борьба за осуществление театральной реформы.
- Осуществление театральной реформы
- А.П. Чехов и театр
- Театральное учение к.С. Станиславского и мировой театр